Декабрь 2025 на российском арт-рынке получился очень активным, особенно для Москвы: то новый музейно-выставочный центр открыли, то презентовали дебютную ярмарку графики, да ещё и в необычном пространстве событие развернули. Нанесли визит на второе упомянутое событие с командой «Портал Субкультура». Рассказываем подробности в репортаже.
Ярмарка «Обертон» от команды Cosmoscow встретила своих первых посетителей в рамках превью уже 3 декабря. По билетам гостей принимали с 5 по 7 декабря 2025 года. Новый проект нацелен на демонстрацию высокой художественной ценности графики. Ведь это не только про образы, выполненные штрихами на листах бумаги, но и множество техник: линогравюра, офорт, литография, ксилография и другие.
Графика сегодня занимает особое место в мире искусства. Многие коллекционеры собирают целые папки с работами авторов. Это могут быть как тиражные произведения художников, так и единичные истории. Именно с графики зачастую рождаются большие и известные произведения. Получается, что «Обертон» формирует новую культуру коллекционирования, вовлекая как начинающих, так и опытных коллекционеров, предлагая работы самых разных представителей современного арт-мира.

Читайте также
«Сегодня популярность графики растёт среди коллекционеров всех уровней — от уверенных профессионалов до начинающих энтузиастов. Её высокая художественная ценность неоспорима, это востребованный и отчасти передовой жанр, в котором сочетаются поиски нового изобразительного языка и смелые эксперименты. Во многих коллекциях появляются специализированные разделы, предназначенные исключительно для графических работ. На ярмарке “Обертон” мы стремимся представить срез актуальной графики, отвечая на существующий запрос от гостей Cosmoscow, который наблюдается последние пару лет», — комментирует Маргарита Пушкина, директор и основатель ярмарки Cosmoscow.
«ТОН-ЦЕНТР»
Памятник эпохи Николая I получает второе дыхание. «ТОН-ЦЕНТР» расположился в историческом здании — бывшем круговом депо Ленинградского (Николаевского) вокзала на Комсомольской площади. Название площадка получила от своего создателя-архитектора Константина Тона, который в 1846—1851 годах возводил памятник культурного наследия вместе с коллегой Рудольфом Желязевичем. Здание выполнено в стиле эклектики с акцентом на элементы позднего классицизма.
Стоит отметить, что объект архитектуры находился под угрозой исчезновения, поскольку в 2013 году часть уникальных секторов депо была снесена. Именно в первый день превью ярмарки «Обертон» было объявлено о старте масштабной ревитализации Кругового депо Николаевской железной дороги. Не случайно концепция «ТОН-ЦЕНТРА» строится вокруг слогана «Искусство в движении».
Поговаривают, что мультифункциональное пространство объединит в ближайшем будущем выставки, гастрономию и арт-мастерские. Думаю, даже претендует стать новой популярной точкой притяжения арт-сообщества столицы.
Галереи показывают

Организаторы писали, что архитектурная застройка ярмарки «Обертон» выполнена в формате «белый куб» без дополнительного оформления. Возможно, технически такая формулировка верна, но внешне всё выглядело весьма нестандартно и очень даже не скучно, как это часто бывает на подобных событиях. Видимо, сыграла роль круглая форма здания. Каждой галерее предоставили типовой стенд размером 25 м² с использованием модульных стен. В самом центре была создана зона отдыха, где не только можно было угоститься горячими напитками, но и отдохнуть на мягких пуфах.
Всего на ярмарке графики представили произведения искусства от 30 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа и Владивостока. На сайте события сказано, что ключевыми критериями отбора стали: содержание и качество проектов, реализуемых в течение года, а также наличие опыта участия в международных и российских ярмарках современного искусства. По правде говоря, знающие и часто посещающие ярмарки люди, в частности Cosmoscow, сразу могли догадаться, что участники/площадки совпадают, да и сами галереи не отрицают, что были приглашены организаторами.

Гости ярмарки смогли увидеть произведения Ольги Чернышевой на стенде Iragui Gallery, графику Виталия Пушницкого показали ПиранезиLAB, а работы Александры Гарт презентовали Anna Nova Gallery. Специальный проект Pogodina Gallery познакомил зрителей с особым жанром камерных произведений-открыток, которые художники создавали в качестве подарков для своих близких. В числе участников были Айдан Салахова, Константин Звездочетов, Павел Пепперштейн, Александр Бродский, Леонид Тишков. Онлайн-платформа TЕО by Cosmoscow представила коллаборацию с «Новыми городскими художниками». Благотворительный проект, нацеленный на поддержку и профессиональное развитие самобытных художников с ограниченными возможностями, был создан в Санкт-Петербурге при кураторской поддержке стрит-арт художника Стаса Багса и Евгении Штиль. На стенде разместили работы Зойки, Виталика Чистякова, Любы Образцовой, Юры Снегиря, Ильи Минина, Тани Власовой и Кости Лаптева.
Регионы покоряют столицу
За последние годы регионы всё более активно стали проявлять инициативу, покоряя российский арт-рынок вместе с локальными авторами. Это не может не радовать, ведь в центральной части нашей страны мы часто замечаем обмен художниками в галереях: из Москвы в Петербург и обратно. Такому путешествию искусства либо уже можно смело давать радищевское название «Путешествие из Петербурга в Москву», либо уже начать что-то менять.
Три художника, три поколения, три уровня цены на искусство. Галерея «Арка» из Владивостока представила андеграундные работы Александра Киряхно, необычное искусство Глеба Терешова и тиражную графику Михаила Чувакина. У всех трёх авторов доминируют оттенки чёрного и серого, что не может не зацепить настоящего петербуржца (прим. ред. — мы всё ещё не понимаем выбор цвета 2026 года от института Pantone).
На стенде особо зацепила графика художника, фотографа и режиссёра Глеба Терешова. Нельзя просто так пройти и не задаться вопросом о технике представителя арт-мира приморского края.
«Бромосеребряная печать с инфекционным проявлением — это когда на бумагу помещается эмульсия серебра и происходит проявка негатива через солнце», — комментирует Кирсан, менеджер галереи «Арка».

Нижний Новгород, конечно же, FUTURA Gallery как обычно показывают себя на высоте. Отдельное спасибо команде пространства, которая всегда с теплом и дружелюбием принимают гостей, в частности менеджеру, присутствовавшему на ярмарке, Соне. На «Обертон» галерея привезла графику Ивана Архипова, Павла Гришина и работы из серии «Лиминальное пространство» Елены Филаретовой.

Нельзя не рассказать и про галерею «Х.Л.А.М.» из Воронежа. Здесь взгляд сразу падает на искусство отца и сына: Ивана Горшкова и Сергея Ивановича Горшкова. Представитель старшего поколения авторов демонстрировал интересные авторские книжки, выполненные из льняных кусочков ткани. Конечно же, сложно пройти мимо работ Николая Алексеева, фишкой которого является пастельная цветовая гамма — голубые, серые, розовые оттенки.
Делаем выводы
Единоразовая ли история ярмарка современной графики «Обертон»? Автор статьи считает, что нет. Событие точно покажет себя в следующем году. Однако это означает, что у ярмарки графики «Контур» появился конкурент. Будем следить за работой проекта.
Фоторепортаж: Евгения Зотова
https://sub-cult.ru/art/15910-oberton-by-cosmoscow-o-yarmarke-prostranstve-ton-tsentr-uchastnikakh-i-iskusstve#sigProIdb3a416b2f9
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.