Сегодня, 6-го апреля, вышел новый полноформатный альбом экспериментального электронного проекта mal0 — «Morta». Этой работе предшествовали альбом «Псевдоморфозы» и EP «Бокоплав» и ещё ряд релизов. Формально все они не связаны с «Morta», но, если отбросить формальности, можно подумать, что это не так. Свою музыку автор проекта Илья Чертков характеризует как «ментальное кино». Сочиняя каждую композицию, он продумывает и подробный сюжет. И не исключено, что в его, казалось бы самостоятельных релизах, может происходить то же самое. Впрочем, ничто не мешает слушателю это додумать.
На мой взгляд, «Псевдоморфозы», «Бокоплав» и «Morta» можно объединить в трилогию, посвящённую фатальности бытия и логичному его завершению. Например, главный герой «Псевдоморфоз» отчаянно ищет смысл жизни в астрологических прогнозах, пока собственно жизнь проходит мимо. Рачок «Бокоплав» попадается краболовам и становится блюдом элитного ресторана. В финале и человека, и рачка ждёт одна и та же участь — встреча с Мортой, богиней смерти. И чем ближе эта встреча, тем трагичнее и тяжелее музыка.
По словам автора, новый альбом посвящён атмосфере 90-х. А мы-то знаем, что мрачных музыкальных настроений в ту эпоху было хоть отбавляй. Мраковать тогда стали буквально все — альтернативщики, электронщики и даже хип-хоперы, а металлисты, которые и так всегда были передовиками этого дела, активно расширяли свои тёмные границы, заимствуя недостающие им оттенки мрачного у готов и академистов. С другой стороны, курс на развитие информационных и прочих высоких технологий, взятый человечеством в 90-е годы, провозгласил, что во всех сферах жизни «нот дэд» теперь будет не только панк, но и киберпанк. Думаю, готика и киберпанк — два главных вектора, определивших звучание «Morta».
Девиз готов при всей печальности их образа звучит весьма жизнеутверждающе: Goths Undead, что в переводе с английского — «готы бессмертны». Вот и у mal0 в «Morta» смерть имеется в виду не буквальная, а художественная. «Речь идёт о завершении важных этапов: уходящем детстве, завершившейся дружбе, утративших свою важность событиях. Это альбом о переходных состояниях, неизбежных изменениях и размышлениях об их значении», — говорит музыкант. Илья называет альбом «песнью о прощании с прошлым» и «тихим признанием в том, что без него нет будущего».
Почему-то первыми состояниями, с которыми мы тут сталкиваемся, становятся «Нарциссизм и психоз». Но если считать их именно тем, с чем нужно расставаться как можно скорее, то почему бы и нет. Абразивный электронный рифф и пульсирующие синты навевают мысли о группе Skinny Puppy. С самого начала ждёшь, когда кто-нибудь угрожающе зарычит под эту музыку, но ничего такого не происходит. Видимо, иначе прощание с прошлым совсем уже не было бы «тихим», как хотелось автору. Зато все желающие выпустить внутренних демонов и попрощаться с ними, могут порычать под неё сами; как под караоке — только интереснее. От индастриэла до дарквейва один шаг, и в случае с «Morta» этот шаг — «Не всерьёз». Композиция и правда не такая пафосно апокалиптическая, как обычно бывает у Das Ich, но вполне подошла бы «Агате Кристи» эпохи «Урагана». «Выбор и его последствия» — печальный и грустный, но очень мечтательный синтвейв. Наверное, так звучит саундтрек к тому моменту, когда синтвейвер вдруг осознаёт, что ностальгирует по тем 80-м и 90-м, которых никогда не было.
«Пантафика» — ещё одна фантазия на тему тёмной волны и тёмного же эмбиента, у которого в отличие от других эмбиентов бывает ритм. Согласно итальянской легенде, Пантафика — воплощение сонного паралича, чувства, когда тело спящего немеет, и человек будто бы задыхается. Иногда это существо представляют в образе большого чёрного кота, который ложится сонной жертве на грудь, обездвиживая и удушая её. Лейтмотивы композиции — убаюкивающее синтезаторное кружево и гудение, символизирующее не то довольное мурчание коварного хищника, не то сладкий храп бедолаги, попавшегося в его лапы. Кстати, один из гуру дарк-эмбиента 90-х Массимо Магрини (он же Bad Sector) — итальянец. Разве что чёткие ритмические структуры проникли в его творчество уже в «нулевых». «Как лапка молодой ящерки» — ещё одна аллюзия к дарк-эмбиенту — но к более ранней его форме, как раз без ритма. Начинается она отрывистыми клавишами, будто бы нажимаемыми той самой лапкой, но ближе к концу оформляется в ритмичную музыку с фолково-космическими мотивами, по настроению напоминающими «Песнь белого дракона» с «Псевдоморфоз». Совместному творению проектов mal0 и «агнец.» — «Чудо» — как и первому треку, тоже подошёл бы вокал, но только женский, оперно-готический, в духе симфо-металлистов, особо популярных эпоху, которой посвящён альбом.
С «Теней в парке развлечений», несмотря на название, начинается самая светлая сторона этого тяготеющего к тёмной эстетике релиза. Однако музыка здесь не лишена тревожности, хоть местами и звучит, будто очень вольный IDM-ремикс какого-то забытого трансового хита из радиоэфира 90-х. И, видимо, в подтверждение слов, что альбом не такой уж «смертельный», его хэппи-эндом становится ментальный киберпанк-экшн «Неоновые осы и люминесцентные пчёлы». Здесь слышно, как фантастические насекомые жужжат, роятся, порхают и пронзают сгустившийся мрак лучами своих светоносных жал.
Поскольку Илья Чертков экспериментирует в собственном стиле, «Morta» не укладывается ни в одно из существующих направлений тёмной электроники, хоть и имеет явные черты некоторых из них. Поэтому «Morta» — ещё и прекрасный пример того, как автор может использовать элементы разных стилей, оставаясь собой.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.