Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Группа ЭЙС

Что делает музыку настоящей? Как передавать эмоции, чтобы слушатель верил каждому слову? В интервью представитель российской рок-сцены ЭЙС делится своими взглядами на творчество, рассказывает о поиске вдохновения, личных открытиях и неизбежных столкновениях с критикой, а также о новой песне «Не на 25 этаже», которая выйдет в начале февраля.

Не так давно завершились новогодние праздники. Как вы их провели?

Прекрасно! Катался на лыжах с семьей, правда, всего два раза — снега было очень мало. Кроме этого, встречались с друзьями, пели в караоке. Немного работал над новой музыкой, но вдохновение пока не пришло.

А что обычно поете в караоке?

Самый разный репертуар — от Bon Jovi “Wanted Dead or Alive” и The Animals “House of the Rising Sun” до Metallica “Turn the Page”. Ну и, конечно, Чиж, Чайф, Наутилус, ДДТ. Причем в последнее время, за последний год, замечаю, что чаще выбираю у ДДТ более грустные песни. Раньше мне нравилась “Осень”, одна из их самых известных композиций, но теперь она меня уже не трогает. Сейчас больше по душе “Вороны”, “С Рождеством”, “Я зажег в церквях все свечи” — очень сильные песни. Недавно снова открыл их для себя, потому что когда-то давно играл их на гитаре. А с появлением караоке в России все стало проще.

Интересный момент про “Ворон”. Шевчук иногда поет от лица женщины. Хотели бы сочинить от женского лица?

Да, я пел эту песню не раз в караоке. А вот сочинять песни от женского лица… Никогда не задумывался об этом. Хотя, знаете, у меня так бывает — сначала говорю «нет», а потом начинаю размышлять и в итоге делаю. Но, если честно, мой мозг не перестраивается таким образом, чтобы писать от лица женщины. Хотя “Дом безмятежного сна” — отчасти попытка сделать что-то подобное.

Как вы выбираете, какие эпизоды из жизненного опыта положить в основу песни?

Да, в этом и парадокс — я ничего специально не выбираю. Иногда просто нет настроения взять гитару и написать что-то новое, а иногда вдохновение приходит само, чаще всего ночью, в 2-3 часа. Или когда я нахожусь вдали от близких, наедине с собой, под впечатлением чего-то услышанного или увиденного.

Какую самую безумную вещь вы бы хотели сделать в музыке? Может быть, какое-то необычное выступление или даже протестную песню?

Ну, раньше, давно, я любил эпатировать публику. Но все было в разумных рамках — согласно месту, времени и обстоятельствам. Безумных границ я не переходил.

Что касается протестных песен… Их уже достаточно. Хотя, например, моя новая песня “Не на 25 этаже” отчасти тоже протестная. Причем, забавно, но изначально она была написана в шутливом ключе, в чистом виде стёб. А потом я решил сделать ее более панковой, добавить энергичности. Мне хотелось, чтобы в конце песни звучал полный «отрыв» инструментов, подчеркивающий абсолютное безразличие женского персонажа.

Обобщу предыдущий вопрос. Рок начинался как музыка протеста, но затем стал больше про самоисследование и рефлексию. Какая из этих ипостасей вам ближе?

Просто исследование. Исследование не только себя, но и окружающего мира, людей, их душ. Кстати, недавно мне в комментариях написали: «Зачем тебе мешок? Ты что, пожиратель душ?» — я посмеялся. Но если серьезно, раньше это действительно было больше про самоисследование, а потом переросло в изучение окружающих меня людей и мира.

eys_4

Какая часть процесса создания музыки для вас самая любимая?

Момент, когда я понимаю, что песня закончена. Когда сижу, играю, пою — и вдруг осознаю: всё, тут больше сказать нечего. Это ощущение завершенности очень ценно.

Как со временем менялось ваше отношение к музыке?

Если поставить все мои песни в хронологическом порядке, то получится путь. Не путь воина, а путь музыканта, хотелось бы верить. Сейчас у меня есть накопленный материал, который я периодически «реанимирую» — дорабатываю, переосмысливаю.

У меня с одним хорошим знакомым, аранжировщиком, возникла безумная идея — что если сделать один из моих треков в стиле чистого попа? Не рок-поп, а именно поп. Мы решили попробовать, и сейчас как раз в процессе. Причем изначально у этой песни была готова рок-версия, но потом мы немного изменили аранжировку. А теперь решили сделать ее в совершенно другом жанре. Что из этого выйдет — одному Богу известно.

На самом деле, мой вопрос был как раз о вашем отношении к экспериментам. Насколько вы готовы к ним?

В этом смысле мне очень понравилось интервью Стинга. Он говорил, что вся его музыкальная карьера — это эксперименты. И, надо признать, он делает это весьма успешно. Хотя, конечно, Стинг — это все же не попса в классическом смысле. Может, я чего-то не знаю, но он никогда не писал песен в откровенно попсовом жанре.

Есть ли у вас песня, которую вы бы не хотели никогда исполнять?

На самом деле, почти все песни, которые я писал, даже если они были посвящены близким людям, я хотел бы, чтобы они были услышаны. У меня нет настолько сокровенных вещей, которые хотелось бы скрыть. Скорее наоборот — если творчество востребовано, значит, оно нашло отклик. Ведь каждый человек в музыке слышит что-то свое. Но есть одна песня, которую я не хочу, чтобы кто-либо слышал. Возможно, она так и останется в тени.

Можете намекнуть, почему?

Когда я ее написал, мне казалось, что она закончена, что все в ней сказано. Но прошло время, и я понял, что... она мне просто не нравится. Это странное ощущение: я создал песню, она существует, у нее даже есть демо-запись, но мне не хочется, чтобы она была опубликована. Возможно, если кто-то поработает над ее звучанием, мое мнение изменится. Но пока я не хочу, чтобы ее кто-то услышал.

eys_3

Ваше отношение к своим песням со временем меняется? Например, вы переслушиваете свою музыку и ощущаете, будто это писал не вы, а какая-то ваша субличность?

Если говорить о раздвоении личности, то это свойственно многим творцам, но не мне (смеется). Хотя... при определенных обстоятельствах можно сказать, что у меня есть некое «раздвоение», но когда я возвращаюсь к своим песням, перепеваю их, у меня нет ощущения, что их написал кто-то другой.

Какая черта характера помогает вам в творчестве, а какая мешает?

Ооо… тех, что мешают, у меня много, помогает больше всего сентиментальность. Она определенно есть во мне, и именно она, наверное, больше всего влияет на творчество. Если я нахожусь в состоянии внутреннего равновесия и не загружен рутиной, то могу легко почувствовать чужие эмоции, услышать человека, пережить его историю. А что мешает… Я когда-то в психологии услышал термин «оператор НЕ». Это когда тебе говорят «не ходить по газонам», а ты идешь. «Не купаться в фонтане» — и ты прыгаешь в воду. Делать что-то вопреки — вот это мне мешает.

Многие бы с вами не согласились. Ведь гениальное искусство часто создается именно вопреки.

Возможно. Но мы сейчас говорим о том, что мешает именно мне. Вопреки можно создавать великие вещи, но в процессе это может усложнять жизнь.

Неожиданный вопрос: вы любите адреналин?

Да, я его пью каждый день (смеется). А если серьезно, то раньше я был без ума от адреналина. Пока однажды не встал вопрос ребром… Но в целом, да — мотоциклы, быстрая езда, полеты на паралете. Я всегда подходил к этому осознанно. Например, я не садился на мотоцикл, пока не отучился два года. Хотя нормальные люди учатся за сезон, я хотел быть уверенным, что справлюсь с управлением. Я не хотел стать «хрустиком» — так некоторые называют мотоциклистов, попадающих в аварии. С паралетом было так же. Это тележка с мотором и мягким крылом, по принципу параплана. Я учился летать, и у меня был отличный инструктор. Так вот, однажды на тренировке у меня неожиданно сложилось крыло — примерно на треть. А мы в этот момент летели на небольшой высоте. Инструктор сидел впереди, и я говорю ему: «Смотри, что происходит». Он тут же забрал клеванты, вытянул крыло… Мы чудом не свалились с высоты 200 метров.

Ничего себе! У людей, переживших подобные моменты, часто меняется восприятие жизни. Вас это чему-то научило?

Я с рождения был близок к смерти. Когда я появился на свет, врачи сказали моей матери, что я не жилец. Слишком синий, слишком слабый… В общем, прогнозы были неутешительными. По семейной легенде, мне сразу сделали тотальное переливание крови. Причем не просто крови, а крови бригады машинистов. Почему именно их — не спрашивайте, я сам не знаю. Но с детства слышу эту историю. Позже, уже по моей собственной глупости, было несколько случаев, когда я мог погибнуть. Например, однажды зимой я ехал к отцу. Он позвал меня в гости, а я никогда не мог отказать ему, потому что очень любил.

За городом, на Дмитровском шоссе, в страшную метель я несся на Audi. Молодость – безбашенность.Только что поставил новые шипованные шины и чувствовал себя уверенно. Скорость — 180 км/ч. Вдруг прямо в моей полосе появляются два человека. Они голосовали, и, чтобы их заметили, вышли чуть ли не на середину дороги.

Я едва успел вильнуть, чтобы их не сбить. Но после этого машина просто взлетела. В момент отрыва от земли я посмотрел на спидометр — 120 км/ч. Следующее, что я помню — машина падает с моста вниз. Удар был жесткий, а передняя часть автомобиля превратилась в месиво. Но я остался цел, разве что получил подушкой в нос, встал, вышел, вызвал эвакуатор, позвонил друзьям. У меня было слишком много моментов, когда я мог отправиться на тот свет. Но, видимо, Бог все еще держит меня здесь.

Удивительные истории. И всё-таки, вы как-то меняли после этого образ жизни?

