Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

57 лет назад родился Игорь Летов. Чуть позже он стал называться Егором или даже «Дохлым Егором». А кто-то снисходительно сказал бы: «Летов? Про “Дурачков” поёт...» Но в Большом театре кукол спектаклем «Летов.Дурачок» произнесли это имя громко, уважительно. Как до этого говорили про Бродского, Высоцкого и Башлачëва в спектаклях: безоценочно, но эмоционально. Простой вопрос: «А о чём спектакль-то был?» ー весомый повод для ступора. О хмельной тоске и смирительных бинтах? И о них тоже, несомненно: и про лёд под ногами майора, и про дурачка, и даже про невыносимую лёгкость бытия. Но как-то это всё общо и не конкретно. Так кому вообще следует увидеть «Летов.Дурачок» своими глазами и стоит ли?

фото с официального сайта БТКhttp://puppets.ru/spec/15
фото с официального сайта БТК

О чём?


«Летов.Дурачок» это не байопик и отыскать в постановке черты биографии будет сложно: Летов есть на сцене и над сценой, в зрительном зале, его голос будто бы звучит в многоголосом хоре. Сюжетная линия ー коллаж из постмодернистских зарисовок, сыгранных не только людьми, но и декорациями, и даже зрителями, когда актёрам это необходимо. В основном, конечно, Летов проглядывается в его лирических героях и их мятущихся по сцене обнажённым душам. Чем-то они напоминают шукшинских чудиков, столкнувшихся с куда более страшной действительностью, которая порой очень умело маскируется под что-то блестящее и выхоленное. Зрителю придётся собирать поэта по крупицам. Главное, быть готовым к тому, что собранная картина в итоге получится страшной, гнетущей, где-то болезненно безумной, но очень философской. Всю постановку зрителей не покидает ощущение, что на сцене стоят гробовые доски и ждут своего часа. А из телевизоров и радиоприёмников вот-вот прозвучит что-то страшное, прервёт спектакль, запретит и стихи, и актёров, и зрителей.


Увидев на афише значок «18+» и вспомнив дискографию «Гражданской обороны», зритель удивится: на сцене практически не звучит бранная речь. Мат актёры почти не используют. Для того чтобы эпатировать зрителя, оказалось, достаточно просто визуализировать смелые летовские метафоры. Сначала испугаешься психиатра с его карательной медициной на сцене, потом вспомнишь, что Летова самого принудительно пичкали галоперидолом в лечебнице. Сначала посмеёшься над комическим во всех отношениях патологоанатомом. Потом испугаешься: почему-то в фантасмагоричном спектакле именно морг для «несогласных» поэтов выглядит очень даже правдоподобно.


Любовная линия в спектакле тоже есть. Возникает она благодаря лирическим отступлениям в сторону творчества и судьбы Янки Дягилевой. Янка вплетается в повествование нежно, незаметно, олицетворяя женскую тоску в противовес брутальной, почти солдатской летовской. Вслушиваясь в культовые стихи о героях и антигероях нашего времени, каждый видит свою уникальную историю, сотканную из его личных ассоциаций.

Станислав Левшин/журнал
Станислав Левшин/журнал "Формаслов"

Для кого?


Поначалу напрашивается шуточный ответ: на спектакль стоит идти тем, кто летает снаружи всех измерений. Хотя если задуматься, ответ вполне серьёзный. Режиссёр Павел Григорьев и художественный руководитель Руслан Кудашов и вправду возносят фигуру неоднозначного поэта над измерениями и над контекстами: культурными, историческими, политическими и всеми вообразимыми. Сами авторы тоже пытаются ответить на вопрос: для кого спектакль?

«Спектакль-концерт для солнценеспящих».

Ответ их, возможно, должен подготовить потенциального зрителя к психоделии и абсурдности происходящего на сцене.
Спектакль стоит посмотреть по нескольким причинам.


