Что не так с современным российским кино? Ответ на этот вопрос ищут режиссёр Виктор Беляев и актёр, а по совместительству руководитель и фронтмен группы «Граф ЦеппелинЪ» Сергей Колесник. Они снимают полнометражную картину «Система Алексеева». Молодые люди рассказали нам, в чём драма главного героя и как появился его образ.
Серьёзная работа не даётся легко
— Как вы познакомились? Кому первому пришла идея снять фильм?
ВИКТОР. Я давно слушаю ГЦЪ, трудно уже и вспомнить, как именно всё это началось.
СЕРГЕЙ. Ты добавился в наш паблик, стал оставлять комментарии под постами, а потом мы списались и стали обсуждать идеи съёмок клипов…
ВИКТОР. Точно. Главное, что теперь у нас есть общий интересный проект. Я по большому счёту так и не стал музыкантом, но теперь в каком-то смысле почти стану.
Исполнитель главной роли Сергей Колесник. Фото предоставлено творческим содружеством «Электробиограф»
— «Система Алексеева» — дебют для вас обоих. Легко ли вливаться в процесс кинопроизводства? И теперь, уже опираясь на опыт съёмок, как вы думаете, что главное в работе над кино?
ВИКТОР. Не совсем так. Для меня это действительно дебют, а вот Сергей уже и в театре играл, и в кино снимался. Технически у него даже главная роль есть — сыграл Сергея Захарова для документального фильма о Сергее Захарове, а потом ещё и в сериале снялся. А вот серьёзная, большая работа в кино у нас обоих и правда первая.
Легко ли? Никакая серьёзная работа не даётся легко. Рассуждать об ужасном российском кинематографе нам было просто, а вот теперь мы должны показать, по какому праву мы это делали, кто мы вообще такие и на что способны. Главное в работе над кино — это именно работа. Качественная и упорная.
Без испанского стыда
— Виктор, ваш фильм «Система Алексеева» посвящён событиям из жизни актёра-неудачника. Можете рассказать, как возник этот образ?
— Мой фильм посвящён скорее современному отечественному кинематографу, попытке понять, почему в нём всё настолько уныло. Казалось бы, у нас богатая страна, в ней много людей, есть хорошие театральные институты. Но почему почти всё, что у нас сейчас снимают, невозможно смотреть без испанского стыда? Чтобы ответить на этот вопрос, мне понадобился образ Стэна, несостоявшегося актёра. Он умеет играть, у него есть талант и яркая внешность, но не складывается карьера, потому что сейчас все ценят тренды, бренды и прочую чушь. Качественная актёрская игра и система Станиславского никому не интересны, поэтому в фильме главного героя и дразнят Стэном, намеренно искажая фамилию Станиславского. Что, мол, ты с ним носишься, как с писаной торбой? Кому это вообще сейчас интересно?
— Вы определяете жанр фильма как музыкальную драму, но — при этом — говорите, что в ленте не будет того, что зрители привыкли видеть в мюзиклах или рок-операх. А что там будет? Намекните хотя бы, на что картина будет похожа…
— Вы сейчас просите назвать референс. А главная беда современного российского кино именно в том, что оно всё построено на референсах. Т.е. всё оно откуда-то украдено. И чаще всего украдено бездумно, по кускам. Все хотят фишки? Хорошо, фишка будет. Но раскрывать её раньше времени я не стану, уж извините. Можем поговорить об этом после премьеры, тогда я с удовольствием всё подробно объясню.
— Скажите тогда, у фильма «Система Алексеева» есть литературная основа? Или он создаётся по полностью оригинальному сценарию?
— Вторая причина того, что современное кино ужасно, заключается именно в том, что у него практически никогда нет профессиональной драматургической основы. У нас она есть. И да, это оригинальный сценарий. Его идею мы придумали вдвоём с Сергеем.
— Работа над фильмом целиком подчинена режиссёрской задумке или у вас на площадке — коллективное творчество?
— Я бы сказал так: я всегда открыт для новых идей, но и от задумки далеко уйти не дам. Если что-то интересное рождается спонтанно, бываю только рад. И это как раз именно такой случай.
Читайте также
Съёмки фильма «Система Алексеева». Фото предоставлено творческим содружеством «Электробиограф»
— Привлекали ли вы других музыкантов для создания саундтрека? Или всё записала группа «Граф ЦеппелинЪ»?
— Именно ГЦЪ и только ГЦЪ. В основу саундтрека ляжет их новый альбом «Бисер», который выйдет осенью. В этих песнях много мыслей о судьбе художника в широком смысле этого слова. О его жизни, о способах взаимодействия с этим миром, стремлении впускать или не впускать в себя реальность. К тому же здесь есть и мелодичные баллады, и динамичный рок. Так что это именно то, что нужно такому фильму. Я уже молчу, что это лучший способ раскрыть суть персонажа — включить в картину песни, сочинённые автором идеи и исполнителем главной роли.
Память и внимание — это в работе актёра главное
— Сергей, как Вы готовитесь к роли главного героя «Системы Алексеева»?
— Мне проще, чем было бы любому другому актёру, оказавшемуся на моём месте. Самое сложное — понять замысел режиссёра, а здесь, как Виктор уже сказал, речь идёт о нашей общей идее. Мы придумывали её вместе, так что особо и объяснять ничего не надо. Но это не всё. Конечно, без обычного для любого актёра ежедневного тренинга не обходится. Обыватели, в том числе и образованные люди, далёкие от мира искусства, обычно думают, что для того чтобы сыграть роль или спеть, надо просто выйти и сделать это. На самом деле все певцы и актёры всю жизнь и каждый день делают специальные упражнения. Для голоса, а также на память и на внимание. Собственно, память и внимание — это в работе актёра главное. Человеку, не имеющему представления о системе Станиславского, трудно объяснить, зачем это делать, как именно память и внимание работают на сцене. Но заниматься надо каждый день и всю жизнь. Хочешь ты этого или нет, но ты просто берёшь и тренируешься. Суть системы Станиславского — в том, что чувства и эмоции актёр не играет, а переживает на самом деле. А чтобы делать это, необходимо владеть актёрской техникой. И это невозможно без натренированных памяти и внимания.
— Ощущаете ли вы сходство между собой и героем?
— И да, и нет. С одной стороны, ты всегда оправдываешь для себя героя, его поступки, образ мыслей. С другой — перевоплощение уместно не всегда, в некоторых ролях нужен именно ты в предлагаемых обстоятельствах. И это такой случай. Кстати, мой персонаж не такой уж неудачник. Он просто не нужен современному кино по объективным причинам. Знаете, сколько талантливых актёров в маленьких провинциальных театрах? Мы не видим их в кино не потому что их нет, а потому их там никто не ждёт. Это полузакрытая система, действующая по весьма сомнительным законам и выдающая унылый продукт. Складывается впечатление, будто современное российское кино чаще всего снимается не для людей или искусства, а вообще непонятно, зачем и почему.
— Не боитесь, что роль станет знаковой, и будет трудно найти другое амплуа для будущих проектов?
— Это яркий и талантливый неудачник, так что бояться нечего. Я уже играл зазвездившегося музыканта, получившего срок за драку, потом играл подлеца, отжимающего у старушки квартиру. Так почему же не сыграть хорошего актёра с несложившейся карьерой? В конце концов, это главная роль, а неудачливость Стэна заключается именно в том, что у него нет ролей. Только массовка и эпизоды.
— Сергей, вы одновременно музыкант и актёр. Можно вспомнить ещё много примеров такого совмещения карьер у других артистов. Как, на ваш взгляд, эти сферы дополняют друг друга?
— Обычно вообще никак не дополняют. Чаще всего речь идёт о том, что музыканту вдруг захотелось сняться или актёру вдруг захотелось спеть. Гораздо реже бывает, что человек стоит одной ногой в музыке, другой — в кино. Если говорить не о мере одарённости, а именно о соотношении музыкантского и киношного, то я кто-то вроде Вертинского или Высоцкого. Ещё раз: я не говорю, что я такой же талантливый, как они. Но я артист именно такой породы, при которой трудно отделить одно от другого — музыку от актёрства. Кстати, именно музыкального-то образования у меня де-юре и нет. Если не считать сольного пения, истории музыки и музграмоты, которые были у нас в театральном институте. Так что считаться актёром у меня оснований даже больше, чем музыкантом.
Исполнитель главной роли Константин Славов. Фото предоставлено творческим содружеством «Электробиограф»
Фото на обложке: Исполнитель главной роли Сергей Колесник. Фото предоставлено творческим содружеством «Электробиограф».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!