Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Мать

В Александринском театре в преддверии сентября вышел премьерный спектакль Константина Богомолова «Мать». При участии Анны Носовой он создал отдельный текст, вдохновляясь горьковским романом. Понаблюдаем, как в Петербург привезли чисто московскую историю о Патриках и связях чиновников с мальчиками.

Богомоловская «Мать» — проект долгожданный, долгострой. Ещё год назад на сайте Александринского открыли продажу билетов, и спектакль должны были показать в ноябре, но внезапно премьера отодвинулась на год. За это время постановка обросла подзаголовком «горькая пьеса» и участием Анны Носовой. На центральных ветках метро к началу лета 2024 года на каждой божьей станции метро в центре Петербурга красовались буквы в афишной рамке; участие госпожи Носовой было равноценно режиссёрству и авторству Константина Богомолова. Анна Носова, видимо, «мать русского театра» на равных с Тредиаковским и Княжниным. Снова революция сверху. Дожили… Теперь театральная. На Кинопоиске есть только ссылка к актёрской и продюссерской деятельности. Участвовала в проектах «Первый отдел» и «Великолепная пятерка», если речь действительно о ней. Проще говоря, мистика и неизведанное.

Но это не один человек, пришедший ставить вместе с Богомоловым в Петербург. Перекочевала вместе с режиссёром с Театра на Малой Бронной и художник-постановщик Лариса Ломакина, создававшая с ним «Славу» в БДТ и «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта». К первому своему спектаклю в Александринском и третьему в Петербурге Константин Богомолов написал автономный текст, увенчанный на сайте фразой «вдохновлено романом М. Горького «Мать». Многие подумали, что будет осовременная история о протестах, на стыке политической сатиры и современной русской драмы, что называется «с намёком». И пошли все на Горького.

17_ix_1

Но Максима нашего Алексея Максимовича зрителям не давали. Полчища Мерседесов и всяких автомобильных поводов для зависти F-класса загораживала проход пролетариату, если тот был. На входе стояла грустная бабушка, спрашивая, не нужен кому лишний билетик. Не услышав ответа от толпы, она грустно побрела вглубь театра. Моя знакомая-театровед врезалась в Валерия Фокина, президента Александринки. Богомолов приехал прямо перед премьерой и стоял на служебном входе. Ксения Анатольевна Собчак довольно обхаживала театр детства, заворачивала в антрактах в сторону буфета, чтобы доверительно посидеть с помощницей. В это время неназванная и неузнанная элита гуляла и восхищалась давно знакомыми интерьерами.

Вступительное слово взял Константин Богомолов. «Спектакль идет в двух актах. Чтобы вы не ошиблись от первых сорока минут. Хотя, может быть, это будет ваша реакция. Мы волнуемся, конечно же, и артисты, и я. Мы надеемся, вы будете к нам снисходительны. Сложность есть, как мне кажется. И так далее, и так далее. Впрочем, как будет, так будет», — растягивал он слова. До того «голос сверху» заменял в БДТ Андрей Могучий, теперь в Александринке господин Богомолов предупреждает о выключении телефонов и прочей аппаратуры.

Типичная семья типичного чиновника, которого бесподобно играет Петр Семак. Забыл сказать, главный герой здесь — не мать, а отец. Он, непроницаемый Арбенин в той же Александринке и несчастный Шейлок в Театре им. Миронова — единственный, ради кого точно стоит сходить. На стенах — обои под рубашку игральных русских карт, стереотипная роскошь. Под этими самыми обоями в бреду элитной жизни сидит Петр Ильич, один отыгрывающий великолепную фактуру человека, разучившегося чувствовать. Его окружают звонки от Айфонов, генералы ФСБ — о дивный, старый мир. Стоит сразу сказать, что все, кроме Петра Ильича и ФСБшника обладают парами — Мать 1 (Александра Большакова), Мать 2 (Анна Селедец), Сын 1 (Иван Ефремов) Сын 2 (Владимир Минахин). Что это - поклон мему «Родитель №1» и «Родитель №2» или нет - пусть решит зритель. Нарочная обезличенность героев в пьесе все-таки немного меняется, по ходу зритель узнаёт имена персонажей, но Богомолов точен в этом — никто всё равно не запомнит.

mat-kak-otec2

Смотря на бытовуху современной русской аристократии с каменным лицом, мы узнаём весь конфликт из мелодрамы на «России-1». Жена, прописанная как Мать 1 (Александра Большакова), отговаривает Сына 1 (Иван Ефремов) уехать на концерт в Нью-Йорк, ведь у папы «могут возникнуть проблемы». После этой фразы довольные усмешки пробегают по залу. Классический ход: если не знаешь, чем разбавить «быт и нравы» нашего дворянства, срабатывает функция «их перепутали в роддоме», а точнее поменяли. ФСБшник звонит чиновнику и говорит, что какой-то «дебил», член группировки, сбросил «мешки с говном» с последнего яруса театра. Настораживаюсь — это самокритика или все-таки милый сердцу партер с элитой и Ксенией Анатольевной во главе нарочно обольют. Но жаль. Самокритика. Мать 2 (Анна Селедец) настаивает, что «дебил» — сын Петра Ильича. Герой Петра Семака думает, что это розыгрыш, как в программах 2000-ых, сейчас его снимет скрытая камера. Но на всякий случай берет у мальчишки ДНК. Мать 2 рассказывает ему правду — это его жена подменила мальчиков, а взамен подарила ей квартиру. Обменяла больного своего на здорового чужого. Мальчик, конечно, сын, и его вызволяют из лап ФСБ, а о любви к беременной на зоне Соне Сын 2 забывает. Правда, не до конца. Все Патрики думают, что чиновник завел себе любовника и отборным русским матом со сцены главного театра русской драмы генерал доносит это до сведения. До тех пор, пока Мать 1 не убивает собственного сына, а в квартире у него не находят 20 молотков и пилы. Все-таки классовая ненависть не погибла в футболке от Армани. Выбритая его голова «одурманена», как говорят взрослые. Соня для этого объединения — «матка», рожающая в будущем от всех парней. Текст на экране в конце спектакля сообщает следующее: Мать 1 заболевает раком и умирает. Мать 2 живет. Конец.

Что сейчас было прочитано вами? Краткий пересказ изумительных режиссерских и сценарных находок Константина Богомолова. И сквозь божественный треш уже не возникает вопроса: «А это точно Горький?». Дело уже в другом. А это точно спектакль? Точно пьеса? Точно в Александринке?

Ах, уже совсем ничего не точно. Самое удачное в диалогах, составленных автором, — бесцветность. Продолжение чеховской традиции «диалога глухих» — серые люди говорят о никому не нужных вещах, пошлых и уродливых. Лучше бы действие тоже было по Чехову, чем этот очаровательный междусобойчик театральных деятелей.

17_ix_3

Сквозь ткань спектакля светлыми пятнами проходит сон Петра Ильича (Петр Семак) — первые страницы «Идиота» Ф.М. Достоевского, где Мышкин рассказывает Епанчиным о своей «простой жизни» в Швейцарии, о шумах водопада и так располагает к себе генерала, что тот его оставляет на попечении. Подобное случается и в «реальности» спектакля. Новый сын, такой же, как и он. Для Петра Ильича сын-эпилептик да еще и «оппозиционный» — повод ожить, заняться собой. Даже к косметологу записывается, спортом занялся. Нет, всё-таки жизнь его не кончается в пятьдесят с лишним лет. Но тут просыпается вопрос — куда же деть воспитанного им сына, Сына 1? А они на курорт поедут. Жестокая Мать 1 печётся лишь о том, чтобы Паша не узнал настоящей матери, которая бьется и трясется в бреду, в стихотворении-агонии, написанном самим Богомоловым. То ли Маяковский, то ли пыльный «Серебряный век» заставляет свербить в носу, смотря на судьбу «Матери» земли человеческой. Ведь так она выглядит, по мнению режиссера, — простая русская женщина, стриптизерша в прошлом, отдавшая родного сына за квартиру. Мать провокатора, уставшая от вопросов «Почему ты меня родила и выпустила в этот несчастный мир?». Владимир Минахин, Сын 2, скорее Мышкин, и нет веры, что именно он собирался кокнуть родного папеньку. Словоформа рецензии сдвинулась по объективной причине — писать о подобном и нужно в той же стилистике, дабы читатель прочувствовал всё удовольствие от очередной элитной постановки.

Посторонняя жизнь в спектакле Богомолова «Мать» — наверное, главный персонаж. Смысл даже и не в возможном убийстве Петра Ильича, и не в убийстве Матерью 1 Сына 2, и даже не в «непротивлении злу» по Мышкину и Достоевскому. Смысл в том, что пока человек живет, он накапливает кучу бессмысленных, но полезных связей, заставляющих падать на самое дно, обсуждать стереотипные «Куршавели» и «Валдаи», пока бедные люди на третьем ярусе пытаются угадать, «что уже сказал нам автор?». И лучшее в спектакле Константина Богомолова — отталкиваться от него, бежать от такой жизни даже из Александринского, если на то пошло. Как на днях на лекции сказал историк Александр Чепуров, жизнь и без того стала театром. А на театр действий героев горькой пьесы «Мать» давно пора опускать занавес.

Фотографии Александринского театра, фотограф Владимир Постнов

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика