Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Выпускники РГИСИ вновь сыграли в Учебном театре на Моховой комедию Вампилова «Прощание в июне» и не собираются расставаться со спектаклем, премьера которого состоялась шестого февраля 2019 года.

«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР. ДАВНО НЕТ АВТОБУСА?»

Развитие сюжета предугадать несложно. Пятикурсник Коля Колесов (Фёдор Федотов) спешит в общежитие на свадьбу друзей, которым пообещал, что придёт с самой красивой девушкой в городе. На остановке он встречает 19-летнюю Таню (Анастасия Обжигина). Потеряв голову от её красоты, герой решает пригласить девушку с собой, ведь она та, кого он искал. Сначала Таня отказывается от приглашения. Но интерес (да и Коля героине понравился, куда уж без этого) всё-таки привёл её в общежитие в поисках Колесова. Однако там она его не нашла, ведь герой попал в милицию по несправедливому обвинению. Теперь ректор его университета, являющийся отцом Тани (что станет сюрпризом для Колесова), решает из-за инцидента с милицией отчислить Колю накануне государственных экзаменов.

Пьеса рассказывает о любви, о муках выбора и об ответственности перед своими действиями. Недаром на афише под названием спектакля мелким шрифтом написано: «история взросления в двух действиях».

А ПО СЦЕНЕ СОВЕТСКИЙ ДУХ ВИТАЕТ

События разворачиваются в 1960-х годах, и создатели постарались всеми способами переместить современного зрителя на более, чем полвека назад, что им и удалось.

Девушки в разноцветных платьях с маленьким цветочным принтом, аккуратные туфельки на небольших каблуках. Парни в классических штанах, туфлях и рубашках. Чего только стоит бежевый тренч или, например, свитера, на которых будто бы так и не хватает надписи «СССР». Никаких вам джинс и толстовок.

Основная декорация: деревянная ширма, которая в руках актёров превращается то в остановку, то в сарай, то в прихожую.

Отдельной составляющей спектакля, без которой не удалось бы до конца показать атмосферу того времени и бушующие в персонажах чувства — это музыка.

«Все музыкальные моменты, которые я туда включал, так или иначе были мне знакомы. Я люблю разную музыку и в том числе музыку 60-х годов. Поэтому интуитивно я представлял, что должно звучать в спектакле, чтобы было попадание в это время. Я специально стал искать музыку, которая была популярна тогда, но при этом, чтобы не было шаблонности. Например, если мы говорим про 60-е, то сразу в голове у большинства возникает Муслим Магомаев. Мне хотелось копнуть чуть глубже — найти то, что по тем или иным причинам сейчас не на слуху.

Музыка не всегда должна подчеркивать ситуацию, а в некоторых случаях и наоборот должна быть совершенно параллельна той сцене, которая происходит сейчас, как это бывает в жизни. В итоге люди, которые знают те песни, говорят, что они звучат для них сейчас по-новому. Только финальная песня подчёркивает происходящее на сцене — "Август". Она для меня очень важна — это одна из любимых песен нашей семьи.

«И я знаю, что я тебе нравлюсь,

Как когда-то мне нравился ты…»

Возможно, это ключевая композиция для всего спектакля», — рассказал режиссёр спектакля Валентин Захаров.

В одной из самых драматичных сцен, когда героя практически разрывает от яростного бессилия, медленно начинает вводиться песня «Летка-енка» (всем известная «Прыг-скок с пятки на носок»). Выбегают его друзья и весело, задорно танцуют, скача вокруг героя и не обращая никакого внимания на истерзанного юношу. Как писал Гёте, на фоне счастливого момента несчастье воспринимается болезненнее, поэтому такой контраст сильно влияет на зрителя — ты уже не просто сочувствуешь герою. Теперь сердце щемит, а горло сдавливает, ведь персонаж абсолютно один, в своём вакууме. Его никто не слышит, никто не в силах ему помочь. Пока все празднуют окончание университета, он страдает от боли, пронзающей каждую клеточку его тела и души.

Также в ходе действия спектакля три героини заводят старые деревенские песни то акапельно, то под аккомпанемент “одинокой гармони”. Зритель будто подглядывает за тремя девицами-подругами, вышедшими вечерком попеть у ворот.

Бесспорно, музыкальная часть постановки очень помогает на уровне звука передать, чем жили люди 60 лет назад, что испытывают герои, как они чувствуют мир.

РЕЖИССЁР

Валентин Захаров: «Произошло нечто, что я называю Театром: не здание, не сам спектакль, а процесс, происходящий с любовью, соединение подлинного зрительского интереса и актёрской энергии. Это нечто настоящее, когда зритель не просто дежурно похлопал несколько раз и побежал в гардероб, а актёры за кулисы».

«Прощание в июне» стало первым режиссёрским опытом Валентина Захарова, педагога курса, на котором выпускался спектакль.
Планировалось всего десять показов, каждый из которых игрался при полнейших аншлагах. И даже после окончания института бывшие студенты не захотели разлучаться с постановкой. В феврале этого года был отыгран уже 15-й спектакль: «Мы хотим играть дальше, но будет ли возможность — неизвестно, и всё же мы приложим все усилия, чтобы сыграть его ещё не раз, ведь нам есть что сказать»,— поделился Валентин Захаров.

Изначально роль Золотуева играл студент, но в один момент режиссёру пришлось его подменить. Подобная “перетасовка” не составила трудностей: «Каждый раз, смотря спектакль со стороны, я всё равно это проигрывал. Сложность была только в том, что я привык смотреть эту постановку со стороны, а тут мне приходится в ней участвовать, но и одновременно следить за спектаклем», — рассказал режиссёр.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Любимый герой

Мой любимый герой в этом спектакле, как ни странно, Таня. Главный герой, конечно, Колесов. Но, когда мы стали работать над пьесой, мне практически с самого начала показалось, что Таня как будто бы недозамеченна, недоразобранна. Ей не уделено особого внимания в других постановках. Будто бы она становится практически второстепенным персонажем, хотя на самом деле Таня — это теневой центральный персонаж, который является катализатором всей этой страшной истории.

Поэтому я стал смещать акценты в сторону Татьяны. Разумеется, все персонажи мне важны. Для каждого я давал максимальное количество времени и количество выходов, чтобы все запомнились. Но на репетициях Татьяна стояла для меня на первом месте, чуть-чуть выше Колесова. Возможно, это связано в той или иной степени с актрисой, которая исполняет роль — Анастасией Обжигиной. Для неё это была первая большая роль, которую она сразу поймала, схватила, и нам было очень комфортно работать вместе.

Мне кажется, невозможно эту пьесу разбирать, имея в виду только Колесова и его переживания. Нет, как раз очень важно, что переживания Колесова связаны в том числе с тем, какая Татьяна: попалась бы «простушка», или просто «красавица», или «недалекая девочка» — возможно, всё было бы не так. Ему на остановке встретилась очень принципиальная, наша «железная девочка», как мы её называем, которая не готова терпеть предательство ни в каком виде!

_________________________________________________________________________________________________________________________

Финал

У Вампилова всё неоднозначно: действие обрывается. Она говорит ему: «счастливо оставаться» и в ремарках последнего варианта пьесы — «занавес» — что будет дальше, нам неизвестно. Это первая не одноактная пьеса Вампилова, он переделывал её всю жизнь. Считается, что существует около 17 вариантов этой пьесы. Мы ставили и занимались самой последней версией, которую драматург утвердил для печати.

Да, мы обострили финал. Это не было нашей первоначальной идеей, она возникала в момент репетиции. Мы изначально понимали: то, что совершил Колесов — в некотором смысле «продажа души дьяволу».

Так что же может его ожидать? И после чего наша принципиальная Таня сможет простить его? У нас, по большому счету, как и в оригинале у Вампилова, финал открытый. Я хочу, чтобы зритель сам предложил для себя вариант, который так или иначе сложился у него в голове, в чувствах, в эмоциях.

Возможно, после нашего финала Таня бы и простила Колесова через несколько месяцев …

Роль Тани здесь становится в чём-то более важной, чем роль Колесова. Мы думали, чем же может всё закончится, что может сделать Коля со своей совестью, с самим собой, со своей любовью. Ведь он же любит Таню, а Таня любит его, но не может простить. Что может случится, чтобы Татьяна его простила…

_________________________________________________________________________________________________________________________

Какие были сложности?

Основная сложность заключалась в создании команды, что для меня очень важно. Мы должны друг друга понимать, быть на одной волне. Мы это сделали, и я уверен, что эта команда, команда профессионалов, существует до сих пор.

Мне кажется, везде создание коллектива единомышленников, которые готовы пожертвовать личными моментами, личным временем и даже творческими амбициями на благо чего-то стоящего, подлинного — самое сложное, но и самое прекрасное, когда это получается.

Сейчас, конечно, существует сложность в том, чтобы всем собраться, потому что у каждого большое количество разных проектов. У народного артиста Волкова свой график, у ребят, которые работают в ТЮЗе или в МДТ, свой график. А три человека специально приезжают из Москвы, чтобы принять участие в спектакле.

…………………………………………………………………………………………………………......................................................................................................................

«СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ»
Занавес.

Ряды зрительного зала пустеют. Между родителями сидит девочка лет десяти: покрытое мелкими красными пятнышками детское личико, растёртые мокрые глаза и уже бордовые от плача губы. Мама и папа с умилённым видом успокаивают своё дитя, так близко принявшее к юному сердцу историю Коли и Тани. Малышка не была единственной, кто проронил слёзы в эти два с половиной часа — каждый мог оказаться на месте героев, каждый хоть раз в жизни испытывал те переживания, которые настигли персонажей пьесы. А, если и нет, то это стало для зрителей хорошим примером того, как можно одной фразой перевернуть всю жизнь.



Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика