Восторженные отзывы фанатов и миллионные тиражи не могут переубедить книголюбов, уверенных, что истории в картинках интересны только детям. Но есть немало «взрослых» произведений, способных это сделать. Предлагаем вам список графических романов, которые не ничуть не уступают литературе в ее привычном понимании. Вполне возможно, что они заставят вас иначе взглянуть на индустрию комиксов.
«Песочный человек» (The Sandman), Нил Гейман
Для тех, кто не запутался в текстовом полотне «Улисса»
Если вам не хватает литературности в комиксах, обратите внимание на эту книгу. Нил Гейман, автор мировых бестселлеров, прячет на страницах графического романа множество цитат и отсылок. Древнегреческие мифы, классическая литература и философия, музыка, живопись… Эта головоломка заставит вас не раз обратиться к примечаниям.
Сама история не менее интересна и проработана до мелочей. Песочный человек – Морфей в западной мифологии. Он дарит сновидения людям. Гейман проводит настоящее исследование, раскрывает сущность снов. Каждая книга – это антропология ночных фильмов одного человека. Автор пытается понять, почему одних мучают кошмары, а другие проваливаются в мир ярких историй.
Меняющиеся стили, жанры, художники. Книги для тех, кто любит загадки и ненавидит монотонное повествование на сотнях страниц.
«V значит вендетта» (V — for Vendetta), Алан Мур
Для любителей Оруэлла и Замятина
Мир пережил ядерную войну. Великобритания превратилась в авторитарное государство, погрязшее в насилии, неравенстве и пропаганде. Люди стали безликими, безвольными существами, для которых боль – будничное чувство. И, как в лучших книжных традициях, появляется герой-анархист.
Комикс Алана Мура мог стать очередной антиутопией, где главный герой бросает вызов системе. Но в итоге автор создал более сложного, неоднозначного, как сама жизнь, персонажа. Знакомый сюжет получил футляр из новых конфликтов и коллизий. В центре – борьба добра и зла внутри самого человека. Мур показывает, что воспитанным среди боли и страдания людям трудно остаться незапятнанными. Герою предстоит пойти против себя, ответив на, казалось бы, банальный вопрос: оправдывает ли цель средства?
Ломаные линии, угловатость, контрастность белого и черного с превалированием последнего создают мрачный мир, ставший зеркалом внутреннего облика героев. 416 страниц для тех, кто любит медленное, вдумчивое погружение в книгу, не ищет классических положительных героев и ярких красок.
«Я убиваю великанов»(I kill giants), Джо Келли
Для тех, кого привлекает мир Сартра и Камю
Вначале комикс напоминает сказку, которую нам читали перед сном. Жила-была обычная девочка. Носила она заячьи уши. А ещё была у неё волшебная сумка с огромным молотом и замок на берегу моря. Каждый день девочка спасала город от великанов. Или просто хотела верить в это?
Этот графический роман совсем не о выдуманном мире. Он о мире взрослых, в котором оказался испуганный ребенок. Тончайшие карандашные и словесные линии создают точные психологические портреты. Черно-белые скетчи пестрят оттенками чувств и эмоций маленькой девочки.
Как в романах Сартра и Камю, реальность сплетается с иллюзорным миром сознания главного героя.
«Маус: рассказ выжившего» (Maus: A Survivor’s Tale), Арт Шпигельман
Для тех, кого задела история «Мальчика в полосатой пижаме»
Единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию. Таблетка от неверия для тех, кто считает мир комиксов лишь выдумкой, не имеющей ничего общего с реальностью.
История Мауса – это история еврейского мальчика, пережившего холокост. Потеря близких, бегство, гетто и концлагерь. Чем не классический роман о Второй мировой? Есть одно «но». Все герои предстают в образе животных. Автор изображает евреев в облике мышей, немцев — кошек, французов – лягушек, американцев — собак. Интересно, что Шпигельман обезличивает персонажей одной национальности. Внешне они абсолютно одинаковы. Так автор говорит о единой для народа судьбе. Война стирает все различия, кроме этнических.
Благодаря этому приему читатель может посмотреть на происходящее со стороны. Эффект ошеломляет. Теперь геноцид евреев кажется не только трагичной и пугающей историей, но и гротескной, абсурдной. Здесь нет цифр, логики и фактов, здесь только ваши эмоции и переживания. Но ни на минуту вы не забудете, что все происходило на самом деле.
Тем более в конце автор помещает реальный портрет отца, мальчика-мыша, главного героя романа.
«Босоногий Гэн», Кэйдзи Накадзава
Для тех, кого не испугал «Дневник Хиросимы» доктора Хачия
Солнечное утро шестого августа 1945 года. Жители Хиросимы буднично готовятся к предстоящему дню. Ничего не предвещает беды. Но уже совсем скоро на город низвергнется ад. Обгоревшие тела, утыканные осколками лица, трамваи мертвых...
Эта трагическая автобиографическая история – одно из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века. Кэйдзи Накадзава идёт в школу, когда в 8 часов 15 минут над Хиросимой взрывается атомная бомба. Его спасает бетонный забор. Шестилетний мальчик теряет семью. Он в одиночестве пытается выжить в одной из самых страшных катастроф человечества.
Автор открыто говорит на табуированные темы: прямая критика правительства, смерть. Динамичный внутренний и внешний сюжет, калейдоскоп историй, собранный вокруг стержневого героя, и черно-белое повествование.
Язык графического романа будет понятен миллионам людей по всему миру.
«Персеполис» (Persepolis), Маржан Сатрапи
Для тех, кого потрясли «Окаянные дни» Бунина
Об Исламской революции, войне Ирака с Ираном говорили многие. Это произошло в век медиа. И настоящую историю без налета политики мы никогда не узнаем из СМИ. Но у нас есть возможность увидеть её глазами маленькой девочки.
Автобиографическое произведение французской писательницы родом из Ирана поведает драматическую историю человека, семьи, страны. Здесь рассказ о любимых детских книгах, первой влюбленности, подростковом бунтарстве тесно переплетается со сменой политических режимов, новостями о сотнях убитых, столкновении западной и восточной культур.
Комикс напоминает альбом для рисования, отсканированный и распечатанный на черно-белом принтере. Графика специально стилизована под детские рисунки. Тем самым достигается ещё больший эффект присутствия и правдивости происходящего.
«100 пуль» (100 bullets), Брайан Азарелло
Для тех, кто знает из романов «Ребекка» и «Престиж», что месть – блюдо холодное
Не комикс, а эксперимент, за которым вы наблюдаете в реальном времени. Брайан Азарелло заглядывает в самые темные уголки человеческой души. Тонкий психологизм пронизывает каждую страницу.
Главному герою открывают имя того, кто виновен в его невзгодах. В придачу дают сто пуль, отследить которые невозможно. Но будет ли это обоснованной местью или убийством с целью самооправдания? Кто ответственен за нашу жизнь? Мы или выдуманные силы? Автор поднимает сложный философский вопрос, и читателю предстоит ответить на него.
Тарантино в мире комиксов. Здесь нет героев — только подлецы и злодеи. Нет и эпизодических персонажей, о каждом расскажут подробно. Одна из двух цветных книг-комиксов в нашем списке. Но краски не отнимают эмоций, не делают повествование «мультяшным». Это все та же серьезная история, как на черно-белых страницах.
Проработанные истории, сложные персонажи, нетипичные конфликты, качественное повествование, отличный стиль можно найти не только на страницах книг, но и комиксов. Нужно лишь отказаться от ярлыков и не ценить книжку по полке в магазине и обложке.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!