1. Для того, чтобы познакомиться с творчеством Егора Летова, группы «Гражданская оборона»(«ГрОб» или «ГО» для посвящëнных) и Янки Дягилевой. Всё это ー одно из многочисленных отражений эпохи, до сих пор влияющее на отечественную сцену и нас самих. Не следует намеренно вычеркивать его из кругозора.


2.Развеять миф и непредвзято взглянуть на эстетику советского, а после и российского андеграунда.
До сих пор бытует мнение о том, что Егор Летов ー это всего лишь кумир трудных подростков из 90-х. Никогда не поздно отказаться от стереотипного представления о русском андеграунде и познакомиться с Летовым-поэтом.


3. И, конечно, чтобы услышать любимые и культовые треки в немыслимых прежде декорациях (например, на экранах ламповых телевизоров параллельно с сюжетом развивается какая-то совершенно не зависящая от актёров линия абсурда) и аранжировках, иногда напоминающих церковные песнопения, а иногда эстрадную поп-сцену 80-х годов. В спектакле «ГрОб» звучит совершенно непривычно и свежо. В отличие от многих современных исполнителей, авторы хотели не скопировать что-то неподражаемое, а привнести свои собственные оттенки звучания. Получилось что-то неканоничное, но искреннее, совсем непохожее на стереотип о советской рок-музыке.

Станислав Левшин/журнал
Станислав Левшин/журнал "Формаслов"


Трибьют-концерт?


О музыкальном оформлении стоит поговорить отдельно. Наверняка, после многочисленных, как правило, спорных трибьютов «Гражданской обороны» некоторые сомневаются, что Летова можно удачно интерпретировать, не исказив оригинального замысла. Но авторам постановки и её исполнителям, к счастью, удалось. В отличие от прочих трибьютов, в спектакле не просто заигрывают хитами, подарившими нам мемы и огромное количество кавер-версий: творчество «Гражданской обороны» исследуется целостно, с опорой на исторический и биографический аспекты. Вероятно, потому что цели создать именно трибьют-концерт не было. Где-то с отчаянным надрывом, где-то с дискотечным лоском, а где-то и с пьяным протестом ー актёры звучат живо, своим исполнением не уродуют поэтику Летова, а дополняют её новыми актуальными смыслами. Перестроечный хаос будто никуда и не исчезал из нашей современности и до сих пор проглядывается в настоящем. Задача перед исполнителями стояла не из лёгких, но выполнена на «отлично». Между актами зрители обсуждают, что неплохо бы иметь виниловую запись «концерта». В зале подпевают. Где-то в первом ряду плачут под истерический хохот актёров, восславляющих психонавтов и невыносимую лёгкость бытия.


Жаль, что с полной версией спектакля нельзя ознакомиться в интернете, однако на официальном youtube-канале Большого театра кукол есть небольшой тизер: как и спектакль, страшный, неясный, эстетичный и заряженный панк-энергией. Но всего в минуту длиной.

Ролик не даёт ни малейшего представления о спектакле, но уже интригует и будто бы приоткрывает кулисы. При желании можно ознакомиться с другими спектаклями цикла про больших поэтов двадцатого века: некоторые записи всё же доступны ー «БАШЛАЧЁВ.Человек поющий» и «Высоцкий.Реквием».

Станислав Левшин/журнал
Станислав Левшин/журнал "Формаслов"

«Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано честь по чести»


Завершается спектакль, как и судьбы его героев, трагично. Мотив смерти, который все два часа присутствовал на сцене вместе с актёрами, доходит до кульминации и в зале наконец-то звучит голос самого Летова. После предыдущих двух актов история «Про дурачка» звучит тоскливо, как весточка из загробного мира. Но когда аплодисменты стихают и зал унимается, актёры с панковским задором обнадёживающе вопят всем известную кричалку. Доказывая, что есть что-то важнее, громче и уж точно веселее смерти.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика