Можно ли соприкоснуться с красотой через музыку, ощутить её очарование, лёгкость, получить эстетическое наслаждение? Можно, особенно если речь идёт о неоклассике. Симбиоз гармонии классической музыки, возможностей современных инструментов и звукозаписи делает неоклассику привлекательной для большого круга слушателей. С одной стороны, неоклассика — это почти всегда эксперимент, с другой — настолько понятная авторская интерпретация действительности, что эта музыка постоянно звучит в кино и рекламе. Но как бы то ни было, на выходе всегда одно — красота.
В июне у композитора и мультиинструменталиста Александра Демидова вышел новый альбом By Destiny to Heaven, посвященный скрипичной музыке. Семь прекрасных инструментальных композиций, мягко и аккуратно приглашающих слушателя в путешествие по удивительному миру. Прослушивание неоклассики, пожалуй, можно сравнить с медитацией, так как под воздействием определенных гармоний звуков в воображении прорисовываются различные светлые образы, благотворно влияющие на эмоциональное состояние человека.
И хотя каждый услышит в этой гармонии что-то свое, увидит какие-то свои картинки и проживёт свои истории, мы попытались передать общее настроение альбома и вошедших в него композиций.
Первый трек Towards the sun — стремительный, звонкий, как весенняя капель. «Рисует» легкие солнечные лучи, уверенно вторгающиеся в каждый уголок и делающие мир ярче и светлее. Следом чуть более спокойная и немного меланхоличная композиция Resistance. Лёгкая грусть, драматичные клавиши, но сквозь эту стену грусти настойчиво пытаются прорваться словно бы те самые лучи света из первой композиции. Что же дальше? А дальше умиротворенная Tear of hope плавно подводит слушателя к центральной композиции Necessary for salvation. Здесь и надрыв, и волнение, и завершение какого-то логического жизненного этапа. А новый этап в треке Aspiration — внезапно радостный и воздушный. Скрипка отлично передает настроение счастья и даже некую эйфорию. Финальные композиции Green Roofs и Natalis, уже знакомые слушателям Александра и адаптированные в новом альбоме под скрипку, подводят черту этому путешествию: возвращение от грусти и эйфории к умиротворённой реальности. Альбом длится всего 18 минут, но этого вполне достаточно, чтобы почувствовать всю полноту жизни и такой лёгкой, едва уловимой радости.
Мы пообщались с автором и создателем By Destiny to Heaven Александром Демидовым и поговорили о создании альбома, неоклассике и творческих планах на будущее.
— Альбом называется By Destiny to Heaven, но композиции с таким названием в нём нет. Почему остановились на этом варианте, а не выбрали какой-то трек из альбома?
— Название альбома предложил настоятель нашего храма. Мне понравился его вариант — возвышенный и образный. На самом деле, почти все мои альбомы, кроме Magic beverage и Notice the sky, названы по-своему, а не по композициям, которые в них входят.
— При прослушивании альбом воспринимается как некое путешествие-возрождение или даже медитация. Первая композиция называется Towards the sun (К солнцу), а последняя Natalis (День рождения). Значит ли это, что история здесь рассказана в обратном порядке?
— Как православный человек практику медитации я не поддерживаю. На самом деле, никакой загадки нет. Просто мне захотелось записать и собрать вместе некоторые впечатления и музыкальные идеи. Названия композиций рождались уже после записи, в кругу друзей. Например, название Towards the Sun предложила моя мама. В целом, композиции этого альбома не были задуманы как эпизоды какой-то общей истории. Связывает их, главным образом, звучание моей скрипки. Отчасти по этой причине и название альбому дал особое, а не использовал названия входящих в альбом композиций.
— Как долго создавался альбом? С какими сложностями столкнулись, работая над ним?
— Альбом записывал перед концертом в Доме музыки, который изначально был задуман как презентация альбома. Возможно, не будь этого концерта, скрипичный альбом ещё долго оставался бы только замыслом. Но из-за ограниченных сроков получилось воплотить его примерно за месяц. Ещё около месяца ушло на запись, доработку и обработку треков. Самое сложное, наверное, было уложиться в этот срок.
— Расскажите об обложке: скрипка, песок, небрежно лежащие нотные листы. Как подбирали этот образ?
— Идею фотографии предложила девушка-стилист из хора, которым я руковожу. Вообще, фотосессию, откуда была взята эта фотография, изначально планировали для концерта с песочной анимацией. Но мне понравились получившиеся кадры и этот образ. Теперь использую их для оформления соцсетей, карточек артиста на музыкальных площадках и для обложек альбомов в том числе. Стараюсь придерживаться единого стиля во всем.
— Почему выбрали англоязычные названия композиций и альбома?
— Музыка — это язык, который должен быть понятен всем. Английские названия даю просто для универсальности. Кстати, у меня есть композиции с названиями и на других языках. В этом же скрипичном альбоме, например, Natalis — это «день рождения» на латыни.
— Два завершающих трека Green Roofs и Natalis уже давно знакомы вашим слушателям. Green Roofs даже успел стать самым популярным вашим треком 2024 года. Почему решили включить эти композиции в альбом?
— К концу прошлого года они оказались наиболее популярными среди моих композиций и в некотором смысле стали моей визитной карточкой. Обе композиции написаны для фортепиано, а я ведь не только пианист, но и скрипач, поэтому решил переработать их и для скрипки.
— Неоклассика ассоциируется с красотой и гармонией. Ваши концерты зачастую проходят в сопоставимо красивых местах и залах. Назовите идеальное место для ваших выступлений.
— У меня бывают разные форматы выступлений. Как композитор-неоклассик я ценю Дом музыки, особенно зал имени Шнитке, где давал концерты неоднократно. В конце июня я дал концерт в Санкт-Петербургском Планетарии. Зал там оказался тоже очень подходящим для инструментальной музыки: атмосферным, с интересной акустикой и неплохими возможностями для визуализации.
Сейчас я параллельно развиваю певческую карьеру, а для хорошего звучания вокальных композиций тоже нужны особые условия и специальная акустика. Хоть я и пробовал исполнять песни в разных местах, в том числе вместе с инструментальными композициями, пока не нашел свой идеальный зал. Из тех мест, где ещё не выступал, мечтаю сделать концерт в Большом зале Московской консерватории.
— Вы пишете музыку много лет и последнее время выбираете неоклассический стиль. Насколько полно, на ваш взгляд, этот стиль музыки раскрывает ваш творческий потенциал? Бывают ли мысли попробовать какой-то радикально нетипичный для вас стиль музыки?
— Неоклассическая музыка — само по себе довольно широкое понятие. Я пишу музыку давно, но нельзя сказать, что остановился на чём-то конкретном, до сих пор продолжаю пробовать что-то новое. Постепенно стал добавлять вокал в композиции, записывать свой голос (Catharsis) и голоса сестёр (Kulikovo Field). С прошлого года записываю и выпускаю песни. Думаю, можно сказать, что хотя я и работаю в рамках неоклассического стиля, но постоянно что-то дополняю и изменяю. Это всё даёт возможность развивать и раскрывать собственный творческий потенциал.
— Вы снимаете видео, где играете в метро на эскалаторе. В некоторых звучат совсем, казалось бы, нетипичные для вас композиции группы «Кино». Расскажите, как выбираете песни для этих выступлений?
— Для таких выступлений беру наиболее известные людям композиции, как правило, вызывающие больший эмоциональный отклик у незнакомых слушателей. Ведь на эскалаторе, за короткий срок, зритель может получить максимум положительных эмоций только тогда, когда слышит уже знакомые композиции. В метро люди часто торопятся и им не хватает времени прочувствовать новую музыку. К тому же, мои композиции не подходят к суете и спешке, гораздо лучше воспринимать их в концертном зале.
— Кажется, что альбом By Destiny to Heaven получился солнечным и весенним. А какие времена года больше всего вас вдохновляют на творчество?
— Меня вдохновляет то время года, которое есть сейчас. Думаю, в любой момент можно найти свою мелодию: особенную и неповторимую. Неслучайно в циклах «Времена года» композиторы, например, Вивальди, Чайковский, писали композиции для всего годового круга, не пропуская какой-то месяц или сезон.
— Насколько мне известно, сольную карьеру музыканта вы совмещаете с регентством в церковном хоре. Дирижирование хором требует дисциплины, но в сольном творчестве есть простор для импровизации. Сложно ли переключаться с одного на другое?
— У меня эти области деятельности гармонично дополняют друг друга. Свобода творчества даёт время для работы с хором, а хор — силы и вдохновение для творчества. Тем более, в хоре у нас много музыкантов, они помогают, делятся идеями, своим мастерством, мы все учимся друг у друга, дисциплинируем друг друга в том числе. Так что хор мне очень помогает и даже спасает.
— Озвучьте ваши музыкальные планы на ближайшие месяцы?
— К ближайшему концерту, который пройдет 23 июля в Государственном музее имени А. С. Пушкина, записал несколько композиций на стихотворения нашего великого поэта. Также сейчас продолжаю развиваться как певец. В прошлом году выпустил свой первый вокальный альбом «Ожидание», и сейчас есть идеи ещё для нескольких песен. Альбом «Ожидание» близок к неоклассическому стилю, записывая его, я использовал свои любимые инструменты — фортепиано и скрипку. Алгоритмы «Яндекс музыки», кстати, ставят песни из этого альбома в один рад с неоклассическими инструментальными треками. Но в будущем я собираюсь записывать и песни под гитару в бардовском или инди-стиле — что-то совсем новое для себя буду пробовать.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.