23-25 августа камерный театр «Площадка на Грибоедова» уже во второй раз проводил фестиваль «Золотая Августина». Если в прошлом году зрителям были представлены исключительно моноспектакли, то в этот раз ограничение было снято, и лишь одно требование осталось неизменным: на сцене — только девушки! Среди участников, помимо театральных коллективов из Санкт-Петербурга, были и представители других городов: Владимирский академический областной театр драмы, проект «Театр. Форма. Содержание» из Ульяновска, московский театр «Большая Медведица». Портал «Субкультура» в этом году вновь оказывал информационную поддержку проведению фестиваля.
День первый
Рассказать про первый день фестиваля почему-то хочется в порядке, противоположном хронологическому. Закрывал программу дня спектакль «Моя мать М» независимого режиссёрского проекта Юлии Паниной.
Выдающаяся актриса Марлен Дитрих и её дочь Мария Рива, тоже актриса, много рассказывали друг о друге в своих интервью и воспоминаниях. Мать по-настоящему любила дочь, но так, как понимала себе эту любовь она. Дочь же ждала от матери совсем иной любви и искала внутри себя положение равновесия между своими напрасными ожиданиями и окружающей действительностью. Всё это нашло отражение в спектакле: каждая из них существует сама по себе: несмотря на отсутствие видимой границы, отсутствие непосредственного контакта ощущается в каждый момент времени. Даже их полуторачасовой диалог — скорее два монолога, соединяющиеся через зрителя; они лишь изредка переплетаются, чтобы вновь разойтись своими дорогами.
Этот вечный сюжет особенно драматичен тем, что в нём нет «хороших» и «плохих». Здесь каждый по-своему хороший и по-своему плохой. Вопрос лишь в том, в какой степени удаётся достигать компромиссов. Когда этого не происходит, несчастными остаются все. Глубокое сценическое исследование методично задаёт вопросы, показывает примеры, но не навязывает выводов…
Нельзя не отметить удивительного внешнего сходства Натальи Эсхи и Марии Васильевой со своими героинями. Хотя, конечно, работа актёра и манера проживания материала много важнее. Не будем здесь предаваться ненужному красноречию — «Золотой софит», полученный Натальей Эсхи за роль Марлен, говорит сам за себя.
Впрочем, предшествующая постановка первого дня фестиваля была в не меньшей степени достойна оваций. Это был, можно сказать, предпремьерный показ спектакля «Стороною дождь», созданного художественным руководителем «Площадки на Грибоедова» Ольгой Ермаковой в соавторстве с актрисами Еленой Дергачёвой и Ветой Росиной. Эта тёплая, душевная, красивая постановка о молодости русских девушек в дореволюционной России, их взрослении и переходе во взрослую жизнь, маленьких радостях и надеждах. Инсценировка спектакля основана на рассказах, к сожалению, недостаточно оценённого современниками писателя Юрия Коваля. Она будет удостоена отдельного материала, который выйдет незадолго до полноценной премьеры, запланированной на 14 сентября.
Удивительно, что при достаточно высоком уровне популярности фольклорной музыки в наши дни на театральной сцене фольклора практически нет. И это весьма печально — судя хотя бы даже по восторженной (и удивлённо-восторженной) реакции зрителей после спектакля, такого материала в театре очень не хватает.
Первый спектакль этого дня, «Концерт для счастья с оркестром» в исполнении Юлии Силантьевой из театра «Другая комната», к сожалению, немного затерялся на фоне двух вышеупомянутых постановок. Хотя, конечно, во многом это вопрос субъективного восприятия. Трудно испытывать сопричастность к многочисленным аллюзиям на советское детство, если его у тебя не было. Трудно не скучать, наблюдая мелодраматическую приглаженность, когда те режиссёры, на творчестве которых ты вырос, ставят много провокационнее и острее. Было бы очень интересно однажды взглянуть на Юлию, например, в образе Вассы Железновой. Или Кассандры. Хотя её постоянному зрителю всё это, равно как и проработанный театральный свет, скорее всего, не требуется.
День второй
Второй день фестиваля вновь подарил зрителям воистину замечательные спектакли.
«Анна между войной и миром». Владимирский академический театр. Образцовый пример современной драматургии от Ольги Гуниной. Попытка осмыслить события новейшей истории нашей страны без патриотического угара или приступов паники, но посредством обращения к самому известному из написанных на русском языке романов о войне и сопутствующих общественных процессах. Мысли актрисы, исполняющей роль фрейлины Анны Шерер, о событиях давно минувших переплетаются с потрясениями её собственной жизни настолько тесно, что уловить очередной переход во времени на две сотни лет становится практически невозможно…
Когда-то Клима, начавшего активно вступать в диалоги с деятелями русской литературы, стали подвергать странным упрёкам в паразитировании на классике. Потом эти творческие диалоги стали почти что самостоятельным жанром драматургии, а пьеса Наталии Мошиной «Розовое платье с зелёным пояском», рассуждающая, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Натальи Ивановны Прозоровой из «Трёх сестёр», имеет несколько постановок по всей стране. Ольга Гунина продолжает литературную традицию своих предшественников.
Впрочем, это как раз тот случай, когда все лучи сходятся в одну точку, потому что сценическое воплощение ни в чём не уступает тексту. Актрисе Инге Галдиной приходится резко и многократно перевоплощаться между образами фрейлины начала девятнадцатого века и современной актрисы (а также несколькими второстепенными ролями, в том числе мужскими). Между высокомерной жеманностью придворной дамы и ничем не сдержанной трагедией невесты, которая внезапно узнаёт, что своего возлюбленного, вполне возможно, не дождётся. Она выходит на сцену говорить одновременно о патриотизме и о любви — таких смежных и таких противоречащих иной раз друг другу понятиях. В этом обилии необходимых красок актёр не имеет иного выбора, кроме как играть гениально. В противном случае он просто провалится сквозь сцену. Этого, к счастью, не происходит.
По итогам фестиваля Инга Галдина была награждена памятным подарком портала «Субкультура» в номинации «Лучшая работа актёра».
Спустя буквально четверть часа на сцену вышла заслуженная артистка России Марина Уланова, чтобы сыграть спектакль «Благосклонное участие» по мотивам одноимённого рассказа Ивана Бунина. Знакомясь с текстом первоисточника уже после спектакля (каюсь в этом профессиональном грехе), поймал себя на мысли, что мне никогда не пришло бы в голову, что из такого простого, казалось бы, рассказа можно сделать столь наполненный по творческому содержанию спектакль.
Однако регалии у артистов, к счастью, возникают в большинстве случаев не просто так — и вот союз актрисы с режиссёром, народным артистом России Игорем Волковым, порождает чудеса. Выстроенное до мелочей действие, полное юмора и светлой грусти, ностальгии и нерастраченных жизненных сил, которые всё ещё рвутся наружу, мгновенные перевоплощения между драматическими и эстрадными образами, исключительные вокальные этюды актрисы самой разной жанровой принадлежности, от оперы до романса — всё это не оставляет никаких иных чувств, кроме восхищения.
Заключительным спектаклем второго дня фестиваля стала постановка по популярной современной пьесе «Говорит Москва» в исполнении актрисы ульяновского коллектива «Театр. Форма. Содержание» Анны Дулебовой. Режиссёр спектакля — Владимир Золотарь.
Было бы интересно понять, почему эта, казалось бы, весьма прямолинейная пьеса Юлии Поспеловой по мотивам воспоминаний Светланы Аллилуевой стала столь востребованной у режиссёров. Впрочем, с современной драматургией часто так: когда ореол классики отсутствует, и взгляд поневоле становится более непредвзятым, одни восхищаются, другие, глядя на них, недоумевают. Однако обсудим в первую очень спектакль.
По большому счёту, вся драматургия здесь построена вокруг одного-единственного приёма: так же спокойно и даже отрешённо, как актриса готовит прямо на сцене тесто и начинку для осетинского пирога, она одновременно рассказывает о всех тех общественно-политических событиях, которые Светлана Аллилуева могла наблюдать в детстве самым непосредственным образом. Сложно сказать, в какой степени такая подача материала достигает эффекта; исходя из реакции зала, кажется, что скорее нет, чем да. Всё-таки задача театра представляется несколько большей, чем непосредственная констатация и без того хорошо известных исторических фактов. Можно предположить, что такое восприятие возникло оттого, что у актрисы в этот раз что-то не получилось по темпоритму. Хотя отдельные зрители в любом случае аплодировали после спектакля стоя.
День третий
Третий день фестиваля начался с моноспектакля Бразы Розовой «Катерина», который был поставлен Владимиром Уваровым в православном драматическом театре «Странник». С точки зрения инсценировки трудно отметить что-то примечательное: реплики Островского, вбитые в сознание ещё школьными уроками литературы, возникают одна за другой. Всё же настолько избитое и замученное произведение смотреть нелегко; трудно понять, почему, например, пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» — схожая по проблематике и развязке, но гораздо более художественно наполненная, появляется в афишах театров гораздо реже.
Однако чётко выстроенная, продуманная до мелочей режиссура, равно как и соответствующее по уровню актёрское исполнение, заставляют оставить в стороне дискуссии о выборе материала. Катерина в спектакле с самых первых минут находится на пределе эмоционального переживания и до последних мгновений градуса внутреннего напряжения не теряет. Меняются окружающие обстоятельства, появляются новые поводы для очередного витка рефлексии, но внутреннее состояние героини продолжает представлять из себя вулкан с кипящей внутри лавой. Или грозовое облако, готовое в любой момент разрядиться молнией.
Создатели спектакля обнаруживают в пьесе невероятный психологизм — возможно, даже больший, чем был изначально заложен в первоисточнике. Всё же Островский в этом (как, впрочем, и во многих других) произведении размышлял не только о верности и грехе, но и вещах гораздо более приземлённых: интеллектуальной ограниченности купечества, домостроевских порядках в семейном укладе, безответственности и разврате.
Заключительным спектаклем третьего дня фестиваля стала новая авторская работа известной актрисы и певицы Полины Руновской «Моя Кармен». Это бесконечно красивое, яркое, полное поэзии и музыки театральное высказывание не хотелось бы сейчас подвергать подробному анализу, но вовсе не потому, что с ним было что-то не так — наоборот, без преувеличения переполненный зрительный зал провожал актрису долгими овациями и буквально засыпал цветами. Просто этот спектакль воспринимается главным образом эмоционально, а не аналитически, и после его завершения представители театрального сообщества высказали сразу несколько возможных трактовок, ни одну из которых актриса в полной мере не подтвердила. Поэтому не будем пытаться выиграть соревнование в театроведении, а просто поздравим актрису с премьерой и пожелаем спектаклю долгих лет жизни!
Но разговор про второй спектакль последнего дня фестиваля был оставлен на конец неслучайно. Художественный руководитель московского драматического театра «Большая Медведица» Валерия Приходченко и актриса Софья Ледовских представили первую в нашей стране постановку по пьесе Максима Лапина «Агата вне доступа».
Это история о судьбе актрисы, оказавшейся в результате дорожно-транспортного происшествия прикованной к инвалидному креслу. Теперь она — телефонная мошенница, которая пытается построить собственное счастье на горе других людей. Жёсткий, категоричный, остросоциальный материал требует того же самого от спектакля — выверенной точности и непреклонности в выборе выразительных средств. Какими резкими и даже немного жуткими кажутся перемещения актрисы в инвалидном кресле по сцене! Каким приветливым и в то же время обжигающе лживым оказывается голос телефонной мошенницы. Как пуст её взгляд в минуты отчаяния… Спектакль подобен мозаичному панно, где огромное количество мелких деталей в совокупности формирует единую картину — только не какого-нибудь милого пейзажа, а человека, оказавшегося на самом дне, которое с каждым днём притягивает его к себе всё глубже и глубже. И не хочется думать, как поступил бы ты сам, оказавшись на месте героини. Лучше просто не садиться пьяным за руль, как когда-то поступила она, и надеяться, что эта чаша тебя минует.
Клубы дыма от электронной сигареты плотно окутывают небольшой зрительный зал. Обсценная лексика из уст героини делает физическое присутствие ещё более некомфортным. Однако никто не уходит. Потому что это как раз тот случай, когда вести диалог со зрителем без прикрас не только можно, но и жизненно необходимо.
По итогам фестиваля Валерия Приходченко и Софья Ледовских были награждены памятными подарками портала «Субкультура» в номинации «Лучший спектакль фестиваля».
Портал «Субкультура» выражает благодарность художественному руководителю «Площадки на Грибоедова» Ольге Ермаковой и её команде единомышленников за организацию потрясающего фестиваля «Золотая Августина», возможность посетить все его спектакли и по достоинству оценить их художественный уровень, а также вручить памятные дипломы и подарки участникам.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи