Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

В петербургских театрах идёт бесконечное число спектаклей, и если смотреть в день 1-2 постановки, то вряд ли хватит года, чтобы охватить все (чисто из головы взял сроки, но не в этом суть). Большая часть поставлена по пьесам отечественных или европейских драматургов, а какие-то и вовсе не имеют в своей основе чёткого сценария. Редким гостем можно назвать постановки с восточным духом, например, основанные на японских легендах, истории и фольклоре.

Эта подводка к тому, что в театре «Мастерская» ещё в 2018-м году МИХАИЛ ЧЕРНЯК (актёр, режиссёр, «голос» Лосяша) поставил спектакль «Нараяма». Перед нами эмоциональная и экзотическая история в устном и хореографическом воплощении. (Фотографии взяты из официальной ВК-группы театра.)

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Легенда о Нараяме

Спектакль назван сценической фантазией по новелле Ситиро Фукадзавы. Японский фольклор в XX-м веке был литературно обработан Фукадзавой, а позже перекочевал в фильмы Кэйсукэ Киноситы и Сёхэя Имамуры.

В горах есть деревня, где земля не позволяет прокормить всё население. Жители пытаются выживать в условиях голода, для чего сформировали суровые традиции. Так из детей мог жениться только старший сын, младшие же оставались холостыми и продолжали работы в полях на благо семьи (нечего жён приводить – лишние рты). Новорождённую девочку в особо голодный год вполне могли обменять на соль. Если в деревне обнаруживали вора, то в лучшем случае всё имущество и запасы еды провинившейся семьи разворовывали остальные жители, а в худшем –эту семью хоронили заживо.

Особый обряд был связан со стариками. Когда человеку исполнялось 70 лет, он объявлялся непригодным для работы (то есть бесполезным, лишним ртом). Существовал особый метод ликвидации: стариков относили на гору Нараяма, где те встречали свои последние часы и, по сказаниями, самого бога Нараяму. Считалось, что если в день ухода в горы выпадал снег, то ушедший человек прожил счастливую жизнь.

О-Рин уже 70. У неё вдовый сын Тацухэй, растут внуки, старший уже готов к женатой жизни. О-Рин хочет подготовить семью к расставанию (которое Тацухэй постоянно просит отсрочить) и при этом боится опоздать к первому снегу.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Экзотика

У «Нараямы» есть аура инородности, спектакль сбивает с толку и одновременно притягивает своей экзотичностью. Это выражается в музыке, дизайне костюмов, движениях и смешанной манере игры актёров.

Декорации минималистичны – два чёрных столба в небольшом зале. Семь человек в чём-то, визуально напоминающем кимоно. У каждого есть барабаны: это одновременно и музыкальный инструмент, и стол, и иногда стул.

Актёры параллельно исполняют несколько ролей. Во-первых, каждый из них – житель деревни, часть общей человеческой стихии, готовой радостно петь праздничную песню или грабить дом соседа-вора. Во-вторых, каждый играет конкретного персонажа, будь то сама О-Рин, члены её семьи или соседи. В-третьих, актёры также выступают рассказчиками, представляя зрителям своих героев, раскрывая их переживания или объясняя местные обычаи. Из сочетания в одном актёре рассказчика и персонажа получается специфичная манера игры: одновременно на сцене звучит монолог чтеца (с подробное описание деталей места, событий сцены или чувств играющих) и попутно идёт отыгрывание роли – оно не правдиво для объективной реальности, выражается в полужестах, поворотах головы и взглядах с блестящими глазами, но притом кажется уместным и естественным для легенды, даже необходимым.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Действия показаны схематично. Грациозное (или грубое) постукивание по столу с дальнейшим взмахом кисти около губ обозначает приём пищи. Народные гуляния превращаются в сначала только ритмичный, а потом и в агрессивный танец с прыжками, барабанами и хоровым распеванием простых мотивов.

В движениях, мелодиях и некоторой внутренней умиротворённости будто чувствуется нечто восточное. Созерцательность и лаконичность, ритм и пластика. Может быть, повлияло на это участие настоящего японца: в постановке спектакля помогал заслуженный профессор токийского университета Дзёти ЮКИЕСИ ИНОУЭ. Хотя, конечно, сложно говорить о чисто японском колорите. Документально нельзя подтвердить правдивость подобных легенд, да и характерны они не только для азиатских народов (голод рас не разбирает).

Впечатляет и дикость, беспощадность мыслей и поступков. У О-Рин к её годам хорошо сохранились зубы, а у стариков они обычно стачиваются или выпадают. О-Рин стыдно перед поселянами, она боится осуждения и втайне ото всех бьёт себе камнем по челюсти, чтобы повредить свои «чёртовы клыки». Жестоко и жутко слышать о детской песенке про плачущего краба (однажды в деревне к дому одной из семей приползла старуха – её уже отнесли на гору, но она смогла вернуться и просила родных принять обратно – родственники не пустили старую в дом; когда ребёнок спросил, кто там плачет, родители ответили ему, мол, это краб приполз и плачет – всё равно дитя ничего не поймёт, нечего и объяснять).

Эмоциональная отдача

«Нараяма» задумывался как «вечная притча о любви», любви между матерью и сыном. И, конечно, самые эмоциональные, самые сильные сцены происходят между О-Рин (играет ОЛЬГА АФАНАСЬЕВА) и Тацухэем (играет ДМИТРИЙ ЖИТКОВ). Конфликт чувства и долга: перед семьёй, перед обществом, перед родным человеком. Тщетные попытки отсрочить неизбежное расставание с матерью против непоколебимого стремления уберечь семью от позора и голода, стремление самоустраниться, как того требует обычай.

Вряд ли будет преувеличением – сказать избитое «никого не оставит равнодушным». Этот спектакль (как и легенда) бьёт по уязвимому месту сердца, пробивает на слезу (если не на плач). И всё происходит без какого-то дикого надрыва. Тихо. Понятно. Неотвратимо. Молчание и блестящие глаза: одни направлены на любимого человека, которого видишь в последний раз, другие – навстречу таинственному богу и первым снежинкам.

Если вам нужен такого рода эмоциональный (простите за грубость) опыт, если ищете какого-то потрясения, если тема семьи для вас чувствительна или просто хочется увидеть нечто своеобразное и инородное, то сходите на «Нараяму». В «Мастерской» будет 20 марта. А если сомневаетесь – попробуйте посмотреть экранизации.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

 
16+