13 октября в российский прокат выйдет фильм «Сказка для старых». Картина стала режиссёрским дебютом актёра Фёдора Лаврова и писателя Романа Михайлова. Вместе с ними в криминальной драме сыграли актёры Кирилл Полухин, Евгений Ткачук, лидер группы 25/17 Андрей Бледный, нацбол Анатолий Тишин, а также звезда артхаусной кинокартины «Зелёный слоник» и самый популярный экстрасенс в России — Сергей Пахомов.
В интервью для «Портала «Субкультура» Сергей Пахомов, или просто Пахом, рассказал об участии в съёмках этого фильма, поделился тем, что он испытывает по отношению к смерти, и ответил, почему любая интерпретация настоящего превращается в полный крах.
— Сергей, вы сыграли в фильме «Сказка для старых». Расскажите, о чём эта картина?
— Что такое «Сказка для старых»? Это побег от времени, побег от молодости и от старости. «Сказка для старых» — для меня это метафизическое высказывание.
Читайте также
— Кто ваш герой? Как бы вы его охарактеризовали?
— Никто. Мой герой — это никто и некто. С одной стороны, это наблюдатель, с другой стороны — ничтожество. Поэтому мой герой маленький, как всегда, незаметный и одновременно заметный, явный. Но это никто. Так я для себя определил этого героя.
— Почему вы решили принять участие в съёмках фильма «Сказка для старых»?
— Я не занимаюсь бизнесом, вещами, связанными с деньгами. Я занимаюсь вещами, связанными с культурой. Я считаю, что искусство и культура сильнее других сил. Но кино — это всегда производство. «Сказка для старых» — это игра в такие посткриминальные штучки-дрючки, здесь она как форма эстетики. У нас и убийства, и расстрелы, и гробы — всё непросто. Для меня «Сказки для старых» — это побег, это цветы зла, цветы на могилу.
Есть две формы существования: когда ты работаешь за деньги или для души. «Сказки для старых» — это работа для души. То есть я готов был даже сам заплатить за такси, метро, «Сапсан», чтобы сняться в картине (значительная часть съемок проходила в Санкт-Петербурге. — прим. ред.). Есть кодекс у людей искусства: если тебе нравится, то ты будешь это делать.
— Расскажите о ваших партнёрах по съёмочной площадке, с которыми вы создавали картину? Какие у вас впечатления от совместной работы?
— Волшебные, потому что это мои друзья. Это гармония. Я знаком с Кириллом Полухиным, мы были вместе в кадре. Я считаю, что он великолепный и действительно талантливый актёр. У меня случились дружеские и очень нежные отношения с Фёдором Лавровым и со многими другими создателями этого фильма.
— Кому вы посоветуете «Сказку для старых»? Для какого зрителя этот фильм?
— Он ни для кого, это космическое произведение. И это его сильная сторона. Он многополярен: обо всём и одновременно ни о чём. Поэтому в фильме применяются смысловые слои: вроде это бандитский фильм, криминальный, а вроде философский и даже религиозный. Мне кажется, что эта картина найдёт своего зрителя, которому интересно смотреть кино.
— В фильме затронута тема смерти. Что вы думаете о ней?
— Здесь важна скрепность сознания. Живёшь ты на свете или, наоборот, мёртв? Есть мы на свете или нас нет? Есть кровная месть или её нет? Есть задача жить или просто шататься, по земле ползать?
— Что лично вы испытываете по отношению к смерти? Какие чувства она у вас вызывает?
— Только радость! Смерть — это смех. Если мы будем чувствовать по отношению к смерти страх, то смерть нас поработит.
Смерть бывает ритуальной: это погребения, пирамиды и так далее. Есть смерть случайная — когда что-то произошло, и вдруг киоски разноцветные превратились в пустоту, потому что упал на голову условный враг. Эстетика смерти — сложная вещь, особенно в последнее время.
Источник фото: Надежда Дроздова
— Стоит ли нам в будущем ждать вас в главных ролях в арт-хаусном кино?
— Главная роль — это вещь ответственная. Я себя сравниваю с героями отечественных сериалов, думаю: «Вот бы хорошо я эту роль сыграл». А потом посмотришь этот сериал и думаешь: «Слава богу, что я в нём не играл». Пока сценарный контент слаб, как мне кажется, чтобы играть главные роли.
Индивидуальная экскурсия «Казанский триптих»: Храм Всех Религий, Иннополис и Свияжск
Я занимаюсь только тем, что мне нравится, что меня трогает. Профессионально заниматься кино — немножко не моё. Мне это не очень симпатично потому, что происходит расслоение личности. Я понимаю, что у актёров растёт благосостояние, память тренируется… Но сценарную абракадабру выучивать, пучить глаза — всё это сверхстыдно.
Источник фото: Надежда Дроздова
— Как вы относитесь к тому, что легендарный фильм «Зелёный слоник» запретили к показу в России, а «Битву экстрасенсов» — нет?
— Дело в том, что мне немало лет, и на моём жизненном пути, как пафосно это ни звучит, встречались запреты, потом они снимались… Винегрет! Каждая метла по-новому метёт. А вдруг через полгода «Битву экстрасенсов» проклянут, запретят, и патриарх Всея Руси растопчет логотип программы публично, а «Зелёный слоник», наоборот, сделают национальным гимном? Мы не знаем, жизнь — это движение!
Источник фото: Надежда Дроздова
— Вы говорили, что фильм «Зелёный слоник» — это фильм о переработке настоящего. Как сейчас выглядит настоящее? Какая у него форма?
— Настоящее имеет две стороны. Одна общепринятая: прошлое, которого нет, будущее, которого нет, настоящее, которое происходит в данную минуту и превращается в прошлое. Вторая: настоящее — оно всегда. Мир всегда един во времени с наличием зла и добра. Это вневременное поле.
Как мы знаем, животные вообще по-другому воспринимают время, у каких-то насекомых жизнь длится вообще полсекунды. Мы работаем в человеческом ритме, и настоящее — это то, что есть сейчас.
Теперь искусствоведы, художники, философы задаются вопросом: «А имеет ли смысл рефлексировать?». Настоящее настолько мощно, что любая интерпретация, попытка эстетизировать, структурировать, облечь его в словесную, музыкальную или каменную форму по сравнению с реальностью превращается в полный крах.
— Я побывала на вашем выступлении в Петербурге и увидела публику, которая пришла к вам — это добрые, открытые, вежливые, любознательные люди. Общаетесь ли вы со своими поклонниками?
— Общаюсь по мере сил. Главное, чтобы они от меня куски живого мяса не отгрызали. Дело в том, что «Зелёный слоник» частично апеллирует в культуре низа, это народный фильм, поэтому публика бывает разная: и утончённая, и гопническая, но искренняя по-своему. Проявлением искренности была встреча в городе Железногорске Красноярского края: я читал лекцию, и какой-то зритель стукнул меня железной палкой по голове. Я считаю, что это успех. Шла кровь, приехала полиция. Я, естественно, заявление не стал писать… Шрам остался на голове. Это издержки профессии сумасшедшего…
Источник фото: Надежда Дроздова
— Что пожелаете нашим читателям в 2022 году? Что сейчас самое важное?
— Я пожелал бы уйти в собственную лакуну, спрятаться в ракушку, уйти от настоящего, создать свой храм, башню из слоновой кости, выдуманную страну… Давайте вернёмся в сторону эльфизма, детской радости. Это единственное оружие, которое может победить гранитный молох кирпичного человека из комиксов, который движется навстречу. Это время, которое рушит всё своими шестерёнками. Всем желаю спрятаться!
Беседовала Надежда Дроздова.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!