Christina Pluhar - «Music for a While»
Year: 2014
Genre: Baroque classical, Baroque-Jazz
Rate: (7,5/10) *******'
Christina Pluhar, руководитель известного французского ансамбля старинной музыки L'Arpeggiata, выпустила альбом, почти полностью основанный на музыке Генри Пёрселла, известнейшего английского композитора эпохи барокко. Помимо самого ансамбля в записи принимало участие несколько джазовых и классических музыкантов. Работа интересна, прежде всего, тем, что в музыку великого композитора естественным образом вплетены джазовые и фолковые мотивы. Аранжировка проста и лаконична – гитара, иногда кларнет, скрипки, клавиши, перкуссия, - а еще чудесное вокальное многоголосье, раскрашивающее слегка приджазованную версию музыки Пёрселла в прекрасное полотно небывалых красок. Пышные линии красивых англобарочных гармоний слегка и ненавязчиво искажаются инструментальными джазовыми микроимпровизациями, парящими вокруг основной музыкальной линии, вокал же чаще всего звучит канонично и незыблемо. Эта музыка выходит за границы классики, не становясь, однако, ни ее упрощением, ни искажениями в угоду кроссовер-жанрам.«Music for a While» Christina Pluhar - это несомненная победа. В сущности, барокко и джаз как культурные пласты весьма близки друг к другу, в основе обоих лежит стремление к освобождению от оков академичности, к обретению свободы в бесконечном поиске, импровизации, к облачению в форму самых небывалых фантазий и допущений. Наверняка, найдутся и те, кому подобные эксперименты над наследиями классических композиторов покажутся адаптациями под упрощенный «вкус толпы» современных слушателей, а любые пересечения классики с «развлекательными жанрами» вызывают лишь презрительную улыбку. Этот альбом уж точно нельзя назвать адаптацией, хотя он понравится любителям джаза, классической вокальной музыки, барокко и английского фольклора, но нет сомнения, что это поиск новой формы, а не упрощение. Чем-то подобным уже лет 70 занимается Жак Лузье, но в этом альбоме Christina Pluhar я услышал как раз то, чего так не хватает великой музыке Жака – аутентичности тем временам, музыку которых он перекладывает на современный лад. Слушая «Music for a While» легко впасть в заблуждение, что джазовая свобода импровизации была характерна и тем далеким временам, в которых творил Пёрселл. Правдивым кажется и обратное – если взять в качестве остинато мотив на основе его музыки и затеять вокруг него джазовый джем, то получается все очень гармонично. Оба утверждения в общем случае можно смело называть чепухой, но в конкретном случае этого альбома музыканты нашли тончайшую связь времен и жанров. Конечно, местами джаз слишком выпирает из старинных полотен, рискуя их надорвать и испортить, но режущих эстетическое восприятие эксцессов в альбоме нет. Не очень хорошо смотрится и бонус – «Halleluja» Леонарда Коэна, но на то он и бонус; впрочем, сам по себе кавер очень даже хорош.
Ансамбль L'Arpeggiata со свойственной ему изящностью снова изменил уже давно сложившиеся представления о музыке барокко как о чем-то старомодном и себя изжившем. Внеся элементы современности в старинную музыку, музыканты L'Arpeggiata под управлением великолепной Christina Pluhar показали миру свой барокко-джаз, не знающий, что такое анахронизм, не видящий разногласия между эпохами, прокладывающий мост между временами, создающий новое из старого.
Читайте также
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!