Каждый слушатель сам выбирает для себя, что для него первостепенно — форма или содержание. Если раньше содержание было вторично и одинаковые тексты песен кочевали от одной аранжировки к другой, то во времена господства хип-хопа содержание либо выходит на первый план, либо вплетается в ту форму, в которой живёт, и без неё уже теряет свою выразительность. Совсем молодая группа Xenisha стала первым откровением 2024 года. Их дебютный релиз «Шли двое из дождя» объединяет в себе форму, содержание, стихи, музыку, R’n’B, трип-хоп и чувственность.
«Шли двое из дождя» — это три песни-абстракции, объяснить значение которых достаточно сложно. Релиз подписан на стримингах жанром хип-хоп, но музыкальное пространство дуэта уходит немного дальше. Здесь действительно чувствуется некое влияние: и речитатив, и линейная структура песен, и акценты на слабые доли в бите. Будь моя воля маркировать релизы, я бы обозвал его «абстрактным хип-хопом» за потокосодержательную лирику, но даже здесь Xenisha не вписывается в пантеон русского абстракта, состоящего из мужских, прокуренных бог знает чем голосов, читающих о том, что даже цитировать запрещено.
Зарекайся не зарекаться,
Сила в делах, а не в словах,
В словах есть сила ядренее пластида,
Поядерней России, веди себя красиво.
Зарекайся
Во-первых, голос здесь женский: эротичный и хрупкий. Речитатив Ксении Соколовской почти шепчет стихи о мире, для которого «мир» — всего лишь наименование. Мы привыкли, что женская лирика направлена исключительно вглубь к эмоциям, но поток Xenisha прямо противоположен — он идёт изнутри наружу, созерцая окружающее обрывочными фразами, идущими не из головы, а прямиком из сердца. Такого на русскоязычной сцене крайне не хватало.
Читайте также
Тише, тише, слышишь?
Мир тихонько дышит.
Вдох — разрушение,
Выдох — созидание.
Тише
Во-вторых, это сама музыка: не менее хрупкая и чистая. Здесь нет сэмплов, нет заигрываний с постмодерном, только живые инструменты и лаконичная электроника, собранная руками Михаила Леничко. Особенно впечатляет инструментал заглавной песни релиза, в которой создаётся кропотливый коллаж с участием мандолины. Музыка не перетягивает на себя никакие одеяла, а уютно подстраивается под голос, обволакивая необычные метафоры красивой обёрткой. Вкупе с голосом всё музыкальное полотно больше напоминает не хип-хоп, а подзабытый жанр трип-хопа, в частности группу Portishead, в которой тоже гипнотические ленивые инструменталы дополнялись красивым женским вокалом Бет Гиббонс.
Xenisha, конечно, не Portishead, иначе что свежего в повторе музыки 30-тилетней давности? Нет, дуэт представляет из себя именно ту российскую группу, которую хочется видеть в 2024 году – немного обречённую, но не депрессивную, задумчивую, но не о будущем, и красивую, вопреки окружающему уродству. Установка, что русскоязычная музыка — обязательно грустная, уже никого не удивляет, но дуэт Xenisha будто бы идёт дальше, находя красоту не в меланхолии, а в созерцании этой меланхолии, напоминая Тарковского, сидящего на дереве и рассуждающего о жизни. Это ощущение сложно объяснить, но такова метафизика, что поделать.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!