29 августа вышел долгожданный десятый альбом Канье Уэста «DONDA». Спустя многочисленные переносы, пышные презентации и эпатажные выходки альбом наконец-то стал доступен для прослушивания. Оценки у релиза довольно смешанные, но тем не менее «DONDA» успела стать одним из самых запоминающихся событий в истории музыки. И вот почему.
Не только музыка
Гезамткунстверк — «объединённое произведение искусства», единый культурный объект, состоящий из разных видов творческой деятельности. Как просто музыкальный альбом «DONDA» действительно может быть не самым впечатляющим произведением, но в совокупности с перформансами в виде трёх «listening party», прошедших на самых больших площадках Атланты и Чикаго, «DONDA» становится цельным художественным объектом. И сама жизнь Канье также является частью цельного перформанса, так как в основе всего творчества рэпера лежит его личное «я», которое он превозносит до божественных высот. «DONDA» не просто альбом, а целая рефлексия длиною в четырнадцать лет, в которой человек с ментальным расстройством переживает потерю матери. Для Канье это уже четвёртый опыт совмещения перформанса с музыкой, но если раньше его шоу были скорее рекламой альбома, то теперь представления стали неотъемлемой частью, стирающей грань между музыкой и перформансом.
Квинтэссенция творчества Канье Уэста
Большинство альбомов Уэста уникальны в своём звучании и совершали революцию в мейнстримной музыке. Потенциал «Донды» ещё только предстоит раскрыть будущим вдохновителям, но уже можно сказать, что сам по себе альбом является сборником лучших наработок из всей дискографии артиста. Канье здесь так же откровенен и не стесняется автотюна, как в «808s & Heartbreak», который стал первым рэп-альбомом новой искренности в поп-культуре. Это такой же альбом-блокбастер, как «My Beautiful Dark Twisted Fantasy», который ввёл моду на большие релизы с длинными кредитсами (в титрах к «DONDA» больше сорока продюсеров и тридцати приглашённых артистов). Звук на многих треках грязный, как в «Yeezus», который вышел в далёком 2013 году, когда поп-музыка не могла себе позволить настолько перегруженный звук. А религиозная тематика напрямую развивает идею «Jesus is King». Канье проводит черту всей своей карьере на «DONDA», но при этом не идёт по канонам поп-музыки. Это самый экспериментальный госпел-альбом и, вероятно, самый популярный.
Первая презентация на стадионе Mercedes-Benz Stadium в Атланте (Источник фото: Getty Images/Kevin Mazur)
Новый способ подачи музыки
После релиза «The Life Of Pablo» Канье ещё какое-то время доделывал альбом, и прямо на глазах у слушателя треклист изменялся и дополнялся новыми композициями. В «DONDA» этот подход стал важной частью перформанса. С каждой презентацией альбом расширялся, переделывался и улучшался в звучании так же, как зрелищность представления увеличивалась с каждым разом. И если на первой презентации было пятнадцать сырых треков, то до стримингов добралось двадцать семь. Сама структура альбома тоже менялась: на первых двух презентациях можно было услышать «Never Abandon Your Family», которая не добралась до финального плейлиста, а на треке «Jail» звучали разные артисты (до релиза дошли обе версии). За сутки до второй презентации Apple Music запустил трансляцию из переоборудованной в домашнюю студию раздевалки стадиона, где Канье со своей командой дописывал альбом. Окончательно Канье сломал концепцию «готовой» музыки, когда выпустил Stem-плеер с уже загруженным альбомом. Слушатель не только мог проигрывать музыку, но и видоизменять её, разделяя композицию на отдельные дорожки и микшируя по своему усмотрению. Таким образом Уэст изменяет восприятие музыки как готового продукта, делая её процессом, который обычно скрыт от слушателей.
Режиссёр Айсултан Сеитов тоже принимал участие в организации презентации
Свежий взгляд на религию
Творчество Канье Уэста — это трансформация гедониста, презирающего общество потребления, в мессию, ищущего спасение в боге. Ещё в вирусной «I Love It» 2018 года он читал о том, как любит быстрый секс, а уже через год отказался от мата в песнях, излечился от порнозависимости и создал хор Sunday Service Choir, проводящий еженедельные церковные службы. Кульминацией стал «Jesus is King» — самый слабый альбом Уэста, концепция которого была не докручена, а звук недоделан. В «DONDA» Канье доводит до ума свои взгляды и представляет осовремененный взгляд на христианство. Его альбом — это своя церковь, которая открыта каждому, кто хочет высказаться о чём хочет. В пастве имени Донды Уэст есть давние друзья (примирившийся после продолжительного конфликта Джей-Зи, Kid Cudi), молодая кровь (племянник Кендрика Ламара Baby Keem, Roddy Ricch), мировые звёзды (Travis Scott, The Weeknd), не вписавшиеся в новую этику артисты (Мэрлин Мэнсон и Крис Браун, обвиняемые в сексуальном насилии, DaBaby, осуждённый за гомофобные высказывания) и даже усопший Pop Smoke. Канье Уэст стал первой звездой такой величины, выступившей против «культуры отмены», но не ради провокации или намеренной критики, а чтобы дать грешникам шанс на искупление, как это и положено в христианской культуре. При этом «DONDA» — очень пафосное и возвышенное произведение, которому получается восхвалять бога не только громкими речами, но и самой музыкой, складывающейся в большинстве своём из органа и глубокого баса, заменяющего ударные.
Альбом-терапия
Донда и её сын на презентации книги (Источник фото: Getty Images/Vince Bucci)
Мать Канье Донда Уэст была самым важным человеком в жизни артиста. Не имея денег на аборт, она оставила ребёнка, воспитывая его без отца. Она оплатила его первую студийную сессию, когда Канье было всего тринадцать, и поддержала его, когда он решил уйти из колледжа ради карьеры музыканта. Она умерла 10 ноября 2007 года от последствий неудачной пластической операции. Тогда рэпер только обрёл мировую славу после выхода «Graduation», но лишился поддержки в самый важный момент. Красной нитью на протяжении всей карьеры Уэст проносит тему потери мамы — главной трагедии его жизни. В финальный треклист «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» не вошел трек «Mama’s Boyfriend», а в 2014 вышел совместный с Полом Маккартни трек «Only One», который Канье исполнил от лица Донды. Артист даже занимался разработкой игры про маму, но проект не был реализован. Её именем названо креативное агентство, объединившее художников и дизайнеров со всего мира. В 2019 году становится известно о биполярном расстройстве Канье Уэста, и он записывает свой самый личный альбом «ye», в котором в первом же треке признаётся, что хотел убить себя. Даже несмотря на поиск спасения в религии, Канье не становилось легче. В начале года стало известно о бракоразводном процессе с Ким Кардашьян, а альбом «DONDA», который он обещал выпустить ещё в июле 2020 года, казался очередным отменённым проектом.
Но собрав большую команду и доведя дело до конца, Уэст сделал самое масштабное высказывание о важности семьи, которая является второй темой в перформансе. На протяжении трёх презентаций Канье проходит путь от тотального одиночества к повторному обретению семьи. В первой презентации он бегал по пустому полю стадиона на глазах у десяти тысячи жителей в красном костюме (отсылка к картине Луизы Буржуа «FEMME», посвящённой её погибшей матери). В третьей презентации Канье отстраивает копию своего дома посредине стадиона в родном Чикаго и сидит на крыльце в окружении двух «отменённых» артистов Мэрлина Мэнсона и DaBaby (Христа распяли меж двух разбойников). В конце презентации рэпер горит в своём доме и выходит на встречу с женщиной в свадебном платье, которой оказывается Ким Кардашьян. И весь перформанс, и альбом в частности — это откровенный рассказ про травмы и их лечение, имеющий хороший конец.
Кульминационная сцена третьей презентации
«DONDA» — это многогранное сложное произведение, которое затрагивает многие проблемные темы. Это очередная революция Канье Уэста, которая двигает вперёд религиозную культуру и создаёт госпел-альбом нового типа. Это самый большой альбом артиста, самый большой альбом этого года и релиз с потенциалом стать классикой.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!