Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своём проекте или услуге? Пишите на почту main@sub-cult.ru

16, 17, 18 августа на основной сцене Александринского театра состоялся показ премьерного спектакля «Платонов болит» московского Театра на Бронной.

Платонов болит

Фото: официальный сайт Театра на Бронной

В Санкт-Петербурге полным ходом идут масштабные гастроли московского Театра на Бронной. Напомним, что это первые большие гастроли московского театра после своего полного обновления.

Не так давно открылось отреставрированное здание театра, полностью изменился репертуар, а на сцене появились постановки молодых режиссёров.

На исторической и новой сценах Александринского театра отгремят 4 премьерных спектакля – «Вишнёвый сад» по пьесе Антона Чехова режиссёра Микиты Ильинчика, В постановке Константина Богомолова спектакль «Таня» по пьесе советского драматурга Арбузова и «Гамлет in Moscow», и «Платонов болит» по ранней пьесе Антона Чехова в постановке Александра Молочникова. О последнем и пойдёт речь.

Александр Молочников, известен общественности по таким постановкам как: «19.14» — спектакль о Первой мировой войне на стихи Дмитрия Быкова, рок-спектакль о судьбе России и ее героев — «Бунтари» и «Светлый путь. 19.17» — постановка, посвященная веку русской революции. Оба произведения вышли на сцене МХТ имени А. П. Чехова.

Теперь режиссёр обращается к первому драматургическому опыту Антона Чехова – написанного им ещё в 18 лет, но опубликованного только после смерти писателя. Сложное произведение из 11 рукописных тетрадей без титульного листа.

В письмах Чехова к брату упоминался заголовок «Безотцовщина», а иногда пьесу называют по имени главного героя — учителя математики Платонова. Молочников в спектакле «Платонов болит» интерпретирует текст по-своему.

Место действие – Войницевка – теперь представляет из себя место свободы, где царит любовь и полное счастье. Но за внешним счастьем скрывается скорая потеря «острова свободы» – Анна погрязла в долгах и решила совершить «некий ход» продав Войницевку. Сначала она заложила, подаренные покойным мужем, серёжки, затем мебель, а деньги тратила на облагораживание места, где она чувствовала себя свободной. Без мужа, с сводным взрослым сыном и пустой душой. Такой предстала перед нами Анна.

Купить же Войницевку решил Венгерович, который в этой интерпретации стал молодой тиктокером с огромным состоянием. Чувство надвигающегося «конца света» не покидает весь спектакль. Герои слабые, обречённые и безвольные люди и вместе с тем простые и понятные зрителю. Над каждым что-то довлеет — долги это или неудачный брак. Каждый ищет свободу в чём-то своём и для каждого она недосягаема. Просматривается Чехов…

Платнов болит

Фото: официальный сайт Театра на Бронной

Спектакль заявлен как музыкальный трагифарс. Поэтому зрителя ожидают элементы кабаре и stand-up. Смесь несочетаемого юмора и чувство приближающейся смерти. Водевиль с самоубийством – изначальный жанровый оксюморон в творчестве Чехова. Поэтому саму суть пьесы Молочникову сумел перенести в частично современные реалии.

Сценография поражает зрителя своим масштабом. Под потолком сцены подвешены стулья, мягкие игрушки, ноги от манекенов. Огромная горка из паркета занимает центральное место. Именно через неё, скатываясь, персонажи будут попадать в место действия.

В левой части сцены виден стеклянный флигель, в котором расположилось небольшой оркестр спектакля. Справа внушительных размеров шкаф и генеральское кресло. Дальнейшие преображения сценического пространства и созданные художником визуальные образы надолго въедаются в память.

Свет в этом спектакле словно живой. Он подчинён словам актёров. Так они могу командовать им, кому именно сейчас нужен луч рампы чтобы озвучить реплику, а кто такого внимания недостоин. Также в некоторых сценах благодаря свету спектакль становится похожим на настоящее кабаре с мигающими лампочками по периметру сцены в синем-розовых оттенках.

Для сценографа явно были важны детали спектакля. На столе за которым сидят герои нанесён лейбл известной звукозаписывающей компании Великобритании – Vertigo Records. Многим он запомнился своим гипнотическим принтом на пластинках с популярными рок хитами. Эта музыка под стать учителю Платонову с таким же нахальным, даже взрывным характером.

Платнов болит

Фото: официальный сайт Театра на Бронной

Спектакль наполнен песнями и танцами, поэтому перед звёздным актёрским составом стояла непростая задача. С которой каждый справился непревзойдённо. Константин Юшкевич в роли учителя Платонова, Екатерина Варнава – жена Платонова Саша, Александра Ревенко – Софья, Виктория Толстоганова – вдова генерала поместья в Войницевке Анна Петровна…

Платново болит

Фото: официальный сайт Театра на Бронной

У каждого был собственный монолог. Например, сцена, в которой Грекова Александра Ревенко в порыве уязвлённых чувств выходит из себя, явно произвела впечатление на зрителей, потому что именно после её сцены и блестяще исполненной музыкальной композиции зал взорвался аплодисментами.

Аплодисменты во время действия звучали не единожды. На одном из ярусов услышала прекрасный отрывок диалога двух зрительниц: «– А кто играет Сашу, жену Платонова? Такая хара’ктерная актриса, мне бы в такой шпагат садиться.

- Так это же Екатерина Варнава. Не узнала? – воскликнула вторая».

И действительно, за образом любящей и ревнивой жены, в платье и с причёской не по возрасту, совсем не видишь привычную большинству комедийную актрису. Вместо этого зрители получают настоящую драму. Саше как героине сопереживаешь, разделяешь её ревность, понимаешь её мотивы и потому оправдываешь её нестандартные методы удержать мужа – притвориться что сломала ногу.

Комедия или даже злой сарказм пронизывает весь спектакль, но за внешним фарсом понимаешь всю драму героев. Например, Софья, её роль исполнила Мария Карпова, получила целую арку развития героини. От эффектной молодой жены-пустышки Войницева, которая живёт в пол ноги и для зрителей предстаёт несколько меркантильной девушкой, без намёка на ум, она обретает, казалось бы, свободу с Платоновым. Он видит её настоящую, раскрывает её перед нами, где она уже ищущая душа, но по итогу все её мечты обращаются в прах. Как и мечты и желания остальных героев.

Платнов болит

Фото: официальный сайт Театра на Бронной

Постановка пропитана музыкой. Герои поют, играют на электрогитаре. Платонов появляется в футболке с принтом знаменитого гитариста Джимми Хендрикса, с которым он советуется ведя внутренний диалог. Такой же бунтарь трикстер как сам Платонов.

Оркестр задаёт правильный тон происходящему. Если на сцене броский рояль цвета фуксии с прекрасной девушкой «на борту», значит томным мелодиям быть. Лирические мотивы вмиг сменяются хард-роком и танцами.

Во втором акте мы как зрители наблюдаем ожидаемое действо под названием «есть». Бойкое, яркое, сумасбродное зрелище больше похожее на рок-концерт чем на спектакль. Настоящая феерия света, игры и музыки.

Платонов болит – значит, что вы влюблены в Платонова. Эта влюблённость оказывается вредной для всех, кому дорог этот «оригинальный негодяй». В конечном итоге это губит и его самого.

Первый акт показался несколько затянутым, об этом даже иронично пошутила героиня Грекова, что она появляется только спустя 50 минут действия. С одной стороны, это оправдано – обывателю легко потеряться в многообразии персонажей, поэтому без подробной экспозиции понять спектакль невозможно. Тем более во втором акте происходит бурное развитие, без нудных диалогов действие стремительно несётся к кульминации и развязке в третьем акте.

С другой стороны, из-за сжатого третьего акта не сразу понимаешь трагедию случившегося, не успеваешь увидеть финал каждого героя пьесы. Однако, подобный ход побуждает поразмыслить над увиденным. Художественная ценность спектакля заключается в его послевкусие, в том, что он заставляет вас думать. Это и делает «Платонов болит».

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика