Если давно хотели посмотреть нескучную постановку оперы «Евгений Онегин», то считайте этот текст знаком. О том, почему стоит заглянуть нп золотомасочную постановку культового произведения в театре «Зазеркалье».
«Любая опера, любая симфония Чайковского – подлинный кладезь мудрости…» — писал Дмитрий Шостакович.
Оперу Чайковского «Евгений Онегин» можно без преувеличения назвать классикой мировой сцены. Поставленная более 140 лет назад, она остаётся самой репертуарной оперой, в очередной раз доказывая свою долговечность и актуальность.
«Это — чудное сочинение, это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что её нельзя забыть» — считает Антонин Дворжак.
С официального сайта театра
Читайте также
И не удивительно, ведь в этом произведении музыкальный гений Петра Ильича Чайковского сливается с неисчерпаемым талантом нашего любимого и горячо обожаемого «солнца русской поэзии» (и прозы тоже) Александра Сергеевича Пушкина. Когда один гений создаёт нечто, опираясь на легендарное произведение другого гения, такая комбинация попросту обречена на успех.
Постановок «Евгения Онегина» великое множество, но сегодня речь пойдёт о вполне конкретной. Режиссёр – Александр Петров. Сцена – детский музыкальный театр «Зазеркалье». Несмотря на то, что театр детский, в зале собрались люди всех возрастов. «Детей привели», скажете вы, а я отвечу: «Классика!». Конечно, вы будете отчасти правы, но и спорить с тем, что постановка наполнена смыслами, и каждый найдёт там что-то для себя, не приходится.
Сюжет разворачивается в начале XIX века между совсем юными героями, за исключением, разве что Онегина. Ему на момент дуэли где-то 26. Татьяне каноничные 17, несмотря на то что моментами она ведёт себя совсем как девочка: письмо Онегину заимствует из её любимых романов и репетирует любовное признание перед стулом, наряженным в цилиндр. Но да ладно, каждый взрослеет в своё время. А вот Ленский, относительно «осьмнадцати» лет в оригинале помолодел аж на два года, о чём свидетельствуют даты на его надгробном обелиске. Авторский ли замысел кроется в этом расхождении с оригиналом или простая неточность — остаётся загадкой. Ольге всё те же 13-15, судя по тому, что в первом акте она игриво скачет в детских панталончиках. К слову, о нарядах. Хотелось бы сделать отдельный комплимент художнице по костюмам Елене Орловой за столь аутентичные образы.
С официального сайта театра
Поговорим об актёрах. Роль Онегина — столичного денди с напускным холодным снобизмом исполняет Григорий Чернецов — молодой красавец с бархатным баритоном. На мой взгляд, актёр идеально подходит для этой роли, ведь достаточно одного взгляда, чтобы понять, почему Татьяна влюбилась в него по уши как только увидела. Сценическая Татьяна под стать Онегину также хороша собой во всех смыслах: начиная с внешних данных и заканчивая ласкающим слух сопрано. Без преувеличения и строго в хорошем смысле, в моменты её арий у вашего покорного слуги по спине пробегали мурашки.
О сценографии. Она показалась довольно незатейливой. «Балет» со стульями не впечатлил, сцена казалось довольно тесной, не хватало «воздуха». Однако, были и сильные моменты. Дуэль была обставлена на твёрдую десятку, подсвеченная диагональ из ромбов остро подчёркивала противостояние между героями. Также, в сознание врезался момент с письмом Онегина Татьяне. Запутавшийся в своих чувствах, убивший друга Онегин в надрыве склоняется над стулом в абсолютном, обволакивающим, непроглядном мраке, идеально описывающим всё то, что происходит в его душе. В целом, цветовая гамма постепенно темнеет и сгущается по мере накала страстей ближе к развязке. Это также задаёт определенный тон восприятия и подчёркивает всю горечь, драматичность и противоречивость заключительных событий оперы.
С официального сайта театра
И конечно же отдельного внимания заслуживает авторское дополнение в виде двух мизансцен: ухаживающей за престарелым мужем пожилой Татьяной и соседствующей с основной сюжетной линией оперы, могилой Ленского. Звуки граммофона вновь погружают Татьяну в события тех лет и в этой визуальной метафоре каждый увидит что-то своё.
С одной стороны, можно подумать, что она с грустью ностальгирует по событиям давно минувших дней или же напротив, перед её глазами вновь возникает надгробие Ленского и Татьяна с горечью вспоминает то, чем закончатся эти злосчастные именины. А что если в этом можно углядеть метафору смерти как физической, так и духовной. Ведь девушка вышла замуж не по любви и даже не по расчёту, а по принуждению. И Татьянино «…я буду век ему верна» — ничто иное как пожизненный приговор её счастью.
Может и всё вместе. Может и не только это. Может и ничего из этого. В любом случае сцена очень содержательна и глубока, вызывает целый ворох размышлений. И вполне возможно, что ради этого момента всё действо и затевалось. А вопрос: «Что же было после?», именно то, о чём Александр Петров хотел бы, чтобы мы задумались, выйдя из зала. И тут, как уже было сказано выше, единственного верного ответа нет.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!