Куда уж хуже? Вопрос, который следует запретить на законодательном уровне. Потому что после него вселенная не преминет показать — куда же. Два года, а в особенности последний месяц, мы живём в бесконечном потоке негативных новостей, всевозможных отмен и неопределённого будущего. Переживают все, но сегодня мы поговорим о героях и читателях нашего портала — творческих людях. Как вернуться к творческим процессам, перестать испытывать чувство вины, а главное — начать слушать себя — рассказывает психолог Александра Гусева.
foquz - автоматизированная система для сбора обратной связи и управления клиентским опытом
— Александра, здравствуйте! Расскажите для начала о себе и своей практике.
— Здравствуйте! Я веду частную практику с 2017 года. Работаю в клиент-центрированном подходе. Это гуманистическое недирективное направление, в котором основой являются следование за клиентом, эмпатическое слушание, безусловное принятие и отношения между клиентом и психологом. Я окончила магистратуру по консультативной психологии в НИУ ВШЭ параллельно с подготовкой в вышеуказанном подходе. Написала диссертацию на тему становления творческого Я под воздействием значимого человека. За годы практики прошла ещё несколько повышений квалификации, в том числе по работе с тревогой. Сейчас прохожу углублённую подготовку в клиент-центрированном подходе.
То, что я говорю в интервью, важно читать с фильтром: подходит вам это или нет. Ни одно из сказанных здесь предложений я не говорю своим клиентам в работе и уж тем более не утверждаю, что это истина, потому что у каждого истина своя. Лучшее, что вы можете сделать для себя, найти свою истину, которая отзовётся внутри и даст ресурс лично вам. Легче всего это сделать в работе со специалистом.
— Давайте начинать диалог издалека. Последние два года из-за пандемии были непростыми для всего мира. Прежде всего, в плане физического здоровья, но также и ментального. Тем не менее, в музыкальной индустрии именно в это время вышло огромное количество «карантинных» альбомов. Получается, стресс и тревожность не всегда негативно сказываются на творческих процессах?
— Всё зависит от того, с какой позиции рассматривать творческие процессы. Например, в психоаналитическом подходе есть два широких взгляда на творчество: творчество как переживания и осмысления отдельной личности и творчество как поток, который идёт из коллективного Я и который человек лишь пропускает через себя и «вынужден» фиксировать. Могу предположить, что потоки коллективного Я вообще ни от чего не зависят, они просто появляются и заставляют человека творить независимо ни от чего. А вот переживания отдельных личностей довольно сложно обобщить. У людей разная реакция на стресс и тревогу: кто-то замирает в них в бездействии, а кто-то творит, чтобы выразить их полностью. С другой стороны, любое завершённое произведение, если мы говорим про личностное творчество, требует осмысления, обработки. А это уже работа сознания, которое в стрессе и тревоге находится в отключке. Но я не вижу в этом ничего особенного, потому что стресс и тревога, как и все реакции организма, не длятся вечно, они проходят. Поэтому по поводу пандемии: она принесла нам новую реальность, которая породила стрессы и тревоги, из которых творческие процессы могли идти. Но человек адаптируется. И довольно быстро. Новая реальность становится привычной, и появляется время для осмысления того, что было выражено, или для осознанного создания новых произведений о новой реальности. Возможно, здесь стоит говорить не столько про стресс и тревогу как триггер к творческим процессам, сколько про новизну реальности. А реальность разная. Уверена, что в период пандемии произведения были созданы не только из негативных переживаний, но и из позитивных. Однако творить из негатива бывает проще.
— Видимо, отсюда и такое большое количество произведений, описывающих именно несчастную любовь, а не будни счастливого брака. Почему негатив продуктивнее преобразуется в творческое произведение, нежели позитив?
— Негатив — это сильные чувства, которые неприятно проживать. Людям привычнее спрятаться от них, избегать их, чем пройти через них. И это понятно. А творческие люди, как правило, более чувствительны к миру. И чувствительность подразумевает восприимчивость без избирательности. Чувствительность к негативу ранит. А творчество — процесс, с помощью которого через негатив можно пройти. То есть это два зайца: и произведение создать, и негатив прожить, помочь психике. Позитивным эмоциям не нужно помогать, мы и сами рады их проживать, они приятны. Ими хочется делиться, их хочется испытывать, а не выплескивать.
— Как вы уже упомянули, и радостные ощущения, и ужас от каких-то печальных новостей не могут длиться долгое время. Таким образом наша психика защищает организм. Однако если изо дня в день ты находишься в негативной повестке, это может привести к хроническим проблемам?
— Любое длительное негативное воздействие может приводить к хроническому стрессу. Это состояние, в котором организм всегда напряжен, готовясь бежать или нападать.
Сейчас многие могут испытывать на себе непрерывный стресс, поэтому важно найти способ ежедневной разрядки и использовать его, пока непрерывный стресс не минует. Для этого рекомендуют заниматься физической нагрузкой, смеяться, плакать, как раз заниматься творчеством, обниматься с приятными людьми, дышать по разным методикам и разговаривать с поддерживающими близкими.
Однако всё-таки есть способы минимизации даже бесконтрольного непрерывного стресса. Например, избавить себя от чтения новостей.
— Как же заставить себя прекратить маниакально проверять новости каждые полчаса? И не чувствовать себя при этом оторванным от мира.
— Главное — без насилия. Мало что работает, если ставить вопрос через «заставить». Сначала важно спросить себя, почему так важно проверять новости каждые полчаса. Нельзя просто избавить себя от привычки, которая зачем-то была сформирована, давала что-то важное. И отсюда уже отталкиваться. Возможно, есть страх, как вы говорите, упустить что-то важное. Тогда что для вас важное? Если важное в том, что всё закончилось, то вы это не пропустите, даже если не будете читать новости вообще. Если важное в том, чтобы узнать, какая реальность наступит завтра в связи с новыми санкциями, то здесь может быть достаточно проверки новостей по утрам и вечерам.
Другой существенный момент: замена, а не отмена привычки. Если вы точно решили ограничить количество новостей, то нужно дать мозгу другую интересную задачу, которую он теперь будет делать вместо этого.
Однако я также уверена, что работа с любой привычкой идёт вкупе с тонким чувствованием себя. Например, сначала мне было важно читать новости полностью. Потом я осознала, что они вгоняют меня в негатив, поэтому сама приняла решение их ограничить, и это было достаточно легко. А потом поняла, что новости вообще не дают мне то, что мне важно. Мое важное было в том, чтобы разобраться, что происходит. И тогда я полезла не в текущую информацию, а в историю, и почти совсем ушла от новостей. Тут важно копать вглубь себя, а творческим ребятам это под силу.
— Я так понимаю, что сегодня основная трудность людей заключается не в осознании своих проблем (благо уровень осознанности общества растёт), а в том, что они не могут побудить себя с ними бороться. Существует ли какая-то прокачка силы воли?
— Вижу в вашем вопросе два возможных фокуса: на силу воли в целом как средство для достижения целей и на силу воли как что-то, помогающее бороться с проблемами. Начну в общем. Недавно смогла для себя сформулировать, что я против силы воли. На опыте и клиентских историях убеждаюсь, что сила воли требуется там, где нет желания и естественного порыва сделать что-либо. А когда так происходит, важно разобраться, насколько это вообще вам нужно. Как правило, если уходить глубже, выясняется, что это не совсем то. А по пути находится истинное желание, и сила воли становится не нужна. Можно здесь на том же общем уровне возразить, что даже приятные дела становятся рутиной, которую не захочется в какой-то момент выполнять, и тогда всё равно нужна будет сила воли. Однако и здесь мне кажется, что это происходит тогда, когда рутина превращается в насилие над собой. Когда действия повторяются, на второй план уходит мысль о том, для чего эти действия были выбраны, чего с их помощью хочется достичь. Если возвращать себя к этому каждый раз, то рутина перестанет быть обузой, а станет ежедневно выбираемым приятным способом проживать жизнь. А если не станет, то, может, это не та рутина?
Плюс у нас остался момент с тем, чтобы бороться с проблемами с помощью силы воли. Здесь снова хочется вернуться к ненасилию: не стоит с проблемами бороться, стоит учиться их понимать и видеть.
Человек, который не может похудеть, потому что борется с едой, вряд ли похудеет, потому что за этим стоит бОльшая глубина, чем кажется на первый взгляд. Человек, который старается взять под контроль свою тревогу, будет тревожиться всё больше, оттого что ему не удается взять её под контроль. Здесь нужно смотреть в корень ситуации. Почему еда разделилась на плохую и хорошую и стала играть бОльшую роль, например, во внешнем виде, чем удовлетворении потребности в питании? Или что страшного в тревоге, что с ней надо бороться? В каждой ситуации нужно разбираться отдельно. Но общий совет, наверное, следующий: не нужно бороться, попробуйте понять, что происходит. Хорошее сравнение можно сделать с отношениями: когда партнёр делает что-то, что вам не нравится, не стоит сразу искать способ его изменить, потому что это вызовет лишь сопротивление; попробуйте искренне понять его с его позиции, будто вы и есть он, будто это лучшее, что он мог сделать в этой ситуации.
— В связи со снятием ограничений этой весной наша жизнь могла вернуться в привычное допандемийное русло. Но из-за нынешних политических событий жители нашей страны впали в новое оцепенение. Даже наша редакция на некоторое время потеряла работоспособность. Особенно непросто возвращаться к деятельности, когда она напрямую не связана с помощью людям. Как убедить себя продолжать рисовать картины, давать концерты и писать рецензии?
— В любой деятельности есть смысл: и для вас лично, и для общества — иначе её бы не существовало. Сейчас такой момент, когда мы можем действительно найти глубокую ценность в нашей деятельности и сделать её своей опорой на долгие годы. Говорю сейчас, потому что в меняющейся реальности появляются возможности для переосмысления. Уж творчество, для меня так точно, без сомнений ценно для общества и личности. Человек проживает свои чувства, а затем расширяет возможность этого проживания на других — это супердело, это возможность катарсиса для многих людей. Чтобы продолжать своё творческое дело, важно найти смысл для себя. Мне помогло осознание локального уровня, на котором я делаю мир стабильнее. Можно сказать, что психологу проще видеть смысл в таких условиях, но речь не столько о психологии, сколько о деятельности. Я могу делать своё дело, только будучи устойчивой внутри сама. А это большая работа, которая была проделана до того, как идти к людям в текущей ситуации. Я сначала тоже была потеряна, потому что реальность изменилась, но затем я нашла для себя ценность, которая стала моей опорой, и желание действовать появилось.
Как найти смысл? Начните с себя, не ищите сразу ценность для общества. Маленькое проще расширить. Почему вам нравится заниматься тем, что вы делаете? Что лично вам даёт ваше дело? Найдите это зернышко смысла, прочувствуйте его внутри и расширьте на мир.
— В ужасающей новостной повестке мы живём уже более месяца. Жизнь более-менее продолжается, на улице всё больше солнца, и в какой-то момент ты ощущаешь себя счастливым или по крайней мере радостным. Но потом вспоминаешь о гибнущих людях. Как в этой ситуации перестать испытывать чувство вины? Можно ли позволять себе развлечения или лучше на время от них отказаться?
— Позволять себе можно всё, что хочется. Если хочется отказаться от развлечений — можно отказаться. Если хочется сходить в кино — можно сходить. Как я и говорила ранее, из заботливого желания, а не из насилия рождаются мир и любовь. А мы на локальных уровнях их и можем сейчас рождать.
А вот про чувство вины хочется сказать отдельно. Само по себе чувство вины — обезоруживает, потому что строится на неприятном ощущении, что человек сделал что-то не так или не сделал то, что мог. Но и оно же, в отличие от чувства стыда, вызывает желание искупить себя. Если вы действительно сделали что-то не так или не сделали что-то, что могли и хотели, то преобразуйте это чувство в ответственность. Ответственность позволяет сдвинуться с места, перестать себя винить и начать действовать. Спросите себя: что вы можете сделать сейчас, чтобы исправить ситуацию? Однако нельзя быть виноватым за то, чего вы не делали, к чему вы не причастны. Это уже чувство вины из ничего. Если вы чувствуете вину, за то, чего не делали, то зачем вы её на себя взяли?
И, к слову, о стыде. Стыд тоже возможно испытывать в сложившихся обстоятельствах, но он связан уже не с конкретным действием, а с личностью в целом. Человек, испытывая стыд, чувствует себя плохим полностью. В данном случае уже не обойтись искуплением, важно разбираться с самооценкой и границами, чтобы видеть, что действительно моё, что я могу изменить, а что нет.
— Столкнулись ли сейчас творческие люди ещё с какими-то проблемами, помимо чувства вины и потери работоспособности?
— Из яркого, что приходит в голову, это потеря перспективы и долгосрочного планирования. В условиях, когда реальность меняется каждый день, возможно планировать работу, развитие и быт только на короткие дистанции, что может вызывать дополнительную тревогу, раздражение и другие эмоции. Здесь важно учиться жить в таких условиях, потому что реальность изменчива. Навык гибкости в меняющихся условиях — вообще очень полезная штука.
— Вернёмся к «развлечениям». В обычное время люди с удовольствием смотрят ужастики, читают антиутопии и слушают меланхоличную музыку. Может ли сейчас такой контент усугубить состояние или это слишком индивидуально?
— Всё всегда слишком индивидуально. Среди моих клиентов есть похожие истории, но нет похожих решений. Наблюдайте за собой: эмоциями, мыслями, ощущениями — и делайте выбор исходя из своей цели. Если чувствуете, что ужастик или антиутопия ухудшают ваше состояние, то это ещё не значит, что нужно их избегать. Может, вы хотите ухудшить свое состояние. Хотя, конечно, для противоположного результата стоит ограничить то, от чего вам становится грустно, страшно, противно, безнадёжно и так далее.
— А есть ли всё-таки какой-то универсальный совет по проведению досуга и «потреблению» контента с целью успокоения и восстановления сил?
— Универсальный совет: слушать себя и делать то, что успокаивает лично вас. Хорошо в ресурсном состоянии составить список вещей, которые приводят вас в равновесие. Тогда в сложных чувствах проще будет выбрать для себя что-то, что может помочь. Однако иногда, как рассказывают ребята, с которыми я работаю, в тревожном или другом неприятном состоянии не хочется видеть этот список успокоения. Понимаю. И совет всё тот же: чувствуйте себя прямо в этот момент и пробуйте услышать, чего именно хочется. Может, хочется лежать весь день под одеялом и смотреть в потолок. Может, хочется поехать на электричке в пригород. И услышав это, готовы ли вы честно себе это устроить без обвинений, если учесть, что вы единственный человек, который может лучше всех о себе позаботиться, и сейчас лучшей заботой было бы именно это?
— Психотерапия набирает всё большую популярность, но некоторые люди до сих пор не могут на неё решиться. На это, прежде всего, влияют финансовые трудности и проблемы с доверием. Какие маркеры позволят понять, что самостоятельно ты уже не сможешь справиться с проблемой и обращение за помощью — единственный верный вариант? Грубо говоря, когда лучше вместо обеда в ресторане или нового фена позволить себе психотерапевта?
— Вы поймёте. Я не говорю сейчас о тех случаях, когда невмоготу. В острый кризисный момент у вас не возникнет сомнений, что стоит потратить деньги на психотерапевта. Во всех остальных случаях нужно время, чтобы решиться. У меня есть клиенты, которые около трёх лет решались прийти. Сейчас можно сказать, что они довольно мотивированы на глубокую и долгосрочную работу, потому что понимают, как это работает. Если вам говорят, что нужно идти, если вы видите, что все вокруг идут, если было бы здорово попробовать, то пока не стоит. А если есть ощущение, что вы ходите по кругу, хочется увидеть то, чего не видно изнутри, ищете новый уровень понимания себя и других, то время пришло. До этого момента важно сформировать доверие к этой системе в целом.
Если вы не верите, что психотерапия работает, то ни один психолог не сможет вам помочь. Психотерапия не переубеждает, она работает. И она нацелена на вас, на глубину, в которую вы не пойдёте, если не будете знать, что оно того стоит. А чтобы это доверие сформировать, общайтесь с теми, у кого есть психолог, задавайте вопросы, читайте тематические блоги, и доверие сформируется.
Краткое резюме по сохранению присутствия духа:
— Сформулируйте для себя, почему вам нравится заниматься тем, что вы делаете, и расширьте это понимание на других людей, чтобы заново обрести теряющийся или потерянный смысл.
— Сохраняйте присутствие сознания в текущих делах, рутинных действиях, чтобы у тревоги было меньше поводов вами завладеть.
— Планируйте на короткие понятные дистанции, чтобы не разочаровываться в ожиданиях.
— Действуйте из желаний, а не из насилия, чтобы быть для себя поддержкой, а не палачом.
— Смотрите в корень, потому что у любого состояния есть глубина, на которой найдётся самое лучшее именно для вас решение.
Личный сайт Александры Гусевой: https://lexine-psy.ru/
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!