Сегодня в редакции «Субкультуры» слушаем новый музыкальный альбом поэтессы Инны Медведун — «Естество» (часть II), а заодно вспоминаем и первую часть этого диптиха. Талант Инны Медведун привлекает не только поклонников поэзии, но и самых разных музыкантов. В записи второй части «Естества» приняли участие: Jose Males (индейские народные инструменты), Ildar giridhari (саз), Сергей Летов (духовые), Людмила Жеравкова (ханг), Ашот Даниелян (фортепиано), Илья Азаров и Собака Рыжий (гитары), Георгий Росеба (перкуссии).
Человек разумный, какой бы расе он не принадлежал, какой бы веры не придерживался, какой культурный код в себе не нёс, находясь в границах нормального психического портрета – существо глубоко эмпатическое. Именно эмпатии мы обязаны выражением собственного мироощущения, созерцанием и обожествлением, развенчанием и противопоставлением. Эмпатия по сути – это базовая хромосома искусства как такового. И среди прочих видов искусств я выделю особенное, рафинированное и уникальное – музыку.
В пору ранних дагерротипов и первого синематографа, мелодия (глядя широко) служила чистым и надёжным проводником, трансформатором эмоции. В сочетании с ней, визуальное становилось практически осязаемым. Подоспела и поэзия. Не готов достоверно поведать о пионере мелодекламации, но сути это не меняет. Стихи, прочитанные, погруженные в точно подобранную музыкальную среду, воспринимаются совершенно иначе.
Читайте также
Что до практики парных альбомов (пусть то будет диптих) – она тоже не нова. Так, отчасти, куиновская «Ночь в опере», перетекающая в «День гонок», пинкфлойдова «Стена» или безумный «Tusk» от таких же британских безумцев the Fleetwood Mac – пик айсберга. Есть на что опереться, не так ли? И диптих мелодекламационный, сиречь – поэтический, я бы сказал, не нарушает, лишь обособляет правило. Это – определённо «известная в узких кругах классика». Я допускаю.
Что ж… Первая часть «Естества» – канон: от частного к общему. Очевидно, и в музыкальной, и, разумеется, первоочерёдно – в текстовой составляющей. Мелодекламация – это, всё-таки чаще прочего – про стихи. При том, открытие диптиха, имеет структуру, схожую с разливом ручья, сопровождаемом атакой чаек. Хаос и гармония тесны и пронизаны друг другом.
Всё рвётся вне, но – скованно снаружи. Хотя, душа, как «порождение корост» и «единственный композитор жизни» (последнее особенно, что называется, зашло) изрядно подкупают в смысле искренности, но главной, пожалуй, темой стали «Сосны». Этот текст, ИМХО, и есть мост, связка, льезон, если угодно – между двумя створками диптиха. Двумя створками Естества. Как ни крути. Если только «Я люблю тебя до слёз» не коррелирует внепланово и лингвистично с музыкально-вербальной серовской пошловатостью, не остановит реальный посыл первого створа. Она, безусловно – ключ к второй части. И тут частное умирает, в ожидании странного воскрешения... Отлично, итак...
Вторая створка поэтического диптиха открывается падением в землю. И падением, околовременным, глобальным. С весьма оригинальным и уместным реверсом голоса в конце. Сказать, что между створками – разность, не сказать ничего. Но – это и разность потенциалов, отчего возникает яркая дуга, ментально связующая обе части альбома. Поэтика Инны, словно рвёт пуповину внутрь. Удача – это когда знак и слово пытаются дружить. Здесь такого нет. В «Естестве 2» есть слово и звук. Звук, иногда посторонний, но чаще, амбивалентный. Композиция альбома, буквально по Баратынскому, обладает «лица необщим выраженьем». То и понятно. Фонетическая насыщенность текстов, их построение, грамотно используемый эффект вербального стекляруса, перетекания смыслов посредством изменения звучания, как результат – растянутое напряжение с практическим отсутствием катарсиса. Это особенно хорошо заметно в «Вере» и, конечно, в увертюре ко второй створке – «Всё падает в землю».
Скажу честно, при нескрываемой симпатии моей к подобному выбору творчества, не все образы дались мне легко. Например, в «Горах» мелодия Левитана видится чужеродным вкраплением в устойчивый минерал. Исаак Левитан (речь, полагаю, о нем) действительно умел писать тишину, подобно Куинджи, гениально писавшему свет. Однако, если используется прямая метафора, то мелодия гор это, скорее – Рерих. «Люди» показались мне чересчур прокламационной затеей. Текст в целом хорош, но проскальзывают назидательные интонации, что в контексте замысла альбома неуместны. Впрочем, это частное мнение, к которому следует относиться так, никак иначе.
И вот – цикл замыкается. Становится ясно (по крайней мере мне), почему диптих назван – «Естество». Здесь, во многом благодаря музыке (кстати, во всех треках она выбрана замечательно) естество, как десять аватар Вишну, осуществляет божественный замысел, проекция Сансары. И, как положено, завершается на высочайшей ноте в сакральнейшей из октав...
Теперь немного о поэзии Инны как таковой. Не случайно я обозначил мои размышления математической ремаркой. Тексты Инны Медведун, вне всякого сомнения, самостийны, и считываются без магического музыкального обрамления. Они живые, в них считывается пульс, давление и та самая эмоция, о которой я говорил вначале. Вместе с тем, двойной альбом – это точный расчет. И, полагаю, он полностью оправдался. От погружения в себя в первой части до вынесения за скобки собственно бытия – во второй. Получается гармония.
Наблюдать за появлением подобных композиций (а обе створки «Естества» и нахожу именно законченной композицией) мне по душе. Надеюсь, будет по душе и читателям, и слушателям. В конце концов быть хоть чуточку эмпатом не так уж скверно. Скорее, ЕСТЕСТВЕННО.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!