В декабре 2025 года в свет вышел первый музейный глянец «Музейное бюро», посвящённый созданию социокультурных проектов. Его изданием занялось бюро музейной сценографии «Метаформа». Несмотря на то что основной фокус внимания компании — это сценография экспозиций, креативная команда решила удивить свою аудиторию и выпустить журнал, который в популярном формате рассказывает об опыте тех, кто работает с наследием во всех его проявлениях, не боясь экспериментов, но при этом сохраняя историческую среду.

Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
Презентация журнала проходила в пространстве Masters Bookstore в Санкт-Петербурге. Гостями события стала не только интересующаяся культурой публика, которая планирует посещение мероприятий, но и представители музейной среды, среди них: заместитель директора по организационной работе и развитию Музея Фаберже София Григорьева, директор Музея христианской культуры Данил Недоступ, сотрудники Русского музея, Центрального музея связи имени А.С. Попова, арт-пространства «Пушкинская-10» и «Школы Павлова», представляющая самарскую Третьяковку Александра Федорищева, управляющий музеем спорта Петербурга Эдуард Латыпов, начальник отдела по экспозиционной и выставочной деятельности Исторического парка «Россия — Моя история» Роман Залесов и другие.
Событие включало три части: паблик-ток с авторами журнала, дискуссию с гостями, нетворкинг. Презентовали глянец «Музейное бюро» сотрудники бюро «Метаформа», выступившие в новом амплуа: Виктория Тарасова — главный редактор, Ирина Кирюхина — шеф-редактор, Татьяна Нехаева — арт-директор, Людмила Афанасьева — автор статей и рубрики «Детский мир», Дарья Бондровская — автор статей и PR-сопровождение проекта.

На фото (слева на право): Дарья Бондровская, Татьяна Нехаева, Виктория Тарасова, Ирина Кирюхина, Людмила Афанасьева. Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
Про идею
Изначально глянец «Музейное бюро» задумывался как подарочное издание для профессионалов музейного дела, именно поэтому было решено не делать из проекта коммерческое детище. В процессе работы над материалами команда стала ориентироваться и на более широкую аудиторию, чтобы охватить большее число заинтересованных культурной и музейной средой читателей, с которыми можно поделиться своим опытом и насмотренностью.

На фото: музейный сценограф и сооснователь бюро «Метаформа» Виктория Тарасова. Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
Тема первого выпуска глянца — «Не Москва». О культурной жизни столицы говорят много, но в этот раз вместе с представителями креативных индустрий читатели могут отправиться в путешествие по нашей стране и попробовать разобраться, какие региональные проекты точно заслуживают того, чтобы о них говорили.
«Журнал “Музейное бюро” создавался для тех, кто уже реализует или ещё только планирует создать музей или иной социокультурный проект. Пространство нарратива является не только местом “ума”, но и местом “красоты”, общения, ярких впечатлений, поэтому нами и был выбран глянцевый формат. Тема первого номера “Не Москва” открывает грани насыщенной культурной жизни России, ведь всё возможно и за пределами нашей любимой столицы», — комментирует главный редактор глянца Виктория Тарасова.
Про авторов
Глянец «Музейное бюро» — это 192 яркие полосы, 10 увлекательных рубрик, свыше 20 разнообразных материалов, от интервью до аналитических статей, более 20 спикеров-экспертов, работающих в культурной среде. Среди героев первого номера музейного журнала: директор международного фестиваля светового и медиаискусства «Ночь света» Ольга Аршанская, писательница и поэтесса Ксения Буржская, директор Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок, основательница школы masters и программный директор Левашовского хлебозавода Полина Бондарева, коллекционер и владелец петербургской галереи Bashmakov Gallery Павел Башмаков и другие.

На фото (слева на право): Виктория Тищенко-Володина, PR специалист компании aledo, и Ирина Кирюхина, куратор музейных проектов и сооснователь бюро «Метаформа». Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
«В проекте звучит множество голосов. Сотрудники бюро “Метаформа” раскрылись в качестве авторов, были приглашены эксперты из культурной среды — как молодые кураторы, так и опытные руководители музейных проектов, лидеры креативных индустрий. Формат глянца позволил нам отойти от программных докладов и представить более живой взгляд. “Музейное бюро” стало виртуальным местом встречи коллег, полем для дискуссии о музейной среде, вдохновляющим мотиватором для профессионалов и интересным чтением для широкой аудитории», — рассказывает шеф-редактор глянца Ирина Кирюхина.
Про детей
Большая часть статей журнала посвящена большим экспозициям в музеях, социокультурным проектам. Однако команда глянца решила вынести целый раздел, где два материала рассказывают читателю про детские музейные центры, детские экспозиции, детские музейные практики. В настоящее время музейная среда всё чаще задумывается и о юных любителях культуры и искусства, стараясь дополнять выставки интерактивными предметами, рассчитанными под пользование их детьми, или же отдельными помещениями для малышей и подростков.

Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
«Мы решили посмотреть, как развивалась мысль о детских проектах, поскольку в культуре в целом о детях начали говорить только с конца XVIII века. Для начала обратились к исследованию систем и методов воспитания гигантов педагогической мысли: Песталоцци, Толстого, Макаренко, Выготского. Вместе с экспертами проследили, как эти идеи реализуются в социокультурных проектах. Сегодня обращение к детской аудитории проникает и в бизнес, и в рекламу, и в культуру, что особенно интересно для нас. В регионах создаются музейные проекты, которые включают детскую аудиторию в своё основное пространство. Мы сами недавно открыли экспозицию “Университет в лаптях” в Ясной Поляне, и делимся нашим опытом на страницах журнала», — говорит автор статей, специалист по детским музейным центрам Людмила Афанасьева.
Про дизайн
В глянцевых журналах на первый план выходят фотографии, иллюстрации, большая работа над дизайном. С самого начала редакторами и авторами было решено, что «Музейное бюро» станет именно Глянцем, который сможет ярко и красиво представить музейную среду читателям, развеять мифы и стереотипы о том, что музей — это скучно.

Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
«Для меня важно побудить проявить интерес к чтению, посредством визуала, отсылающего нас к содержанию. В идеале с трепетом перелистывать каждую страницу, гадая, а что же будет дальше? Хотелось показать настоящие истории и поддержать динамику статей в том или ином визуальном ключе. Над материалом трудилось много талантливых людей! Вёрстка, иллюстрации, специализированные фотосессии, вычитка и корректура материала, предпечатная подготовка и бесконечное волнение за результат», — делится арт-директор глянца Таня Нехаева.
Глянец, как и само бюро «Метаформа», — это про отражение смыслов и форм. Даже иконки на обложке журнала выбраны не случайно — каждая отражает культурную достопримечательность города, который упоминается в материалах издания.
Помимо авторских мнений, отражённых в текстах, и дизайнерских решений, которым дали волю и возможность раскрыть свои фантазии, команда журнала тщательно работала и с использованными в дебютном номере изображениями. Визуал к статьям подбирался концептуально: для каких-то статей проводились отдельные фотосессии, а где-то добавлены снимки, в обязательном порядке согласованные с их создателями, площадками-первоисточниками.
Где искать глянец
Журнал распространяется на некоммерческой основе. Партнёрами проекта стали: ведущий российский разработчик программного обеспечения «Инфотех», дистрибьютор профессиональных дисплеев, светодиодных экранов, звукового оборудования, коммутации и сопутствующих устройств Profdisplay, производитель функциональных световых приборов Aledo. Инфопартнёром журнала выступила бесплатная цифровая платформа для продвижения и развития учреждений культуры онлайн «PRO.Культура.РФ».

Изображение предоставлено пресс-службой бюро «Метаформа». Фотограф: Екатерина Сенина
Тираж первого номера составляет 800 экземпляров. Издание будет представлено среди музейного сообщества на тематических и профессиональных мероприятиях, деловых встречах с уже дружественными и потенциальными заказчиками в регионах России. «Музейное бюро» — это не ежемесячный глянцевый журнал. Дата выхода второго выпуска на данный момент не определена. Часть контента дебютного номера будет публиковаться в социальных сетях и на сайте бюро в разделе «Блог».
Найти первый номер глянца «Музейное бюро» в Санкт-Петербурге уже сейчас можно на площадках Masters Bookstore (Барочная улица, 6), Левашовский хлебозавод (Левашовский хлебозавод, 4а), отель Hovard Club (ул. Мастерская 9).
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.