Выпускники РГИСИ вновь сыграли в Учебном театре на Моховой комедию Вампилова «Прощание в июне» и не собираются расставаться со спектаклем, премьера которого состоялась шестого февраля 2019 года.
«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР. ДАВНО НЕТ АВТОБУСА?»
Развитие сюжета предугадать несложно. Пятикурсник Коля Колесов (Фёдор Федотов) спешит в общежитие на свадьбу друзей, которым пообещал, что придёт с самой красивой девушкой в городе. На остановке он встречает 19-летнюю Таню (Анастасия Обжигина). Потеряв голову от её красоты, герой решает пригласить девушку с собой, ведь она та, кого он искал. Сначала Таня отказывается от приглашения. Но интерес (да и Коля героине понравился, куда уж без этого) всё-таки привёл её в общежитие в поисках Колесова. Однако там она его не нашла, ведь герой попал в милицию по несправедливому обвинению. Теперь ректор его университета, являющийся отцом Тани (что станет сюрпризом для Колесова), решает из-за инцидента с милицией отчислить Колю накануне государственных экзаменов.
Пьеса рассказывает о любви, о муках выбора и об ответственности перед своими действиями. Недаром на афише под названием спектакля мелким шрифтом написано: «история взросления в двух действиях».
А ПО СЦЕНЕ СОВЕТСКИЙ ДУХ ВИТАЕТ
События разворачиваются в 1960-х годах, и создатели постарались всеми способами переместить современного зрителя на более, чем полвека назад, что им и удалось.
Девушки в разноцветных платьях с маленьким цветочным принтом, аккуратные туфельки на небольших каблуках. Парни в классических штанах, туфлях и рубашках. Чего только стоит бежевый тренч или, например, свитера, на которых будто бы так и не хватает надписи «СССР». Никаких вам джинс и толстовок.
Основная декорация: деревянная ширма, которая в руках актёров превращается то в остановку, то в сарай, то в прихожую.
Отдельной составляющей спектакля, без которой не удалось бы до конца показать атмосферу того времени и бушующие в персонажах чувства — это музыка.
«Все музыкальные моменты, которые я туда включал, так или иначе были мне знакомы. Я люблю разную музыку и в том числе музыку 60-х годов. Поэтому интуитивно я представлял, что должно звучать в спектакле, чтобы было попадание в это время. Я специально стал искать музыку, которая была популярна тогда, но при этом, чтобы не было шаблонности. Например, если мы говорим про 60-е, то сразу в голове у большинства возникает Муслим Магомаев. Мне хотелось копнуть чуть глубже — найти то, что по тем или иным причинам сейчас не на слуху.
Музыка не всегда должна подчеркивать ситуацию, а в некоторых случаях и наоборот должна быть совершенно параллельна той сцене, которая происходит сейчас, как это бывает в жизни. В итоге люди, которые знают те песни, говорят, что они звучат для них сейчас по-новому. Только финальная песня подчёркивает происходящее на сцене — "Август". Она для меня очень важна — это одна из любимых песен нашей семьи.
«И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты…»
Возможно, это ключевая композиция для всего спектакля», — рассказал режиссёр спектакля Валентин Захаров.
В одной из самых драматичных сцен, когда героя практически разрывает от яростного бессилия, медленно начинает вводиться песня «Летка-енка» (всем известная «Прыг-скок с пятки на носок»). Выбегают его друзья и весело, задорно танцуют, скача вокруг героя и не обращая никакого внимания на истерзанного юношу. Как писал Гёте, на фоне счастливого момента несчастье воспринимается болезненнее, поэтому такой контраст сильно влияет на зрителя — ты уже не просто сочувствуешь герою. Теперь сердце щемит, а горло сдавливает, ведь персонаж абсолютно один, в своём вакууме. Его никто не слышит, никто не в силах ему помочь. Пока все празднуют окончание университета, он страдает от боли, пронзающей каждую клеточку его тела и души.
Также в ходе действия спектакля три героини заводят старые деревенские песни то акапельно, то под аккомпанемент “одинокой гармони”. Зритель будто подглядывает за тремя девицами-подругами, вышедшими вечерком попеть у ворот.
Бесспорно, музыкальная часть постановки очень помогает на уровне звука передать, чем жили люди 60 лет назад, что испытывают герои, как они чувствуют мир.
РЕЖИССЁР
Валентин Захаров: «Произошло нечто, что я называю Театром: не здание, не сам спектакль, а процесс, происходящий с любовью, соединение подлинного зрительского интереса и актёрской энергии. Это нечто настоящее, когда зритель не просто дежурно похлопал несколько раз и побежал в гардероб, а актёры за кулисы».
«Прощание в июне» стало первым режиссёрским опытом Валентина Захарова, педагога курса, на котором выпускался спектакль.
Планировалось всего десять показов, каждый из которых игрался при полнейших аншлагах. И даже после окончания института бывшие студенты не захотели разлучаться с постановкой. В феврале этого года был отыгран уже 15-й спектакль: «Мы хотим играть дальше, но будет ли возможность — неизвестно, и всё же мы приложим все усилия, чтобы сыграть его ещё не раз, ведь нам есть что сказать»,— поделился Валентин Захаров.
Изначально роль Золотуева играл студент, но в один момент режиссёру пришлось его подменить. Подобная “перетасовка” не составила трудностей: «Каждый раз, смотря спектакль со стороны, я всё равно это проигрывал. Сложность была только в том, что я привык смотреть эту постановку со стороны, а тут мне приходится в ней участвовать, но и одновременно следить за спектаклем», — рассказал режиссёр.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Любимый герой
Мой любимый герой в этом спектакле, как ни странно, Таня. Главный герой, конечно, Колесов. Но, когда мы стали работать над пьесой, мне практически с самого начала показалось, что Таня как будто бы недозамеченна, недоразобранна. Ей не уделено особого внимания в других постановках. Будто бы она становится практически второстепенным персонажем, хотя на самом деле Таня — это теневой центральный персонаж, который является катализатором всей этой страшной истории.
Поэтому я стал смещать акценты в сторону Татьяны. Разумеется, все персонажи мне важны. Для каждого я давал максимальное количество времени и количество выходов, чтобы все запомнились. Но на репетициях Татьяна стояла для меня на первом месте, чуть-чуть выше Колесова. Возможно, это связано в той или иной степени с актрисой, которая исполняет роль — Анастасией Обжигиной. Для неё это была первая большая роль, которую она сразу поймала, схватила, и нам было очень комфортно работать вместе.
Мне кажется, невозможно эту пьесу разбирать, имея в виду только Колесова и его переживания. Нет, как раз очень важно, что переживания Колесова связаны в том числе с тем, какая Татьяна: попалась бы «простушка», или просто «красавица», или «недалекая девочка» — возможно, всё было бы не так. Ему на остановке встретилась очень принципиальная, наша «железная девочка», как мы её называем, которая не готова терпеть предательство ни в каком виде!
_________________________________________________________________________________________________________________________
Финал
У Вампилова всё неоднозначно: действие обрывается. Она говорит ему: «счастливо оставаться» и в ремарках последнего варианта пьесы — «занавес» — что будет дальше, нам неизвестно. Это первая не одноактная пьеса Вампилова, он переделывал её всю жизнь. Считается, что существует около 17 вариантов этой пьесы. Мы ставили и занимались самой последней версией, которую драматург утвердил для печати.
Да, мы обострили финал. Это не было нашей первоначальной идеей, она возникала в момент репетиции. Мы изначально понимали: то, что совершил Колесов — в некотором смысле «продажа души дьяволу».
Так что же может его ожидать? И после чего наша принципиальная Таня сможет простить его? У нас, по большому счету, как и в оригинале у Вампилова, финал открытый. Я хочу, чтобы зритель сам предложил для себя вариант, который так или иначе сложился у него в голове, в чувствах, в эмоциях.
Возможно, после нашего финала Таня бы и простила Колесова через несколько месяцев …
Роль Тани здесь становится в чём-то более важной, чем роль Колесова. Мы думали, чем же может всё закончится, что может сделать Коля со своей совестью, с самим собой, со своей любовью. Ведь он же любит Таню, а Таня любит его, но не может простить. Что может случится, чтобы Татьяна его простила…
_________________________________________________________________________________________________________________________
Какие были сложности?
Основная сложность заключалась в создании команды, что для меня очень важно. Мы должны друг друга понимать, быть на одной волне. Мы это сделали, и я уверен, что эта команда, команда профессионалов, существует до сих пор.
Мне кажется, везде создание коллектива единомышленников, которые готовы пожертвовать личными моментами, личным временем и даже творческими амбициями на благо чего-то стоящего, подлинного — самое сложное, но и самое прекрасное, когда это получается.
Сейчас, конечно, существует сложность в том, чтобы всем собраться, потому что у каждого большое количество разных проектов. У народного артиста Волкова свой график, у ребят, которые работают в ТЮЗе или в МДТ, свой график. А три человека специально приезжают из Москвы, чтобы принять участие в спектакле.
…………………………………………………………………………………………………………......................................................................................................................
«СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ»
Занавес.
Ряды зрительного зала пустеют. Между родителями сидит девочка лет десяти: покрытое мелкими красными пятнышками детское личико, растёртые мокрые глаза и уже бордовые от плача губы. Мама и папа с умилённым видом успокаивают своё дитя, так близко принявшее к юному сердцу историю Коли и Тани. Малышка не была единственной, кто проронил слёзы в эти два с половиной часа — каждый мог оказаться на месте героев, каждый хоть раз в жизни испытывал те переживания, которые настигли персонажей пьесы. А, если и нет, то это стало для зрителей хорошим примером того, как можно одной фразой перевернуть всю жизнь.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!