С 7 по 10 августа камерный театр «Площадка на Грибоедова» проводит фестиваль моноспектаклей «Золотая Августина», в рамках которого зрители могут увидеть работы как петербургских актрис, так и гостей нашего города. Репертуар фестиваля самый разнообразный: от классической монопьесы Жана Кокто до лауреата премии в области современной драматургии Наталии Мошиной. Каждый день фестиваля заканчивается обсуждением спектаклей со зрителями в тёплой и дружественной атмосфере.
Второй день фестиваля начался со спектакля московского «Театра Историй», созданного актрисой Евгенией Крюковой и режиссёром Кариной Календарёвой. В фокусе сценического исследования оказывается образ самого Франца Кафки, каким его представил Зиновий Сагалов «Не верьте господину Кафке» по мотивам повести автора «Превращение». Только если Кафку интересует всё то, что происходит с главным героем Грегором Замзой после превращения в жука, то в пьесе исследуется вопрос, каким образом это превращение случилось. Сестра Грегора Грета в ходе спектакля обосновывает, почему в случившемся был виноват сам Кафка, называя его чернокнижником и злодеем.
Создатели спектакля в целом следует пьесе, не внося в неё существенных новаций, и последовательно воплощают на сцене образ жёсткой, властной, готовой на всё ради достижения своих целей женщины, которая к тому же демонстрирует явные черты антисемитизма (так в пьесе косвенно возникает тема зарождения нацизма на родине писателя). Грета сначала списывает на брата свои неудачи — дескать, всю жизнь ради него только и старалась, но, как только ставший насекомым Грегор начинает быть ей опасен, подгрызая сваи их дома, хладнокровно с ним расправляется. Самое интересное в спектакле, пожалуй, то, как на протяжении постановки меняется состояние актрисы: если в начале мы видим очень сдержанную холодность и решительность Греты, которая эпизодами даже превращается в благонравную хозяйку и любящую сестру, то ближе к финалу она всё более явно обретает черты демона, который возвышается над зрительным залом, чтобы совершить показательное убийство.
А уж в какой степени в случившемся виноват Кафка, доподлинно неизвестно, хотя эпилог спектакля и указывает на некий рок, довлеющий над случившимся.
Второй спектакль дня можно назвать явлением поистине уникальным: актриса Наталья Бубнова вернулась на профессиональную сцену спустя двадцать пять лет, чтобы поговорить со зрителем о сокровенном. Её спектакль так и называется — «Разговор по душам».
Монолог начинается без предварительной подготовки, едва ли необходимой в таком формате: разговор берёт начало из рассуждения о дедушке, детстве, мечте стать актрисой, которая сбылась лишь в определённой степени и о чудесной встрече с однокурсницей, которая помогла актрисе вернуться на сцену. «Я забыла, как стоять под софитами»,— говорит она из скромности, одновременно произнося сложнейшей с эмоциональной точки зрения монолог, одна в голой коробке сцены, не имея возможности спрятаться за декорациями и партнёрами, при этом не выпав из образа ни на мгновение. Уже дальше, во второй части спектакля, вспоминая истории, из которых соткана инсценировка, актриса позволяет себе пару раз спутать слова или вытереть слёзы, но спектакль в формате разговора по душам от этого только выигрывает, становясь как бы более искренним. А то, что должно быть исполнено чётко, именно таким и оказывается. Видно, что перед зрителем стоит большой профессионал, которого не сломали ни огромный перерыв, ни превратности жизни вне профессии, а накопленный жизненный опыт позволил существенно укрепить творческий фундамент.
Большую часть спектакля актриса говорит не о себе, а о людях, которые своей жизнью вдохновили её на возвращение, на то, чтобы служить своему призванию, несмотря ни на что. Она вспоминает одинокую женщину из дома инвалидов, которая приходила к ней на работу пообщаться, а также об архимандрите Павле Груздеве, чья жизнь была полна потерь, невзгод и новых обретений себя. Кажется бессмысленным пересказывать здесь содержание авторского текста, который можно лишь прийти и воспринять своим сердцем, стоит лишь отметить, насколько звучащие истории плавно и органично перетекают одна в другую, уточняя и дополняя образы изображаемых героев.
А ещё актриса показывает зрителю куклу, которую бережно хранит все тридцать лет, со времён её последнего моноспектакля, который она ставила с тогда ещё студентом, а теперь выдающимся режиссёром Алексеем Янковским. И хочется верить, что впереди актрису ждут новые яркие работы под руководством людей столь же большого масштаба, как и её бывший однокурсник.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!