Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
«Выражаться в абсурдном ключе для меня проще: я не привязан к логике зримого мира», — петербургский писатель Павел Пластинин о своём новом сборнике «Метеосводки»

Павел Пластинин — писатель и публицист из Петербурга. Его творчество следует лучшим традициям русской литературы. В преддверии выхода новой книги писателя «Метеосводки», мы поговорили с автором о причинах популярности поэзии сегодня, классиках литературы и даже о кино.

Проза VS поэзия

«Метеосводки» — ваш поэтический дебют?

— До этого была прозаическая книга «Каждому своё», но в поэзии — это мой первый опыт. Вообще я не считаю себя поэтом, а свои стихотворения — поэзией в самом добром смысле этого слова. Мне больше нравится слово стихоплётство.

— Почему?

— У меня есть, возможно, достаточно заплесневевшая точка зрения, что поэзия и поэт — это почётное звание, которым публика может наградить творчество автора. Не всё то поэзия, что зарифмовано, и не всяк тот поэт, кто рифмует.

В моём понимании поэт — это человек, умеющий как-то так составить слова, что в самых обычных из них просыпаются частицы космоса. Таких людей не так много, и даже среди тех, кого привыкли называть поэтами, их было крайне мало. Из писавших на русском языке я бы назвал Бродского, а из зарубежных — Шарля Бодлера.

— Попробовав поработать и с тем, и другим способом организации речи, вы можете ответить на вопрос, чего в вас больше: поэзии или прозы?

— Прозы, конечно. Стихи — скорее мой литературный каприз. А проза — более серьёзная вещь.

Вполне возможно, во мне ещё бурлит какой-то дух противоречия, потому что сейчас поэтов развелось очень много. Они везде и совершенно разного качества: гадкие, посредственные, хорошие, отличные. Есть среди них и люди, которые, на мой взгляд, через какое-то время могут называться гениями.

А вот хорошей прозы сейчас мало. Может быть, это прозвучит нескромно и дерзко, но я стараюсь, чтобы моё прозаическое творчество уравняло две эти чаши — поэзию и прозу — где первая всё равно перевесит, потому что встречается чаще и любят её больше. Но всё-таки хочется, чтобы и проза звучала красиво.

121

Павел Пластинин, автор книги «Метеосводки». Источник фото: личный архив Павла Пластинина

О дружбе с абсурдизмом

— Какие события вашей жизни, жизни страны или мира подтолкнули вас написать «Метеосводки»?

— Скорее не события, а движение собственной мысли привело к созданию абсурдистских стихов, в которых хочется нащупать незримые законы мироздания. Отражения событий в жизни, стране и мире можно найти в моём прозаическом творчестве. В прозе я часто пишу о наших современниках и, естественно, не обращать внимание на изменения в мире невозможно. Но, скажу честно, глобальные события меня мало трогают в творческом плане.

— «Метеосводки» — сборник абсурдистской поэзии, как вы сами об этом пишете. Почему вы выбрали именно абсурдистский стиль поэзии и прозы?

— У меня давно началась дружба с этим жанром. Примерно пять лет назад я написал абсурдистскую повесть. Она, наверное, выйдет вслед за «Метеосводками». Выражаться в абсурдном ключе для меня проще: так я яснее всего чувствую, что не привязан к логике зримого мира. Можно создавать что угодно, любые реальности с любыми правилами и без правил вообще. Это интересно, потому что на первый взгляд правил нет, однако через написанное «просвечивают» вечные истины, вечные образы и вопросы человеческого бытия.

— При слове «абсурдизм» в голову в первую очередь приходят поэты-обэриуты. А кто из классиков абсурдизма вдохновляет вас?

— В первую очередь, Александр Введенский. Я считаю, это один из самых интересных поэтов из всех, кто у нас когда-нибудь творил. Увы, он оказался на очень долгое время исторгнут из русской культуры: примерно с 1940-х до конца 1980-х годов его имя было практически никому не известно.

Слава богу, в перестройку оно снова получило огласку, но нельзя сказать, что его известность в интеллигентных кругах дошла до уровня Маяковского, Хармса или Хлебникова. Однако Введенский, безусловно, талантливейший автор, у которого я почерпнул мысль о том, что в мире без правил интересно углядеть что-то вечное.

Кроме литературы, я очень много работаю как чтец собственных и чужих произведений. Уже записывал некоторые стихи Введенского: хочется донести их до массового слушателя или читателя. И совсем скоро, я надеюсь, мне удастся приступить к записи его magnum opus — текста под названием «Потец».

128

Александр Введенский. Источник фото: rusneb.ru

— Если говорить в целом о классике мировой и российской литературы, то какие авторы оказали на вас большее влияние?

— На мой стиль и моё мировоззрение оказали большое влияние Оскар Уайльд, которого я назову своим любимым литератором, и американский прозаик Ирвин Шоу — интересный автор, как и большая часть американских писателей, очень лаконичный, точный, острый на язык. И чтобы сделать «триптих» из творцов, добавлю Франсуазу Саган.

У меня вообще есть мысль составить небольшую «напоминалку» для прозаиков и писателей: к каким авторам стоит обращаться, чтобы научиться отдельным аспектам творчества.

— Может быть, начнем уже сейчас? Есть ли какое-то одно произведение, которое, на ваш взгляд, должны прочитать все будущие литераторы?

— Я скажу так: было бы неплохо вообще знать литературу. Любую. Всасывать в себя как элитарную прозу и эпосы древности, так и бульварные романы, чтиво и сборники анекдотов, которые продаются в ларьках. Важно относиться к любой литературе любых жанров любого времени без предубеждения и без снобизма. Вот это, мне кажется, самое главное. Потому что человек пишущий может и должен учиться у всех, начиная от Гомера и заканчивая Дарьей Донцовой. Литература, как и любое искусство, не терпит таких категорий как «правильно» или «неправильно».

— Кого из ныне творящих прозаиков вы можете выделить как хороших авторов?

— Сейчас я не нахожу для себя тех, кого мог бы назвать «моим» писателем. Но безусловно есть талантливые люди, которых с удовольствием читаешь. Это известные имена. На мой взгляд, интересны Алексей Иванов и Захар Прилепин.

126

Источник: личный архив Павла Пластинина

«Метеосводки» — творческое высказывание и синоптическая карта души

— Сколько времени ушло на работу над «Метеосводками»?

— Первое стихотворение, которое вошло в сборник, было написано в 2019 году.

— Вы писали его с идеей издать или это был порыв души?

— Это был просто порыв. Часто у меня в голове застревает какая-то строчка, мне нравится какое-то сочетание звуков или слов, и из этого рождается стихотворение. Повторюсь, я не считаю себя поэтом и к своему поэтическому творчеству относился и продолжаю относиться скептически. Но вдруг я почувствовал, что именно этот ряд абсурдистских стихов можно оформить как единую книгу, и это будет интересное творческое высказывание. Я понял, что эти произведения хорошо смотрятся вместе, гораздо лучше, чем по одиночке.

У меня есть друзья и знакомые, занимающиеся стихотворным творчеством. Они могут работать над своими произведениями год, полгода. У меня же всегда было к поэзии отношение очерковое: я очень быстро, почти черновиково, записал какую-то эмоцию, и пусть она такой останется. Хорошо получилось — ну и ладно. Плохо — уберу подальше, чтобы никто не увидел.

— У вас есть персональные фавориты в «Метеосводках»?

— Все тексты и герои мне по-своему дороги. Но я бы, наверное, выделил стихотворение, которое уже записал в аудиоформате, — «Танец финских ножей». Мне кажется, это интересный текст, который совершенно неожиданно для меня самого получился очень цельным по поэтике и смысловому наполнению. Но в сборнике много отличных от него по настроению, по стилю стихотворений, которые едва ли можно сравнивать друг с другом.

— Насколько автобиографичны герои вашей новой книги?

— Любое произведение человека, занимающегося творчеством, это процентов на 95 — его автобиография. В первую очередь, эмоциональная. Поэтому если так можно сказать, «Метеосводки» — некая синоптическая карта моей души за последние годы.

О писательском росте и втором по значимости искусстве

— Насколько изменилось ваше творчество и выросли ли вы как автор с момента публикации сборника «Каждому своё»?

— Даже сейчас, иногда перелистывая страницы этого сборника, я думаю о том, что какие-то слова бы не употреблял, где-то я бы их переставил, где-то сократил, где-то увеличил. Наверное, это признак роста: наконец-то я вижу, как текст выглядел бы правильнее, чего вообще не стоило включать в сборник.

Я так уверенно об этом говорю, потому что сборник «Каждому своё» издавался дважды: зимой 2019 года на «Литресе» и в конце лета — начале осени 2019 года в бумажном варианте. В перерывах между изданиями мы готовили сначала один вариант, потом второй. Всё постоянно перечитывалось, дописывалось, чистилось. Но тем не менее сейчас, после трёх лет, я понимаю, что за «Метеосводки» мне менее стыдно, чем за «Каждому своё».

125

Источник фото: личный архив Павла Пластинина

— Есть ли в вашем окружении люди, которым вы показываете свои новые произведения в первую очередь?

— Я показывал тексты своим друзьям, родителям, коллегам. Но у меня есть стремление получить оценку от одного человека, с которым я всегда советуюсь. Это мой литературный учитель, поэт, отличный писатель Алексей Шевченко. С ним мы уже давно в хороших учительско-ученических отношениях. Он оценил «Метеосводки» и выдвинул свою резолюцию о том, что это хороший текст. Это меня очень радует!

— А если говорить о том, что влияет на вас и позволяет развиваться. В культурно-просветительском блоге на Яндекс.Дзене вы пишите и о кино, и о книгах, и о музыке. Какое из этих искусств влияет на ваше творчество больше всего?

— Наверное, кино. На мой взгляд, это второе по величине и значимости искусство по влиянию на людей. После музыки, естественно. Я киноман с тех пор, как научился отличать свет от дня и пользоваться VHS-проигрывателем.

У Гумилёва есть шикарное стихотворение «Слово» о том, какую большую роль играет слово и искусство обращения с ним для судеб мира. Но мне всё-таки кажется, что музыка и кино — два рода искусства, которые оказывают большее влияние на всех людей. Они являются частью поп-культуры, а книги — то, к чему интерес прививают с детства — часто из поп-культурны выпадают. Когда нас заставляют читать сначала родители, потом учителя в школе, а потом в социальных сетях на нас сваливаются целые ушаты немыслимых списков литературы, которую нужно освоить, это тяжело пережить и не рехнуться. У многих людей существует привитое предубеждение относительно книг, но у меня мало знакомых, которые бы прохладно относились к кинематографу.

Кто такой идеальный писатель и кто его идеальный читатель?

— Как бы вы описали свой сборник для тех, кто не знаком с вашим творчеством?

— Частично я описываю его в аннотации, которая будет предпослана стихам: «Метеосводки» — сборник сюрреалистической абсурдной лирики, цель которой — сорвать покровы мнимой логики происходящего в мире и представить, что же на самом деле в нём творится.

Вот такая несколько туманная, но, на мой взгляд, подходящая для этой книги формулировка.

— Когда вы работаете над новой книгой, исходите ли вы из популярных читательских представлений о том, каким должно быть произведение, или больше опираетесь на собственные ощущения, желание самовыразиться?

— Я нащупал для себя такое писательское кредо: писатель должен говорить о том, что ему интересно так, как ему хочется, но при этом не забывать о том, что он пишет для людей, которые это прочтут. Это очень тонкий ледок, зыбкая почва, но если человек сможет найти компромисс — у него получится хорошая литература.

Я стараюсь находить золотую середину между собственными желаниями и потребностями читателей. Но мне проще: я не контркультурщик. При этом у меня есть жуткое желание без конца пытаться интеллектуализировать прозу, что не всегда идёт ей на пользу, наверное. Как и усиливать или ослаблять её культурными реминисценциями, интересными формами. Но, повторюсь, я стараюсь находить компромисс, чтобы это нравилось и мне, и большей части моих читателей.

127

— То есть у вас получается угадывать желания аудитории?

Получается отчасти. Я очень рад, что появилась такая форма как Яндекс.Дзен и вообще возможность людям пишущим получать обратную связь: читать комментарии, мнения людей, отзывы на «Литресе» и где-то ещё. Но я даже не могу себе представить такую ситуацию, когда мне что-то пришло в голову, и я бы от этого отрёкся, потому что впаду в немилость у читателя. Я, пожалуй, не очень-то этого и боюсь.

— Вы как автор, который поработал и в прозе, и в поэзии, можете сказать, чем поэзия сейчас больше всего привлекает «современного читателя»?

— Во-первых, краткостью формы. Во-вторых, любовь к поэзии во многом идёт из любви к музыке. Огромное количество музыкантов так или иначе стали теснить поэтов своими текстами. И конечно, привлекает предельная выразительность. Потому что поэзия более концентрированная в эмоциональном и идейном заряде. Чтобы понять все чувства, все оттенки прозаического текста зачастую надо освоить хотя бы 15 страниц рассказа, или 200 — повести, или 400 — романа. И это долго.

А стихотворение можно прочитать за минуту и восхититься или заплакать, или ещё что-нибудь с собой сотворить. Концентрированность, конечно, совершенно другая.

— Кто ваш идеальный читатель?

— Наверное, каждый автор скажет, что идеальный читатель — тот, кто тебя понимает хотя бы процентов на 50. Больше у меня нет требований ни по росту, ни по весу, ни по образованию.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика