В греческой мифологии, поэзии и философии хаос — состояние, предшествующее космосу. И лейбл Content Chaos под стать своему названию ежегодно выпускает «космические» контекстные музыкальные сборники. Один из них посвящён теме космоса как такового, о нём мы говорим сегодня, другой — Дню космонавтики, а потому выходит к соответствующей дате, и рецензия на него появится на «Субкультуре» позже.
В серии сборников «Космос» космос не обязательно буквален. Он может быть метафорой и любым другим художественным символом. В компиляции «Космос» Vol.4 много песен о любви в космосе и космосе в любви. «Порядок треков и их выбор обусловлен определенной логикой изложения, и слушатель с открытым сознанием вполне может обнаружить намеки на определенный сценарий сборника. Попробуйте посмотреть на него как на саундтрек большого фантастического фильма», — говорит продюсер и основатель Content Chaos Валерий Мифодовский. То же самое можно сказать о большинстве контекстных сборников лейбла.
Казалось бы, космическая тема чаще всего привлекает электронщиков-экспериментаторов, но это лишь на первый взгляд. В гитарной музыке есть целые стили, вдохновлённые космосом и научной фантастикой, например, спейс-рок. И так уж совпало, что музыкальный коллектив, записавший весной 1954-го самый важный рок-н-ролльный хит в истории — Rock Around the Clock — назывался Bill Haley & His Comets (англ. — Билл Хейли и его «Кометы»). К слову, в феврале 2006 года Интернациональный Астрономический союз присвоил астероиду 79896 имя Билла Хейли, задокументировав вселенский масштаб влияния его хита на жизнь человечества. Вот и «Космос» (Vol. 4) оказался преимущественно роковым, с ударением на первую «о». Но, как известно, у астероидов должны быть спутники, движущиеся по орбите вокруг них. И спутниками рок-н-ролльных небесных тел здесь выступили композиции в разных жанрах — от электроники до поп-музыки и джаза.
Да и вообще: «Кто сказал, нельзя прыгнуть с корабля между трёх планет?» — С этого риторического вопроса начинается сентиментальная инди-рок баллада с оттенками соула VANYN — «Мы не одни». Песня о том, что люди, а надо думать, с ними и все живые существа вселенной, не одни даже в своём одиночестве, потому обязательно встречают друг друга на своём пути. И после этой встречи, сложно не сорваться вместе в полёт к новым звёздам и мечте, как в песне группы «Миконжас» — «Лети».
Ну, а космический полёт невозможен без «Топлива». За него отвечает синт-поп-проект DIGITAL MACHINE и его лирический герой, которому хочется стать топливом, сгорающим в двигателе любви. Не до высоких чувств разве что экипажу корабля BARD pjct «Терминус 2025». Этот динамичный EBM-хоррор с жирной долей чёрного юмора повествует о пожаре на космическом корабле, а его сюжет развивается подобно весёлым страшилкам «Короля и Шута». Только не пугайтесь и не отчаивайтесь, для персонажей следующих треков космос оказывается более дружелюбным и по-своему уютным, хоть и встречает их с присущей ему интригующей прохладой. Она кроется в постпанковых гитарах, механических ритмах ударных с драммашинами, холодных синтах и в «простуженных» вокалах. В разной степени справедливости это можно сказать о песнях проектов ПолЧер («Звёзды наш второй дом»), Spasibo Cosmos («Космос вокруг нас»), Джонни и Солнечный Ветер («У семи Солнц»), [виа] гагарин и Skytracks («Гагарин (2025 Version)»).
Женщина на космическом корабле — не плохая примета, а член экипажа. Поэтому на борту нашего контекстного сборника, даже в невесомости царит абсолютная гармония и душевное равновесие. Только послушайте, как грациозно вахту у бойкой рокерши Алма Бое («Глупая Венера») принимает проникновенная джаз-вумен Анастасия Ляпина («Чайки (Piano Acoustic)»). А между их пересменкой проходит целых два противоположных по звучанию «Космоса» — страстно-бушуюший, прог-металлический от группы KULAK и приветливо-улыбчивый, прог-фолковый от проекта «Свод». Всё это время где-то рядом гуляет добрый акустическо-рокерский, тоже не лишённый проговой заумности и фолковой задушевности, «Солнечный ветер» группы «Территория Тишины».
И это далеко не всё, что можно разглядеть и расслышать по обе стороны иллюминаторов в «Космосе» (Vol. 4). Если будете внимательны, обязательно познакомитесь и с другими захватывающими эпизодами творчества отважных покорителей и покорительниц музыкально-космической стихии, чьи позывные я пока что решил держать в секрете, чтобы вам было интересней.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.