Если честно, на короткое время — да, конечно. В такие моменты что-то действительно меняется в сознании. Но проходит какое-то время… и жизнь продолжается. Она ведь такая штука: ты идешь вперед и не знаешь, что ждет тебя дальше. За последние четыре года я многое переосмысливал, но жизнь подкидывала мне столько сюрпризов, что иногда просто не успеваешь остановиться и осознать все в полной мере.

eys_2

Музыка — это адреналин?

Скорее, выступление — это адреналин. Сам процесс написания музыки — нет. Хотя, когда композиция уже полностью готова, возникает определенное возбуждение, сердцебиение учащается, появляется волнение, азарт. Конечно, здорово, если сразу нравится, что получилось. Но у меня такое бывает крайне редко. Мой покойный дедушка, светлая ему Память, даже дал мне прозвище «придираст» — потому что я всегда находил то, на что другие даже не обратили бы внимания. Но, тем не менее, бывают моменты, когда что-то с первого раза действительно нравится. Так что, да, можно сказать, что это тоже форма адреналина.

Любой человек, который выходит в публичное поле, сталкивается с негативом. Иногда даже от близких людей можно услышать непонимание, а иногда просто в комментариях появляются неприятные вещи.

А как вы справляетесь с этим?

Творчество на то и творчество, чтобы нравиться не всем, это не пять тысяч рублей все-таки. Одним оно откликается, другим — нет. Кто-то поддерживает, кто-то хейтит. Вот, кстати, перед нашей встречей я разговаривал с одним знакомым. Он биржевик, но ушел в публичное пространство, у него масса подписчиков, он читает лекции. И его регулярно атакуют хейтеры.

Причем, по-другому и не скажешь — прямо “долбят”. Есть более грубые слова, но, пожалуй, «долбят» передает суть. Он уже четыре года публично рефлексирует на эту тему, постоянно проявляет агрессию в ответ на негатив. Я каждый раз говорю ему: «Перестаньте. Это ваше здоровье, а не их».

Есть мнение, что хейтеры питаются энергией тех, кого атакуют. Особенно если речь идет о личных конфликтах, а не просто комментариях в интернете. Это в какой-то мере эмоциональное насилие.

Возвращаясь ко мне — когда-то, очень давно, я сильно переживал из-за критики. Но потом другой вид искусства научил меня быть нейтральным к этому. Конечно, когда кто-то хвалит твои песни, говорит, что это красиво и талантливо, — приятно. Любому человеку приятно. Но если тебя хейтят, обливают грязью, оставляют неприятные комментарии… Лучшее, что можно сделать, — просто абстрагироваться. Не принимать это близко к сердцу.

Какую вещь вы узнали о себе, когда начали заниматься музыкой? Открыла ли она для вас что-то новое?

Да, конечно. Музыка для меня — это колоссальный выплеск эмоций. Я всегда пробовал себя в разных сферах, вот в айкидо, например, есть понятие «путь». И когда я начинал заниматься, мой учитель сказал: «Твоя задача — не вступить в драку, а избежать её». Но что такое драка? Это тоже выплеск эмоций — чаще негативных, гормональных. Так вот, музыка для меня во многом сродни драке. Она тоже дает возможность выбросить накопленные эмоции.

Интересно. А какую эмоцию сложнее всего передать в музыке?

Всё одинаково.

Одинаково сложно?

Нет, если ты по-настоящему это чувствуешь, то всё одинаково легко. Но если, например, ты поешь о ненависти, а сам её не испытываешь, то это будет невероятно сложно. Слушатель тебе просто не поверит. То есть сложнее всего передавать нечестные эмоции, тогда это уже не музыка, а скорее актерская игра.

А что вам кажется важнее в музыке — энергия или смысл?

Энергия. Однозначно. Смысл, конечно, тоже важен, лично для меня. Когда-то давно я смотрел программу Артемия Троицкого (внесён Минюстом в реестр иноагентов). Он очень хорошо разбирался в музыке. По-моему, его передача называлась “Кафе Обломов”. Классная была программа, мои одноклассники тоже ее смотрели, черпали оттуда информацию. Троицкий как-то сказал: «Если ты снимаешь клип, важно, чтобы видео не отвлекало от музыки, а музыка — от видео». Мне эта мысль запомнилась, и я взял ее себе на заметку.

Это про гармонию?

Да, но быть объективным к своему творчеству невозможно. В любом случае, это субъективный процесс. Поэтому посмотрим, что скажут зрители, когда выйдет новый клип на песню “Любовь стоит того”. Это тоже нетривиальная история. Но возвращаясь к вопросу — конечно, энергия. Если я, как слушатель, включаю House of the Rising Sun на полную громкость, меня накрывают мощнейшие эмоции. Или, например, Я зажег в церквях все свечи — тоже невероятная энергетика. Конечно, на концерте это ощущается еще сильнее, потому что там идет обмен энергией между артистом и публикой. Но даже просто слушая запись, ты чувствуешь эту мощь.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика