Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Зачем читать писателей-импрессионистов?

В 2024 году у импрессионизма юбилей. Мастера, которые творили в этом направлении, организовали первый показ картин ровно 150 лет назад. В Москве, Петербурге, Лондоне, Париже и Вашингтоне весь год проходят тематические выставки. Имена художников-импрессионистов легко всплывают в памяти: Моне, Ренуар, Дега. Писателей вспомнить труднее. Они скрыты в тени — но заслуживают, чтобы их оттуда вывели. Почему — рассказываем в материале.

zolya

Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868. Источник

Видеть, слышать, обонять

Во второй половине XIX века меняется представление об искусстве и художественной деятельности. Как отмечает доктор культурологии Наталья Владимировна Синявина, художник до этого воспринимался как своего рода ремесленник. Следовательно, и созданное им произведение можно было трактовать как вещь, некий ремесленный, материальный продукт. Однако затем становится ясно: к тому, что создаёт художник, относиться с этой позиции неверно.

«Краски можно потрогать, подержать их в руках. Они действительно материальны. Но когда слушаешь музыку, ничего материального нет. Есть лишь последовательность звуков, складывающаяся в мелодию, и она тебя трогает или не трогает. Результатом этого становится понимание: искусство есть воображение. Воображение автора и зрителя (или слушателя, читателя)».

Синявина замечает, что в период зарождения импрессионизма происходит пересмотр прежних подходов к искусству. Постепенно формируется новая теории искусства, где одно из положений — художественный опыт есть деятельность сознания. Художник осознаёт себя существом мыслящим, личностью, эмоционально реагирующей на происходящее. В то же время он опирается на разум и на знания, чтобы показать то, что его интересует.

«Безусловно, художники — люди эмоциональные. Но они осознавали, что и для чего используют, поэтому случившаяся в среде импрессионистов япономания — явление вполне осознанное. Из Хокусая Клод Моне заимствует одно, Ван Гог — совершенно другое. В этом и проявляется осмысленность, назовём это так. Человеческая личность довольно сложна, поэтому провести грань между психическим и интеллектуальным непросто».

Сочетание эмоций и разума не единственное мнимое противоречие в импрессионизме. Неприглядная проза жизни и головокружительная точность в деталях — кажется, речь идёт про какое-то другое направление. Действительно, это установки натуралистической школы. Однако именно к ней французский публицист Жюль-Антуан Кастаньяри относил авторов картин «Завтрак на траве» и «Впечатление. Восход солнца». Выходит, нечто общее с импрессионизмом есть. При этом, отмечает историк Джон Ревалд, сами живописцы себя натуралистами не называли. В отличие от Эмиля Золя.

Начать рассказ о писателях-импрессионистах лучше именно с него. Это поможет разобраться в кажущейся двойственности направления: как оно связано с грубым натурализмом?

В романе Золя «Чрево Парижа» первое, что мы замечаем — фрагментарность. Ряды однородных существительных. Вон там едет повозка с горохом, здесь — с морковью. Их видит автор — и мы вслед за ним. Потом в дело вступают другие органы чувств. Щёлканье кнута, холодная сырость, острые соусы. И бесконечные запахи: от аромата ракушек до тошнотворного смрада протухшей рыбы. Это художники могли передать только неявно.

zolya_waifu2x_art_noise1_scale

© Flammarion

Золя обезоруживающе откровенен. Он описывает и мертвецов, и внутренности свиней, и насекомых (в опасной близости к еде). Вполне натуралистично. И построено целиком на впечатлениях — неполных и, конечно, субъективных. Едва ли можно говорить об объективном воспроизведении реальности, когда Золя использует столько оценочных прилагательных: страшный, едкий, мерзкий... Такой выбор выразительных средств близок импрессионизму. Его главный принцип — создать при письме точный образ ощущения. Так сам Золя писал о творчестве братьев Гонкур, которых считают основоположниками импрессионизма в литературе. Их книга «Дневник» — это и автобиографическое произведение, и исторический документ, и философский взгляд на искусство. В этом труде Гонкур соединили натурализм и импрессионизм одной фразой: литература должна давать «самое живое впечатление истинно-человеческого — каково бы оно ни было».

Познавать то, что нельзя назвать

Новый век — новое звучание. Его импрессионизм приобретает у Марселя Пруста. Герой цикла «В поисках утраченного времени», указывает Т. В. Захарова, действует «по законам своей впечатлительности». С первых страниц он блуждает в образах. Одни ему навеяла книга, другие рождаются в памяти. Так, онемевший бок и запах лака лестницы возвращают его в детство. Центральная в романе категория времени оказывается важной и для импрессионизма. Причём ещё до XX столетия.

Наталья Владимировна отмечает: вторая половина XIX века — это смена координат в картине мира.

«До этого момента исторический процесс воспринимался как нечто устойчивое. Теперь приходит понимание, что всё находится в движении. Шопенгауэр декларировал “мир как представление”, то есть человек получает право видеть мир по-своему, и появление импрессионизма — это новое видение реальности, мимолётной, эфемерной и неустойчивой».

Философы и художники двигаются в одном направлении, воздействуя друг на друга. Нет смысла разбираться, у кого из них раньше возникает понимание текучести жизни. Однако об искусстве вплоть до 1880-х годов предпочитали услышать мнение философа, художественного критика, без участия которого трудно представить становление и развитие художественного стиля.

Интерпретациями произведений и чувств занимались не только искусствоведы, но и сами творцы. Поэтому черты импрессионизма встречаются и у тех, кто принадлежал к направлению психологического реализма. Например, у Стефана Цвейга. Показательна его новелла «В сумерках». Сам сюжет располагает к повествованию через вспышки ощущений. Главный персонаж вечерами встречается с девушкой. Она безлична и безмолвна. Ему остаётся только чувствовать тепло чужих рук и вдыхать цветочный аромат белого платья. И создавать образ, у которого нет имени, но есть характеристика. Цвейг будто говорит: всё вокруг назвать попросту нереально — однако можно попытаться обрисовать.

tsvejg

© NYRB Classics

Жить в мгновениях

Импрессионизм рос не только вверх, но и вширь. Он распространился и на другие страны. В России его представили символисты. И Чехов.

Разберёмся по порядку. Быстротечность в творчестве Иннокентия Анненского, которую выделяет М. А. Грушицкая, — явный признак импрессионизма. У него одно стихотворение так и называется — «Минута». Интересен и посыл другого текста с романтичным заглавием «Я люблю». Оно показывает: нет ничего ценнее мимолётных звуков — вернее, их восприятия. Такое понимание вполне отвечает принципам импрессионизма.

Творчество символистов представлено не только поэзией, но и прозой. Авторы берут за основу образа «первый проблеск мысли» (по выражению Валерия Брюсова), которая возникла при взгляде на то, что они изображают. Так, Петербург в одноимённом романе Андрея Белого представляется как бесконечный мокрый проспект, затерявшийся в желтоватом тумане. Нос, зонтик, фуражка, ещё раз зонтик — образ города обрывочен, составлен из визуальных впечатлений.

Однако литературоведы и других русских писателей, которые с модернистами не связаны, считают импрессионистами. Вспомните «Антоновские яблоки» Ивана Бунина. Это рассказ-воспоминание, окутанное запахами мёда, костра, опавшей листвы. Образы людей тоже построены на деталях, которые воспринимаются визуально. У героини «Чистого понедельника» автор несколько раз подчёркивает отдельные особенности внешности: угольно-чёрные глаза, бархатное платье тёмного цвета, яркие губы.

bunin

© Детская литература

С Буниным всё ясно: он хоть и создаёт прозаические произведения, но тяготеет к лирике. Чехова романтиком не назовёшь ни в каком из смыслов этого слова. Однако это не мешает ему быть импрессионистом. В Англии его поначалу иначе и не воспринимали, говорит исследователь чеховского творчества Е. В. Селезнёва. Сходство с импрессионистами явно прослеживается в описаниях природы. Точнее — в её звуках. Пение иволги, шорох крыльев, голоса людей — без последних никуда. Ведь Чехов не созерцатель, а публицист. Потому в рассказе «Петров день» мы и слышим сначала чириканье, а затем — скрип тарантаса и выстрелы.

Иногда состояние персонажа, с чьей точки зрения описывается действие, приводит к использованию импрессионистских элементов. Так происходит в рассказе «Спать хочется». Главная героиня, служанка Варя измучена работой и не воспринимает мир целостно. Она только видит тени предметов, ощущает духоту комнаты, слышит чьё-то бормотание. Её органы чувств обострены, но сознание затуманено. Неудивительно, что ею в итоге овладевает «ложное представление», которое толкает к преступлению.

Список русских импрессионистов можно продолжать: Александр Блок, Василий Розанов, отчасти Леонид Андреев. Как и зарубежных: Шарлотта Бронте, Хелена Вестермарк, Джозеф Конрад. Импрессионизм проник в различные страны и виды искусства. Это не просто направление. Это особый способ воспринимать и описывать мир — через переживания. И порой он не менее точен, чем детальный анализ.

Источник фото обложки: Alisa Anton on Unsplash




Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика