Знаете ли вы музыкантов, которым удаётся работать в радикально разных жанрах, писать музыку для рекламы, кино, игр и быть одинаково успешными во всех своих ипостасях? Знакомьтесь: рок-артист, техно-продюсер и саунд-дизайнер Алексей Васильев.
Алексей начал покорять петербургскую сцену в составе поп-рок группы «КоЛёСа», затем отправился колесить по стране в инди-рок команде L Prospekt, добрался до ротации австралийского и немецкого радио с синт-поп коллективом Sepia и уже успел представить на голландском фестивале свой новый техно-проект M O V E L. На родине из всех групп Алексея Васильева особо востребованной оказалась L Prospekt: они делили сцену с Shortparis, «Обе Две», «Ночными Снайперами» и британской группой Inca Babies, а их песня «Карты» вошла в саундтрек сериала «Своя чужая» на федеральном ТВ.
Помимо бурной артистической деятельности, наш герой работает саунд-дизайнером: сочиняет музыку для рекламы, кино, игр. Сегодня музыка Алексея звучит в роликах мировых брендов — PepsiCo, Hyundai, Huawei, в образовательной игре информационного центра Балаковской атомной электростанции, а фильм «Внутренний огонь» с его саундтреком заявлен на ряд кинофестивалей в США и Британии.
В этом интервью Алексей Васильев рассказал редактору «Субкультуры» Роману Кадулину о своём многогранном творчестве и работе в сфере саунд-дизайна.
— У тебя уже в школе появилась своя группа — «КоЛёСа», и надо полагать, у вас был серьёзный настрой. Сначала вы активно выступали в родном Краснодарском крае, затем решили покорять Петербург. Какие-то песенные или музыкальные наработки из той эпохи ты донёс до своих следующих проектов: L Prospekt и Sepia?
— «КоЛёСа» — это мой первый опыт в роли фронтмена, здесь я начал писать и записывать песни. Создали группу трое друзей — Коля, Лёша, Саша, отсюда и название. Мы играли поп-рок, вдохновлялись тем, что крутили по MTV: брит-поп, ранний Radiohead, альтернативный рок. Некоторые мелодии или строчки из тех лет потом перешли в L Prospekt, конечно, в переработанном виде. Вкус и звук менялись, но корень остался. А вот Sepia — совсем другая история: прошло много времени, это уже англоязычный проект, но думаю, в лирике всё равно чувствуется общее настроение.
— «КоЛёСа» были поп-роком, в L Prospekt ты играешь инди-рок, в Sepia — синт-поп, а в M O V E L и вовсе техно. Как тебе удалось развить такую разносторонность в себе и творчестве?
— Думаю, всё из-за простого любопытства. Мне всегда хотелось пробовать новое. L Prospekt — про энергию и гитары, Sepia — про атмосферу и синты, M O V E L — про минимализм и ритм. Это как разные языки, которыми можно передавать одни и те же чувства.
— Я правильно понимаю, что во всех этих музыкальных проектах ты неизменно занимаешь позицию лидера?
— Да, почти всегда я либо фронтмен, либо саунд-продюсер, либо основатель проекта. Мне важно не просто участвовать, а видеть всё целиком — от идеи до финального звука.
— Ты учился в петербургском Университете кино и телевидения, причём выбрал менеджмент телерадиокомпании. Помогают ли тебе знания, полученные в ВУЗе, в творческой деятельности?
— Определённо, знания из университета помогают. Мы изучали маркетинг, производство, телевидение, кино — всё это пригодилось, когда я стал выпускать музыку, клипы, запускать промо. Менеджмент — это ведь и про стратегию, а в музыке она тоже важна. И само кино повлияло — некоторые мои песни написаны под впечатлением от фильмов, с которыми напрямую ассоциируются.
— Как ты попал в сферу производства музыки к рекламе, кино и играм? Мне кажется, это очень закрытое сообщество.
— Это действительно закрытый рынок, туда не приходят просто по резюме, но у меня всё началось через университет. Когда я переехал в Петербург, там познакомился с Вовой Смородиным — он знал всех и был очень деятельным. Мы играли вместе, потом к нам присоединился Иван Жупанов — клавишник и флейтист, сейчас он работает звукоинженером на студии «Панорама». Вова и Миша Марескин делали короткометражку «Аргентина: интервью с мёртвым наркодилером» — так я познакомился и с Мишей. Меня позвали сделать музыку к одному ролику, потом к другому. Я всегда старался делать больше, чем просили — и так постепенно вошёл в сферу музыки для рекламы, трейлеров, кино.
— Твоя музыка звучала в рекламе крупных брендов: Pepsi, Hyundai, Huawei, Universal Music. Есть ли такой ролик, мелодия из которого была бы знакома большинству наших читателей?
— Были ролики, которые собрали миллионы просмотров на YouTube и по ТВ, но музыка там часто работает «в фоне». Зато в сериале «Своя чужая» песня L Prospekt «Карты» звучала на рингтоне у главного героя. Однажды мне даже написала пожилая женщина, спросила, где эту песню можно найти. Это было очень приятно.
— Легко ли совмещать творчество для себя и работу на заказчика? Должен ли сюжет рекламы, фильма или игры, к которому ты делаешь музыку, нравиться тебе самому?
— Это два разных подхода, но оба мне интересны. Когда работаешь для себя — идёшь внутрь, копаешь. Когда для заказчика — важно попасть в атмосферу, в идею. Если проект хотя бы немного отзывается внутри, с ним работать легко. Даже простой ролик может быть крутым, если в нём есть хорошая идея.
— Бывало ли так, что тебе приходилось принципиально отказываться от какого-либо коммерческого проекта?
— Да, бывали случаи, когда отказывался. Если проект шёл вразрез с моими убеждениями или просили сделать что-то совсем вторичное, под копирку. Мне важно, чтобы было хоть немного воздуха для творчества.
— Расскажи о своей работе над саундтреком фильма «Внутренний огонь». Знаю, что эту картину заявили на ряд фестивалей США и Великобритании.
— «Внутренний огонь» — камерное, психологическое кино. Хотелось сделать саундтрек почти незаметным, но создающим внутреннее напряжение. Там много эмбиента, хоров, текстур, шумов. Очень рад, что фильм заметили на фестивалях — он действительно сделан с душой.
— Кстати, со своими музыкальными проектами ты тоже успел побывать на фестивалях, в том числе на голландском De Onderbroek с M O V E L. Увидел ли ты разницу в поведении зрителей российских фестов и зарубежных?
— Да, разница есть. В России публика сначала присматривается, особенно если ты не хедлайнер. За границей — сразу включаются, даже если не знают ни одного трека. Это даёт мощный отклик и энергию.
— В рамках лишь L Prospekt вы уже объездили Москву, Псков, Ростов-на-Дону, выходили на одну сцену с самыми разными хедлайнерами: «Обе Две», «Ночные Снайперы», Shortparis, и британцами Inca Babies. Удалось ли подружиться с кем-то из перечисленных артистов?
— К Shortparis большое уважение, они создают не просто музыку, а целый арт-мир. Но дружба — это громко с казано. С Inca Babies немного общались в соцсетях — классные британцы. И после того концерта подружились с организатором Сашей Ставросом, иногда вместе гуляем.
— В 2015 году дебютный сингл Sepia услышали на радиостанциях Австралии и Германии, к тому же Sepia и M O V E L подписаны на международные лейблы. В то же время L Prospekt неплохо чувствует себя на российской сцене: вы даже попали в саундтрек телесериала «Своя чужая» на «России-1». Ты как-то принципиально разделяешь своё творчество по сегментам: РФ и Запад, или так складывается само собой?
— Я не делю музыку по географии. Просто хочется, чтобы каждая песня нашла свою аудиторию. После того, как наш трек заиграл на радио в Австралии, нам написали из Аделаиды, попросили записать голосовое приветствие. Так он и вышел в эфир с моим голосом вначале. Это был очень трогательный момент.
— Могу предположить, что и в петербургском андеграунде тебе вполне комфортно, так как ты был резидентом культового клуба Fish Fabrique, где в 90-е играли свои ранние концерты «Ленинград», Tequilajazzz и «Король и Шут». Расскажи, что тебя связывает с этим местом?
— Fish Fabrique — место с особенной атмосферой. Мы с L Prospekt там не раз выступали. Каждый раз ощущение, что ты играешь не просто концерт, а становишься частью истории. Кругом царит атмосфера свободы и уважения к артисту. Мы там со всеми знакомы, и если есть свободный вечер, просто заходим во дворик посидеть.
— Твое творчество очень многогранно, но есть ли произведение, которым ты особенно гордишься как автор и считаешь его своей визитной карточкой?
— В L Prospekt, наверное, это «Маяк» — он очень личный. Люди его действительно оценили, иногда пишут слова благодарности. Родился он быстро, почти случайно. В Sepia кому-то ближе «Farewell», она мягче, ближе к поп-музыке, а кто-то любит «Sand» — более тёмный трек в духе dark wave, с тяжёлой гитарой.
— Какие музыкальные приоритеты и цели стоят перед тобой прямо сейчас?
— Сейчас у меня два вектора. Первый — это M O V E L: новый релиз будет более жёстким и концептуальным. Меня особенно тянет к техно и работе в Ableton. Второй — работа с кино и сериалами. Хочется создавать музыку, которая не просто сопровождает сцену, а остаётся с человеком после.
Автор: Роман Кадулин
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.