Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
«Маяковском. Как делать стихи»: признание в любви к комиксу

В конце сентября из печати вышла новинка из серии «Классика в комиксах» — «Маяковский. Как делать стихи». Нам удалось поговорить с её сценаристом Александром Кондратьевым и узнать, как он готовился к написанию биографии одной из наиболее значимых фигур XX века, кто из поэтов Серебряного века ему ближе всех и зачем вообще нужны комикс-адаптации классики.

Под кураторством SMART-библиотеки имени Анны Ахматовой уже несколько лет издаются комиксы о поэтах Серебряного века. За плечами команды автора идеи и руководителя комикс-центра библиотеки Андрея Дроздова — книги об Анне Ахматовой и Николае Гумилеве, также готовятся к появлению на полках томики о Сергее Есенине и Марине Цветаевой. Но, пожалуй, именно комикс о Владимире Маяковского можно назвать самым ожидаемым из всей серии. Ведь жизнь и творчество поэта не способны оставить равнодушным ни одного читателя. Хлесткие, пронзительные стихи Маяковского, его пламенный нрав и самобытный взгляд на отечественную культуру сделали поэта суперзвездой Серебряного века. Почти сто лет назад он вспыхнул подобно сверхновой, но до сих пор во вселенной человеческих сердец мы находим остатки этого взрыва, одним из которых и стал этот комикс.

mayakovskij_kniga

© Alpaca

Бессменный художник серии — легендарный российский комиксист Аскольд Акишин, чья сложная, четкая, реалистичная графика как нельзя лучше подходит для комикс-адаптации классики. Сценаристом двух прошлых работ выступал драматург и писатель Деннис Двински, а над комиксом о Маяковском поработал новый автор — Александр Кондратьев. Узнав, что Кондратьев пишет не только сценарии для комиксов, но и современную прозу и даже стихи, а также неоднократно попадал в лонг-лист литературных премий, мы поняли, что обязаны взять у него интервью. Ведь сложно найти кандидата лучше, чем поэт, филолог и комиксист, чтобы поговорить о Серебряном веке, комикс-адаптации классики и новой книге о Маяковском.

О комиксе «Маяковский. Как делать стихи»

— Александр, долго ли вы собирали материал для сценария и что читали, кроме очевидного «Как делать стихи», «Я сам» и поэтических произведений Маяковского?

— Материал я собирал всю жизнь, потому что, если немного перефразировать самого Маяковского, в любую работу входят заготовки всей предыдущей жизни. Непосредственно к книге готовился пару месяцев, читал и самого Маяковского, и несколько биографий. Самая интересная, на мой взгляд, «Тринадцатый апостол» Дмитрия Быкова в серии ЖЗЛ. Я очень ценю Быкова как поэта, в этой книге он раскрылся как выдающийся биограф. При этом его книга парадоксальным образом одновременно и избыточная, и неполная. Впрочем, когда речь идет о таких масштабных личностях, как Маяковский, трудно выдать какой-то исчерпывающий текст. В моем распоряжении вообще было всего 64 страницы в формате комикса ещё менее тривиальная задача.

— Над двумя прошлыми комиксами серии трудился другой сценарист. Как вы думаете, чем ваш стиль и подход к работе отличается от Денниса Двински?

— С одной стороны, я старался сделать книгу похожей на предыдущие, потому что вскочил в третий вагон этого быстрого поезда. Чтобы подчеркнуть эту связь, я, например, написал сцену, в которой Маяковский встречает Ахматову и они говорят о Гумилёве. С другой стороны, хотелось, чтобы немногочисленные поклонники услышали мой собственный голос, знакомый им по другим книгам. Отсюда и появились гротеск, скрытый юмор, постирония, интермедиальность и нелинейное повествование с громким закадровым голосом.

mayakovskij_a-i-g© Alpaca

— Почему у вашей биографии Маяковского другой финал? Не хотелось бы спойлерить, но где же трагические события на Лубянке?

— Меня в этот проект пригласил Андрей Дроздов, популяризатор комиксов, руководитель комикс-центра в SMART-библиотеке имени Анны Ахматовой и, как его называют в СМИ, самый сексуальный библиотекарь России. Андрей — идейный вдохновитель серии комиксов о поэтах Серебряного века. У него есть своё видение, как развивать серию и какие события должны быть отражены в той или иной книге. Когда мы прорабатывали план книги, Андрей предложил композиционный прием с отбивками между эпизодами в виде револьверных «чик», а также финальный эпизод, который является очевидной модернистской интерпретацией бессмертия, — это полностью его вклад в книгу.

— Мне показалось, что финальная сцена комикса (о которой мы все ещё стараемся говорить без спойлеров) отсылает к работе Аскольда Акишина и Виталия Терлецкого «Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени». Так ли это?

— К сожалению, я не читал «Дантеса», но очень ценю творчество Виталия Терлецкого, и на «КомикКонах», когда они ещё были, всегда покупал у него с рук что-то из новинок. В моём экземпляре «Собакистана» Виталий даже изобразил моего пса Винсента. Несмотря на то, что Виталий с Винсентом не знаком, получилось очень похоже. Кстати, Аскольд Акишин тоже нарисовал Винсента — его можно найти на последней странице «Маяковского», если внимательно присмотреться.

mayakovskij_vinya

© Alpaca

О серии «Поэты Серебряного века»

— Каково работать с Аскольдом Евгеньевичем: много ли изменений и новых идей он вносит в сценарий?

— С Аскольдом работать легко и приятно. Если кратко, то я написал сценарий, а он нарисовал комикс. Для меня это была большая честь, а ему вроде бы понравился мой сценарий. Хотя, возможно, он так говорит, потому что вежливый. Мы много времени провели с Аскольдом, когда ездили с презентацией в Альметьевск, и отлично поладили, несмотря на разницу в возрасте.

Что касается книги, то некоторые моменты из сценария он интерпретировал по-своему: например, я написал сцену, где Маяковский и Бурлюк разбираются с писателями прошлого в старой доброй кулачной драке и буквально скидывают их с парохода современности. Аскольд изобразил сцену в виде традиционной карикатуры. И никто не стал возражать, потому что, по моему глубокому убеждению, у художника должна быть полная свобода самовыражения. На мой взгляд, Аскольд очень усложняет себе жизнь тем, что вписывает весь текст от руки — это огромный труд. Но привычка, как говорится — вторая натура.

mayakovskij_karikatura© Alpaca

— Насколько масштабны планы на серию? Идёт ли сейчас работа над новой книгой серии, и о чём она будет?

— Да, у Андрея очень большие планы на серию. Как будут развиваться события в этом переменчивом мире, покажет время. Сейчас в работе комиксы о Есенине и Цветаевой. Сценарий про Есенина буду писать я.

— Творчество какого поэта Серебряного века вам ближе всего и почему?

— Конечно же, творчество Сергея Есенина. Давайте найдём некоторые закономерности. Следите за отчествами. Сперва памятник воздвиг себе нерукотворный Александр Сергеевич Пушкин. Потом недолго жарил с бандитами спирт Сергей Александрович Есенин. А сейчас (пока ещё) живёт Александр Сергеевич Кондратьев. Кстати, я тоже поэт, и обе мои поэмы («Метро» и «Плохие новости») входили в лонг-листы литературных конкурсов. К слову, в поэме «Метро» Есенин — один из главных героев. И у нас с Есениным с натяжкой совпадают дни рождения. Он родился 3 октября, то есть 21 сентября по новому стилю. Мой день рождения тоже 21 сентября.

О комикс-адаптации классики

— Зачем, на ваш взгляд, адаптируют классику в комиксах, и кто основной читатель такого произведения?

— Из любви к искусству. К искусству комикса, в первую очередь. Потому что создатели подобных историй хотят признаться в любви к комиксу на понятном для широкого круга читателей материале. Так что основной читатель такого произведения — это и тот, кто интересуется комиксами, и тот, кто заинтересован в новом взгляде на классические произведения.

mayakovskij_lyubov-k-iskusstvu© Alpaca

— Скажите как филолог и человек, имеющий равное отношение к современной литературе и комиксу, можно ли увлечь человека классической литературой через комикс, если до этого он ею не интересовался?

— Совершенно точно можно! Могу подтвердить это на собственном примере. Благодаря работе над этим комиксом, я буквально влюбился в Маяковского. До этого я не особенно интересовался его жизнью и творчеством, знал только самое основное, а теперь я его фанат! Думаю, что и читатель, если образ или поступок из комикса заденет какие-то струны его души, захочет познакомиться с Маяковским поближе.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика