Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

В петербургских театрах идёт бесконечное число спектаклей, и если смотреть в день 1-2 постановки, то вряд ли хватит года, чтобы охватить все (чисто из головы взял сроки, но не в этом суть). Большая часть поставлена по пьесам отечественных или европейских драматургов, а какие-то и вовсе не имеют в своей основе чёткого сценария. Редким гостем можно назвать постановки с восточным духом, например, основанные на японских легендах, истории и фольклоре.

Эта подводка к тому, что в театре «Мастерская» ещё в 2018-м году МИХАИЛ ЧЕРНЯК (актёр, режиссёр, «голос» Лосяша) поставил спектакль «Нараяма». Перед нами эмоциональная и экзотическая история в устном и хореографическом воплощении. (Фотографии взяты из официальной ВК-группы театра.)

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Легенда о Нараяме

Спектакль назван сценической фантазией по новелле Ситиро Фукадзавы. Японский фольклор в XX-м веке был литературно обработан Фукадзавой, а позже перекочевал в фильмы Кэйсукэ Киноситы и Сёхэя Имамуры.

В горах есть деревня, где земля не позволяет прокормить всё население. Жители пытаются выживать в условиях голода, для чего сформировали суровые традиции. Так из детей мог жениться только старший сын, младшие же оставались холостыми и продолжали работы в полях на благо семьи (нечего жён приводить – лишние рты). Новорождённую девочку в особо голодный год вполне могли обменять на соль. Если в деревне обнаруживали вора, то в лучшем случае всё имущество и запасы еды провинившейся семьи разворовывали остальные жители, а в худшем –эту семью хоронили заживо.

Особый обряд был связан со стариками. Когда человеку исполнялось 70 лет, он объявлялся непригодным для работы (то есть бесполезным, лишним ртом). Существовал особый метод ликвидации: стариков относили на гору Нараяма, где те встречали свои последние часы и, по сказаниями, самого бога Нараяму. Считалось, что если в день ухода в горы выпадал снег, то ушедший человек прожил счастливую жизнь.

О-Рин уже 70. У неё вдовый сын Тацухэй, растут внуки, старший уже готов к женатой жизни. О-Рин хочет подготовить семью к расставанию (которое Тацухэй постоянно просит отсрочить) и при этом боится опоздать к первому снегу.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Экзотика

У «Нараямы» есть аура инородности, спектакль сбивает с толку и одновременно притягивает своей экзотичностью. Это выражается в музыке, дизайне костюмов, движениях и смешанной манере игры актёров.

Декорации минималистичны – два чёрных столба в небольшом зале. Семь человек в чём-то, визуально напоминающем кимоно. У каждого есть барабаны: это одновременно и музыкальный инструмент, и стол, и иногда стул.

Актёры параллельно исполняют несколько ролей. Во-первых, каждый из них – житель деревни, часть общей человеческой стихии, готовой радостно петь праздничную песню или грабить дом соседа-вора. Во-вторых, каждый играет конкретного персонажа, будь то сама О-Рин, члены её семьи или соседи. В-третьих, актёры также выступают рассказчиками, представляя зрителям своих героев, раскрывая их переживания или объясняя местные обычаи. Из сочетания в одном актёре рассказчика и персонажа получается специфичная манера игры: одновременно на сцене звучит монолог чтеца (с подробное описание деталей места, событий сцены или чувств играющих) и попутно идёт отыгрывание роли – оно не правдиво для объективной реальности, выражается в полужестах, поворотах головы и взглядах с блестящими глазами, но притом кажется уместным и естественным для легенды, даже необходимым.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Действия показаны схематично. Грациозное (или грубое) постукивание по столу с дальнейшим взмахом кисти около губ обозначает приём пищи. Народные гуляния превращаются в сначала только ритмичный, а потом и в агрессивный танец с прыжками, барабанами и хоровым распеванием простых мотивов.

В движениях, мелодиях и некоторой внутренней умиротворённости будто чувствуется нечто восточное. Созерцательность и лаконичность, ритм и пластика. Может быть, повлияло на это участие настоящего японца: в постановке спектакля помогал заслуженный профессор токийского университета Дзёти ЮКИЕСИ ИНОУЭ. Хотя, конечно, сложно говорить о чисто японском колорите. Документально нельзя подтвердить правдивость подобных легенд, да и характерны они не только для азиатских народов (голод рас не разбирает).

Впечатляет и дикость, беспощадность мыслей и поступков. У О-Рин к её годам хорошо сохранились зубы, а у стариков они обычно стачиваются или выпадают. О-Рин стыдно перед поселянами, она боится осуждения и втайне ото всех бьёт себе камнем по челюсти, чтобы повредить свои «чёртовы клыки». Жестоко и жутко слышать о детской песенке про плачущего краба (однажды в деревне к дому одной из семей приползла старуха – её уже отнесли на гору, но она смогла вернуться и просила родных принять обратно – родственники не пустили старую в дом; когда ребёнок спросил, кто там плачет, родители ответили ему, мол, это краб приполз и плачет – всё равно дитя ничего не поймёт, нечего и объяснять).

Эмоциональная отдача

«Нараяма» задумывался как «вечная притча о любви», любви между матерью и сыном. И, конечно, самые эмоциональные, самые сильные сцены происходят между О-Рин (играет ОЛЬГА АФАНАСЬЕВА) и Тацухэем (играет ДМИТРИЙ ЖИТКОВ). Конфликт чувства и долга: перед семьёй, перед обществом, перед родным человеком. Тщетные попытки отсрочить неизбежное расставание с матерью против непоколебимого стремления уберечь семью от позора и голода, стремление самоустраниться, как того требует обычай.

Вряд ли будет преувеличением – сказать избитое «никого не оставит равнодушным». Этот спектакль (как и легенда) бьёт по уязвимому месту сердца, пробивает на слезу (если не на плач). И всё происходит без какого-то дикого надрыва. Тихо. Понятно. Неотвратимо. Молчание и блестящие глаза: одни направлены на любимого человека, которого видишь в последний раз, другие – навстречу таинственному богу и первым снежинкам.

Если вам нужен такого рода эмоциональный (простите за грубость) опыт, если ищете какого-то потрясения, если тема семьи для вас чувствительна или просто хочется увидеть нечто своеобразное и инородное, то сходите на «Нараяму». В «Мастерской» будет 20 марта. А если сомневаетесь – попробуйте посмотреть экранизации.

Спектакль "Нараяма", театр "Мастерская"

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика