Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Когда каникулы закончатся, вы возобновите походы в спортзал и уже, вероятно, будете думать о предстоящих выходных, не падайте духом. На протяжении всего января всегда можно найти мероприятие, организаторы которого отказываются верить в то, что новогоднее настроение позади. 10 января продлить ощущение чуда можно будет на концерте «Рождественские сказки». Это одно из немногих событий, которое чествует не праздность и угар, а увлекает тебя глубоко за собой, в мир исконности и искренности. Это фолк-феерия о традициях разных стран, душеспасительных обрядах, настоящей доброте и любви.

Автор проекта Женя Винд — настоящий фольклорист, музыкант (сотрудничала со множеством групп), вокальный продюсер и художественный руководитель школы GoGolos. Идеей о таком масштабном и душевном празднике Женя жила, по её словам, последние лет 30. Несмотря на моветон, мы хотели поинтересоваться у артистки, почему её музыкальная группа называется YoGa, если она исполняет русские народные песни, но потом увидели, как Женя пишет название «Ёга», — и вопрос отпал сам собой. Поэтому поговорили о существенном — сути фолк-музыки, её актуальности и, конечно, том, чему нас научат «Рождественские сказки».

fglb6ii_750

— На эстраду идут за деньгами и славой, панков вдохновляют несовершенства системы, рэп — для поэтов, которым тесно на бумаге. Расскажите, с какой целью и какие люди приходят в народную музыку? Что вас привело в этот мир?

— Спасибо за вопрос! Попала я в этот мир с помощью его величества случайности — просто в школьные годы оказалась в фольклорном коллективе. И, как всегда, в моей жизни сыграли роль Учитель и загранка. Ансамбль был создан под запрос — ездить по культурному обмену в Скандинавию. Затем обучение в институте, экспедиции, вдохновение традицией и настоящим, душистым миром деревни, тёплыми и мудрыми лицами, руками людей, с которыми мы общались. Они пели нам песни, рассказывали истории, учили печь пироги и доить коров. Исподволь показывали, как быть, а не казаться. Духовный рост — он ведь такой, не всегда и понимаешь, что это именно он. Конкретно заниматься духовным ростом — чаще всего тупиковая ситуация, эпик фэйл.

Настоящее происходит с тобой не то чтобы против твоей воли, но совершенно точно в ситуациях, которые ты не планировал. Так вот встреча с фольклором — она именно такая. Люди занимаются какой угодно музыкой, а потом слышат одну песню или закличку, происходит квантовый скачок — и всё. Когда один раз откликнулось — ты уже понимаешь, что остальное вторично и слегка натянуто, здесь чересчур, а там недо. Я сама слушаю разную музыку и делаю разную музыку. Надо понимать, аутентичность — это музыкальная константа. Она не связана с формой или ладом, попевкой или составом инструментов. Есть вполне себе рокеры очень аутентичные в своей сути, такое вот наблюдение.

Многие фольклористы с мировым именем изначально получали классическое образование, инструменталисты, теоретики, вокалисты. Они копали вглубь и приходили к фольклору, к источнику, началу всего. Те, кто сегодня поддерживают фольклорное движение, не сподвижники. Просто они не могут без этого источника, однажды их озарило. Фольклор ведь не только про музыку как таковую — а про весь контекст человеческих взаимоотношений, каждый коллектив — микрокосмос.

okh1y-h12oi

— Действительно, фолк-музыка, как никакой другой жанр, связана с другими аспектами культуры: традициями, костюмами, танцами, играми и чем только не. Потому ли это, что поклонников такой музыки гораздо меньше, чем у той же эстрады, и чтобы привлечь внимание, приходится создавать целое шоу? Не бывает обидно, что какой-нибудь Тейлор Свифт достаточно выйти на сцену с гитарой, чтобы собрать стадион, а народную музыку приходится чем-то украшать?

— Как раз наоборот — поп-шоу взяли на заметку и реализуют именно фольклорный принцип синкретизма. В любой традиционной культуре, будь то Африка или Россия, Индонезия или Мексика, музыка не существует сама в себе. Она сугубо функциональна и связана с определёнными событиями в жизни человека, она органично вплетена в пространство — место, люди, действия, всё имеет значение. И самое главное — каждый участник, зрителей нет. Современное искусство стремится к этой форме синкретизма. Это как раз инверсия. Культура возвращается в средневековье с добытыми новыми технологиями.

А поп-артистам нужно создавать дорогое шоу и тратить много денег на рекламу, чтобы их продукт (это именно продукт, а не музыка) появился в поле массового слушателя. Философски отношусь к массмедиа — раз это существует, значит, оно зачем-то нужно. Коммерческие шоу не имеют отношения к искусству, разве что к искусству маркетинга.

Фольклор, классика, джаз — не для всех не потому, что это чересчур элитарно, здесь рады всем. Любое явление человеческой деятельности требует понимания языка, на котором говорят специалисты — ученые, музыканты, художники, айтишники. Научиться распознавать языки искусства — довольно трудоемкий процесс, нужно приложить усилия для его изучения. Неродной (второй, третий) язык мы ведь изучаем в школе, на курсах. Так и с музыкой.

Язык искусства имеет свои очертания, он развивается, он живой, как любой язык, и создают его люди, наши с вами современники. Нет такого, что когда-то давно кто-то сказал — будет так и во веки веков, аминь. С течением времени одни смыслы размываются, другие вырастают из исторической реальности. Чтобы было не скучно на концертах, нужно понимать, что происходит, знать этот язык, уметь на нем общаться, расшифровывать смыслы, следить за событиями, которые разворачиваются на сцене. Это не сложно — конечно, если язык знаком.

4o3_xfivqkw

— Когда и как родилась идея создания шоу «Рождественские сказки»? А главное, как управлять таким количеством артистов? Задачка, кажется, даже потруднее, чем собрать в одном фильме всех мстителей.

— Идея создания такой программы зрела во мне, пожалуй, последние лет 30. Можно сказать, это процесс. Я много работала в студии. Исследовала, как русская народная музыка реагирует на вторжение электроники и рока, авангарда и хип-хопа. С подачи подруги решила сделать живой концерт на свой юбилей, и закрутилось. Люди правильные пришли сами в мою жизнь, люди интересные, творческие, ищущие, взрослые. Да, бывает сложно, и да, бывает непонятно. Но внутри я ощущаю проект достаточно камерным, несмотря на 20 человек на сцене. Руководителем тоже себя не чувствую, скорее вдохновителем.

— Расскажите чуть подробнее, что зрителю ожидать от этого концерта? Из каких частей он состоит?

— У нас намечается интерактив в самом начале программы, поэтому рекомендую приходить к 19:00. Особенно зрителям с детьми. Для деток будет организован мастер-класс от сказочной Лизы Мельник и её проекта Funky Jam. Также к нам придёт настоящий, самый лучший Петрушка — Всеволод Мизенин и его театр «Папьемашенники». Мы покажем элементы святочных гуляний, зрителям предложим поплясать и поиграть вместе с нами. Концертная программа начнется в 19:30. В концерте принимают участие вокальный ансамбль YoGa («Ёга»), девчонки-зажигалки, в этот раз с нами играю потрясающие музыканты: Денис Сладкевич (барабаны), Даниил Калашник (гитара), Олег Сакмаров (флейта), Лена Тэ (виолончель), Федор Зверев (бас), Ян Рацен (гитара, перкуссия, клавишные), Иван Родин (виолончель). Также прозвучит колёсная лира (Лиля Шишкина), укулеле и гусли (Женя Винд). Режиссёр концертной программы Елена Садкова. Клуб Jagger очень уютный, с хорошим звуком и светом. К тому же там неплохая кухня. Прекрасные исходные данные для хорошего концерта. Обо всех участниках концерта мы пишем в группе. Поверьте, там много интересного вы почерпнёте!

u6_u5ddqs2m

— У народных сказок всегда есть какая-то ценная мораль. Какую главную идею доносит ваш проект?

— Мораль как раз изобретение более позднего времени. В народных сказках есть скорее инструкция. Волшебные сказки рассказывают, как действовать в переходные периоды (пойдешь направо — коня потеряешь…), как взаимодействовать с непознанным (иди и не оборачивайся), как справляться со стрессом (утро вечера мудренее) и не попасть в лапы к чудовищам и найти жениха (только цветочек аленький не срывай…) Наш основной месседж про то, что фольклор живее всех живых. Фольклор — это «народная мудрость» в переводе. Язык, верования, обряды, музыка, ремёсла — формы, через которые мудрость проистекает. Он не может устареть, пока есть общность людей, кто говорит на одном языке и живёт общей культурой. Фольклор легко адаптирует новые технологичные формы и концепции. Он всегда актуален и на гребне волны.

Когда-то давно не было понятия такого — «человечество». Была«наша» деревня и «чужая». При этом удивительно, что в древнейших слоях музыки мы слышим много общего — похожие ритмические рисунки, попевки-формулы, цикличность обрядовых форм. Для тех, кто сталкивается с традиционной музыкой разных народов, эта грань общих контуров фольклора народов мира вызывает удивление и восхищение. Во всех культурах есть некий связывающий элемент под названием аутентичность, подлинность. В мире постпостмодерна её сложно найти, но все усиленно ищут. Для нас важно быть. Важно прислушиваться, что подсказывает нам сердце в ответ на древние песни. Мы не хотим просто повторять, мы ищем себя в этом материале. Себя современных со всеми нашими современными мыслями, городским менталитетом, знанием о том, а как в Турции или Египте. Нет на наших концертах равнодушных людей, даже далёкие от этой музыки люди пританцовывают и выражают восхищение, а неужели так и пели. А вот да, примерно так. Да, мы берём элементы, которые в естественной среде не обитали совместно, как, например, курский красный сарафан и пензенская рогатая кичка, поём при этом новгородскую хороводную, да ещё и с африканским джембе. Такой замес находит почти тактильный отклик в нашем искреннем отношении к материалу, смысл не теряется, а подсвечивается. Сегодня человечество на пороге осознания себя «землянами», ведь «земля в иллюминаторе» с начала 60-х видна, а «наши космонавты полетели высоко и работали там дружно, потому что нужно» (цитата из народной белгородской песни о космонавтах). Я могу долго говорить на эту тему, но лучше прийти на концерт и послушать, посмотреть, убедиться в подлинности эмоций.

a05gacm4f2i

— Получается, вы интересуетесь и фольклором зарубежных стран?

— Обязательно! Всё началось в годы обучения в институте на лекциях Изалия Иосифовича по фольклору народов мира. Он с хитринкой во взгляде проводил с нами, студентами, эксперименты — ставил музыкальные отрывки и спрашивал: «Как вы думаете, откуда эта музыка?» И вот поставит два отрывка, все в один голос говорят: «О, это Африка и это Африка». А он радуется: «Не угадали! Вот это Африка, а вот это Брянск». С тех пор с большим увлечением слушаю самую разную музыку и в путешествиях обязательно стараюсь найти музыкальные артефакты сохранившихся культурных слоёв.

— Есть устоявшийся стереотип о том, что русская культура – про тоску и страдания. А про что, на ваш взгляд, исконная русская культура?

— Та самая древнерусская тоска — это тоска по утраченной свободе или экзистенциальная тоска по утраченному раю, по изначальному состоянию мира во всей его первозданной красоте. Русская цивилизация волшебным образом эту тоску перерабатывает в искусство. Начиная от раннего фольклора и заканчивая русскими композиторами и писателями. Возможно, это миссия нашей цивилизации — не дать человечеству забыть о главном.

— Какая ваша главная музыкальная амбиция?

— Мне важно собирать в одно целое то, что другим целым не кажется, трансформировать в сознании людей тайные послания древности. Бессознательное, глубокие связи, сексуальность — всё то, что кажется неочевидным, — дать распознать и почувствовать каждому, кто соприкасается с нашим творчеством.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика