Новый альбом московской группы «Лётная школа» «Цели и средства», а то и всю творческую концепцию проекта, можно охарактеризовать строками из финальной песни этого релиза: «Крикнут вежливые пьяницы: "Спой чего-нибудь из раннего", но чудеса не повторяются, чудеса бывают заново». В рамках «Лётной школы» Дима Вагин, завоевавший народную любовь в амплуа рок-барда, успешно переоткрывает себя в роли фронтмена и идеолога рок-группы.
Вагин умеет сочинять тонкую рок-лирику, остроумные панк-гимны («Папа панковал», «Шлюх-рок») и интернет-хиты с вирусным потенциалом (слушайте песню «Электросталь»), хоть и признаётся (или делает вид), что в последнем мало понимает.
Наряду с эксклюзивными песнями группы, постепенно многие произведения из сольного репертуара Димы перекочёвывают на альбомы «Лётной школы», где обретают новую форму. По словам автора, все лучшие его песни проходят в «Лётную школу». Так, в альбоме «Цели и средства» переродились композиции «Про секс» и «Радуйся», уже известные почитателям творчества Димы Вагина. В общем, формула примерно такова: плохие девочки попадают в Электросталь, а хорошие песни Димы всегда попадают в репертуар «Лётной школы». А если с какой-то из ваших любимых песен ничего подобного пока не произошло, можно ожидать, что автор и его команда уже работают над этим. Неслучайно же и сама группа называется в честь одной из сольных композиций, совершивших такую миграцию ещё в эпоху дебютного полноформатника ЛШ — «Для счастья».
Читайте также
Альбом «Цели и средства», как и сказано выше, раскрывает какую-то доселе неведомую грань творчества «Лётной школы». Если бы не тексты и исполнительская харизма Димы Вагина, можно было подумать, что эта пластинка записана каким-то другим проектом. Здесь меньше угара, чем в предыдущих работах, хоть и не меньше надрыва. Отсутствие быстрых боевиков, минимум тяжёлого звука и сарказма компенсируется драматизмом и захватывающими джазовыми и фанковыми ритмическими рисунками.
Открывает альбом хит «[не]вместе», записанный ЛШ совместно с прославленным танго-коллективом Tango en Vivo. Стиль этой песни можно охарактеризовать строчкой из её же припева: «Танго по скользкой жести». Это смесь хард-рока, городского романса и танго, в котором рвётся душа (или две) и едва уцелевает мех бандонеона.
В принципе, настроением урбанистического рок-романса пронизан весь материал «Целей и средств». В сюжетах песен преобладают философско-бытовые зарисовки («[НЕ]громко», «Заново») из жизни и пограничных состояний поэта-музыканта, неисправимого романтика («Ты», «Зачем тебе лето?», «Радуйся»), курсирующего между Старым Арбатом, Строгино и звёздной высью («Бывает тепло»), куда ему из-за сильного подпития никак не добраться пешком.
Особенно умиляет картина, описанная в песне «[НЕ]громко», герой которой, вместо того чтобы «спать весь выходной, насмотревшись на обои», услышав пение соседки, хочет джемовать с ней сквозь стену, забыв об усталости. Такое желание способны почувствовать лишь творческие натуры и самые отчаянные меломаны. А уж запечатлеть это в песне, да ещё и с такой эмпатией, удалось только Диме Вагину и его «Лётной школе».
В преддверии презентации альбома, которая состоится 27-го января в московском Life Pub, мы поговорили с лидером «Лётной школы» Димой Вагиным и продюсером коллектива Артёмом Аматуни о старых и новых песнях, творчестве Вени Д’ркина и противоречиях, которые в группе, кажется, не всегда видят, но обожают.
— В новом альбоме, по сравнению с предыдущим «Гоу хоум», больше лирики, речитатива, меньше ярости и скорости — можно подумать даже, что слушаешь две разные группы. С чем это связано: вы ещё в поисках своего звука или это концептуальное решение?
Д.В.: Я видел альбом как цельную работу с определённой задачей. Мне бы хотелось, чтобы мои песни реально помогали слушателю. Этот альбом про выход из тяжёлого состояния. Для этого иногда нужно выплеснуть боль, проораться, а иногда нужно совершить путешествие в ассоциации и рассмотреть ситуацию внимательно и чутко.
А.А.: Когда в центре песня, всё остальное подчиняется ей. На этом альбоме такие песни.
— Трек «[не]вместе» записан с танго-коллективом Tango en Vivo. Как вы поняли, что для записи такого рок-танго-романса вам нужно подкрепление? Как встретили ваше предложение артисты из мира танго?
А.А.: Решение было очень естественным — пройти в аранжировке от аутентики до рока. Ребята из Tango en Vivo очень открытые для экспериментов, и это не первый их подобный опыт. Но я точно знаю, что не все такие, как они, в этом мире, он полон снобов!
Д.В.: Тут надо сказать, насколько меня поразило преобразование песни, которую я написал под три простых аккорда, с этой аранжировкой. Я спел её Тёме, а он серьезно погружён в эстетику танго и уверенно сказал, что точно знает, как нужно делать, главное, чтобы я ему не мешал. Мне, конечно, было сложно не вмешиваться, но в данном случае именно такое решение было верным.
— На мой взгляд, у «[не]вместе» есть потенциал вирусного трека (в хорошем смысле слова). Может быть, под него снимают видео в Сети или кто-то уже ставил хореографический номер?
А.А.: Он только что вышел, поэтому пока танцев мы не видели. Но что-то подсказывает…
Д.В.: Есть видео на «[НЕ]громко», а в целом про вирусность в области искусства, любого и песен в частности, я ничего не понимаю.
— Я же правильно понимаю, что для избранного числа ваших фэнов вы уже проводили прослушивание новинок?
А.А.: Да, захотелось разделить этот момент с теми, для кого это важно.
— Как вы попали на «Квартирник у Маргулиса»?
А.А.: Нас пригласили. Правда.
Д.В.: Вы знаете, я часто получаю такие вопросы, типа: «Как писать песни?», и я скажу, что это большая тайна и труд. Видимо, такая профессиональная тайна есть и у нашего прекрасного директора. Я несколько раз пытался вникнуть, но понимаю, что в каждой специальности есть недоступные для дилетантов области.
— Один из ваших хитов называется «Электросталь». Что вас связывает с этим городом и почему вы решили, что туда попадают именно плохие девочки и именно после смерти?
А.А.: Нас с этим городом связывает здоровое чувство юмора!
Д.В.: Да, это самый популярный вопрос. Просто в Электростали есть очень угарная компания, которая разделяет нашу любовь к музыке и хохоту.
— Дима, ваша песня «Радуйся», ставшая хитом сольной программы в проекте «Дима Вагин», перекочевала в репертуар группы и новый альбом. Ощутили какие-то плюсы или минусы этого события?
Д.В.: Все лучшие песни только в «Лётной школе»!
А.А.: Одни только плюсы!
— Почему нельзя называть Бангкоком город, где правит бог?
Д.В.: Потому что традиционное название этого города — Крунг Тхеп Маха Накхон (в переводе с тайского языка — Город Богов, Великая Столица). Его, кстати, после написания песни официально вернули, да-да. Это факт.
— Ранее у «Лётной школы» выходил релиз с песнями Вени Д’ркина. Как его приняли поклонники группы и самого Д’ркина?
А.А.: Мне кажется, что все приняли это как нечто долгожданное.
Д.В.: Я говорил с музыкантами из состава «ДрБэнда», с людьми, игравшими с самим Веней. И почти дословно могу озвучить их мнение про наш ЕР: в записи такая трактовка творчества им не очень зашла, но когда они пришли на наше выступление и услышали это вживую, то им показалось, что всё в порядке, и никаких диссонансов этического характера не чувствуется. А ещё удивительно, но факт: есть люди, которые открыли для себя мир и песни Вени, впервые узнав о нём из-за нашего альбома. И они пишут мне, что рады столкнуться с таким большим автором.
— Девиз вашей группы: «Никакого бунта», хотя по песне «Шлюх-рок», где вы хорошо постебали конформистов, рядящихся в панков, так не скажешь. Любите противоречия?
А.А.: Обожаем!
Д.В.: Не вижу тут противоречий.
— В конце января у вас теперь уже большая презентация нового альбома. Расскажите об этом событии подробнее.
А.А.: Мы готовим очень красивую историю. Спойлер — приходите в указанное на афише время!
Д.В.: Да, 27 января в московском клубе Life Pub будем играть новую пластинку, будут классные гости, и мы сами много готовились. В общем, будет шоу.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!