Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

«Похороните меня за плинтусом» 一 пугающую историю по одноимённому произведению Павла Синаева об абъюзивной любви покажут в Большом театре кукол 15 декабря.

Фильм по той же книге, вышедший в 2009 году, всегда заставлял меня навзрыд рыдать. Даже в смешных моментах успокоиться не получалось. Уж больно узнаваемые постсоветские угнетающие интерьеры, характеры очень знакомые, тоска эта вездесущая в детских испуганных глазах. На спектакль пошла не думая: вдруг без «магии кино» получится хотя бы немного вникнуть в сюжет, а не в собственные детские травмы.

Взаперти

141221

Из официальной группы театра

Началось всё, мягко говоря, странно. В очень маленьком тёмном зале нас заперли снаружи. Сначала испугалась за пожарную безопасность. Потом вспомнила, что после фильма всё равно жить обычно не хотелось, решила: «Пусть будет, что будет».

«На сцене» (на деле просто перед стульями, сцены в малом зале нет) появляется герой с коробкой. «Саша Савельев» 一 подумала я. «Вообще, да, но играет его Максим Морозов» 一 рассказала висящая на выходе из театра афиша. В голове пока что не укладывалось: как воспринимать Сашу взрослым, мужественным? Неужели такой дяденька может бояться бабушки? Ещё и коробка эта…

В коробке было всё. Целую, пусть и маленькую, жизнь вынес Саша на сцену: например, там лежали матрёшка и радиоприёмник. Что осталось от травмирующего детства и от тирании родных людей. Отдельно восхитимся художницей постановки Светланой Струковой. Меньше чем в 10 вещах ей удалось показать нам постсоветский быт, от которого мы часто так отчаянно бежим.

А потом Саша начинает говорить. И образ взрослого тут же сдувает, как не было его. Внутренний ребёнок вырывается наружу, кричит, плачет и говорит, что не должен был доживать до 16. Передо мной человек: взрослый внешне, но очень маленький, надломленный и беззащитный внутри. Позади и вокруг, в зале, скорее всего, люди почти такие же.

Куклы

1412212

Из официальной группы театра

Я часто на спектаклях в «БТК» забываю, что театр-то кукольный. В постановках не для детей, они если и фигурируют, то совсем уж мельком. В моноспектакле «Похороните меня за плинтусом» простор для переосмысления куклы перед зрителем широчайший.

Главный герой не изображает из себя чревовещателя, но при этом так реалистично озвучивает эту несчастную матрёшку из коробки, что хочется верить 一 это действительно его бабушка. Я смотрю на неё и ненавижу также сильно, как маленький Саша. Я боюсь её. Она и мне тоже желает быть сбитой паровозом. Страшная матрёшка.

Я смотрю на элегантный флакон парфюма, смотрю на старую шубу и вижу мистический образ Сашиной мамы. Её матрёшка называет беспутной и ругает другими плохими словами. Но я ей не верю и всё жду, когда мама появится.

Где дедушка? Дедушка сидит в радиоприёмнике. Можно ли достучаться до радио? Вдруг получится? Не получилось.

Опять плакать?

1412213

Из официальной группы театра

В начале спектакля иногда казалось, что покажут тот же фильм, но без «чернухи». Действительно, испачканных колготок тут можно не ждать, эпилептических припадков с похоронами тоже. Но также и не стоит ждать спокойного размеренного повествования об очередной тяжелой судьбе очередной несчастной семьи.

Тут кричат, ругаются, скандалят, иногда хочется вымыть герою рот с мылом, а заодно и себе уши. Кто же ругается, если на сцене один-единственный Саша Савельев? Сам Саша и кричит. И его воспоминания, которые периодически из него вырываются и с адскими гримасами или с куклами, цитируют, например, бабушку.

Если сравнивать режиссёров, то у Романа Бокланова в «БТК» получилось показать историю Синаева куда менее мрачной, чем у Сергея Снежкина, но всё равно страшной. В моноспектакль приходится дольше вникать. Зрителя постоянно отвлекают от трагизма смешными ругательствами, необычными образами и совсем уж непривычными приёмами вроде запирания наедине с теми монстрами, с которыми живёт взаперти сам Саша Савельев.

Надо понимать, что на основе первоисточника сделать что-то не выматывающее эмоционально трудно да и не нужно. Постановка печальная, ничем не обнадёживающая. Удивляет только, как у Максима Морозова выходит так трогательно отыграть весь возможный спектр эмоций в семье, где от любви до ненависти не осталось никаких шагов: всё слилось воедино и одно уже будто бы и немыслимо без другого. Но под конец, когда от травм и страхов маленького Саши нельзя отшутиться и в зале начинают захлёбываться в гнетущей тоске, звучит «Psycho killer». Последнее обвинение тем взрослым, которые жестоко надругались над психикой ребёнка, и диагноз героя, поставленный самому себе:

«I cant’t seem to face up to the facts

I’m tense and nervous and I

Can’t relax

I can’t sleep ‘cause my bed's on fire

Don’t touch me I’m real live wire»

А также подпишитесь на нас в VK, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика