Водная стихия всегда была основой культуры человека. В особенности — образ реки. Вокруг него слагались древние мифы и легенды, у русел развивались старейшие города и цивилизации. Река издревле считалась источником жизни, символом очищения и движения — как созидательного, так и разрушительного. Могущественная природа воды воодушевляла и многих художников: от умиротворяющей глади полотна Исаака Левитана «Вечерний звон» до бушующих волн на картине «Пётр Великий в бурю на Лахте» Петра Шамшина.
Шумные и тихие, стремительные и полноводные, грозные и спокойные — реки продолжают вдохновлять живописцев и сегодня. Одноимённая выставка современной художницы Юлии Киракосян недавно открылась в Петербурге. Проект «Река» полностью создавался именно для пространства Moika 104 Gallery.
«Мне захотелось специально для этой галереи сделать серию работ, которые каким-то образом могли бы перекликаться с Питером, но не напрямую. То есть Петербург — это город на реке, их здесь очень много, но это не питерский пейзаж. Я не реалист, поэтому здесь сложно узнать конкретные места», — поделилась Юлия.
Читайте также
Правда, по признанию художницы, среди коллекции всё же есть одна картина, запечатлевшая реальную частичку Ленинградской области — «Лодки на Медном озере». Это живописное водохранилище с небольшим островом располагается на Карельском перешейке и собирает вокруг себя мистические истории: некоторые жители верят, что здесь хранятся радиоактивные отходы и обитают таинственные существа.
Но на полотнах Юлии Киракосян природа гармонично сосуществует с человеком. Можно увидеть много полуобнажённых мужских и женских образов. Однако художница подчёркивает: «Эта выставка не об отношениях. Я не хотела это привязывать ни к каким эмоциям, чувствам. Люди просто находятся у реки, они отдыхают, наслаждаются природой и получают какую-то энергетику от воды».
В пейзаж плавно вписывается и архитектура города: мосты, дома и дороги. Здесь стоит отметить особую пространственную композицию изображения — она не ограничивается, а будто растекается за пределы холста.
«Взгляд обязательно должен куда-то уходить. Я не пишу закрытые двери; даже если это лес, он не стоит забором, потому что городскому человеку не хватает дали», — говорит Юлия Киракосян.
Традиционно изображение воды ассоциируется с преимущественно синими или светло-голубыми тонами, но выставка «Река» выполнена в единой палитре зелёного — такое решение символизирует лето и среднюю полосу России. Общая колористика расслабляет и передаёт ощущение свежей прохлады. Юлия любит в своих работах использовать именно холодную гамму. Даже если жёлтый или розовый — то всё равно холодные оттенки. Это в первую очередь релакс через цвет, живопись для медитации.
Особенная часть экспозиции — развеска. Картины небольшого формата своим расположением не только местами напоминают коллажи, но и соседствуют с необычными арт-объектами — созданными вручную мужем художницы деревянными элементами, повторяющими детали с представленных полотен. Этот замысел удалось воплотить благодаря контурной технике рисования — одной из отличительных черт всех работ Юлии Киракосян. Свой стиль она также синтезирует на основе японского изображения, а для создания фактуры использует природные материалы, например мелкий песок.
Серия картин «Река» наполнена символизмом. Контрастные женское и мужское начало также сокрыты в символических изображениях и цветочных мотивах. Настолько же дихотомичен загадочный образ Реки, и в исполнении Юлии Киракосян — эта стихия завораживает, магически очаровывает и тут же успокаивает.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!