Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Теодор Курентзис

Если вы не были на концерте Теодора Курентзиса и MusicAeterna в Большом зале Филармонии - значит, вы не видели редкую картину висящих на люстрах слушателей и бесконечно длинную очередь в дирижерскую комнату за автографом. В рамках Великопостных концертов состоялся Концерт для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений». На следующий день Теодор Курентзис дал экслюзивное интервью нашему порталу, рассказав о современной музыке, греческих богах, запахах, а также о грандиозных проектах Дягилевского фестиваля и RuhrTriennale.

Место музыки в современной мире

– Какое место занимает духовная музыка в современном мире? Насколько она актуальна?

– Я не понимаю, откуда берётся вопрос об актуальности духовной музыки. В последние два века она не была актуальна. Это элитарное искусство, которое обращается к очень маленькому проценту населения. Но этот маленький процент – аккумулятор духа нашей жизни, он меняет её духовное направление. Дело в том, что есть много видов искусства, которые актуальны, но в перспективе не меняют ничего в обществе.

– Расскажите о произведении Альфреда Шнитке, которое Вы дирижировали в Петербурге во время Великопостных концертов?

– Это особое произведение, гениального в то же время многострадального человека, который выживал в контексте своего времени, очень неприятного времени.

Вопрос, который я задаю композитору: какую музыку вы бы сочиняли, если бы оказались на необитаемом острове и знали, что никто никогда её не услышит. Вопрос риторический – все композиторы хотят жить в своё время и хотят быть принятыми.

Никто не может сейчас иметь смелость, как Филипп Херсант, писать тональную, не шумовую музыку. Никто не примет эту музыку. Эстетика в наше время очень определённая, фокусированная на определённую стратегию. То, что не включается в эту стратегию, серьёзно не воспринимается. В каждое время было так: стоит вам отступить - и это будет считаться примитивизмом…

Но на самом деле проблема, что все нужды и стратегии композиционного мира не всегда выражают нутро композитора. Есть студенты в консерватории, которые пишут шумовую музыку с эффектами и никогда они не писали ни одного вальса для своей бабушки, чтобы она поплакала. Я не говорю, что цель музыки - писать вальс для бабушки. Этого предостаточно. Но уметь это нужно. Техника Шнитке невероятна – он потрясающе владеет оркестром, хором. Шнитке - это тот композитор, который ответил бы на мой вопрос – именно это сочинение он бы писал на необитаемом острове.

– Почему Вы выбрали именно это сочинение для исполнения?

– Меня не пускают с оркестром. Поэтому если выбирать из а капельных произведений, то нужно исполнять Томаса Таллиса, ренессансную музыку, или Каноны покаяний Арво Пярта.

А к произведению Шнитке нужно иметь особый подход, верно подавать его, без привычных махровых интерпретаций, отдающих советскими столовыми. Переосмыслить тонкие грани советской метафизики.

– Почему Вас не пускают с оркестром?

– Это очень интересно. В этом зале дирижируют мои помощники. Мы столкнулись с этой ситуацией, когда меня пригласили несколько лет назад исполнить Рамо. В итоге, мы играли в Александринском театре. Я персона нон грата в городе. В Большом зале Филармонии я дирижировал последний раз 10 лет назад...

Теодор Курентзис

О запахах

– В своих интервью Вы много говорите о запахах, пахнет ли религиозная музыка ладаном или чем-то церковным? Или нет такой привязки?

– Ладаны тоже имеют много оттенков. Я как раз очень интересуюсь этим вопросом. Помните, у Бодлера в Les fleurs du mal есть строчки: «кошки, которые бьются на роялях, и женщины, которые сжигают ладаны неизвестной религии». Я хочу сказать, что кроме известных нам тонов ладана, которые есть в храмах, есть ладаны, которые мы ощущаем другими органами.

– По поводу того, кто влияет на музыкальные вкусы. Фридрих Ницше писал, что «общественные мнения – это частные лености». Чьи лености определяют музыкальные вкусы сегодня?

– Это самая ужасная история. Эта полное неуважение к публике. Люди в цивилизованном городе должны иметь в тарелках все блюда, которые имеют люди в мире. Не изолироваться. Должны слышать и оркестр исторических инструментов, и выдающихся солистов, разные музыкальные стили и направления. В России есть такая тенденция: привозят музыкантов, которые находятся в каком-то скучном мэйнстриме. Я имею планы до 17-18 года и знаю, что концертные организации Запада интересуются иметь и то, и это. Когда создают годовой буклет зала, там должна быть полифония, чтобы была конкуренция. Зрителю даёшь всё. Промоутер должен уметь продавать всё. Если человек вынужден путешествовать, чтобы услышать музыку, – это очень местечково.

– Расскажите про произведение, исполненное после Концерта Шнитке?

– Это из спектакля Indian Queen на музыку Перселла, который мы ставили в Перми вместе с выдающимся режиссером Питером Селларсом, он впервые работал в России. Это метафизический театр. По многим отзывам, это лучший спектакль за последние 20 лет в России. Шедевр!

Наш коллектив MusicAeterna - один из лучших в мире. Почитайте отзывы из Берлинской Филармонии. В Париже. В SonyClassical выходит сейчас на DVD наше выступление в Мадриде. У нас эксклюзивный контракт с SonyClassical, мы единственные в России, кто выпускает западную музыку.

– Что сейчас нравится дирижировать?

– Я не пуританин, я люблю всю музыку. Мне нравится качество. Проблема возникает только по поводу вдохновения. Планировать заранее сложно. Поэтому я сейчас сделаю серию концертов, которые будут объявлены, а содержание решится за неделю. А объявлять программу будем на концерте. Это как любовь – нельзя быть уверенным, что ты будешь также влюблён через 2 года.

– Что для Вас является толчком для творчества? Трагедия или радостное событие?

– Влюблённость – в ней есть и радость, и трагедия – всё.

– После концерта я была удивлена, откуда Вы берёте силы. Паломничество в дирижерскую комнату, длинная очередь слушателей, которые пришли поблагодарить, – я давно такого не видела!

– Это самое сложное. Но всегда есть пару людей, которых очень ждёшь. И они обычно не приходят.

Теодор Курентзис

О важном

– Какие у Вас сейчас самые важные проекты?

– Монтируем диск Рамо, который выходит в июне. «Весна Священная», которую мы делаем с Ромео Кастелуччи. Он создал некие машины, которые производят молнии и штормы. Это какое-то страшное действо из циклонов. Все технические директора в мире в шоке. Нас принял Рур Триеннале. Два года мы отменяли, и теперь это стало возможно. Премьера будет в Руре в августе.

– Любимое место в Петербурге, которое Вы посещаете всегда, когда приезжаете?

– Я приезжаю раз в 10 лет. Я уехал в 2002, приезжал однажды в 2003. Потом играл в фильме «Дау» Ильи Хржановского. Фильм в следующем году будет на Каннском фестивале.

– Расскажите о сотрудничестве с режиссёром Теодоросом Терзопулосом. Петербуржцам хорошо знакомы его работы в Александринском театре "Эдип-царь", "Иокаста". Недавно состоялась премьера спектакля «Конец игры» по Самюэлю Бэккету.

– Теодорос Терзопулос - мой ближайший друг. На Дягилевском фестивале мы представим оперу «Носферату» на музыку Дмитрия Курляндского. Этот проект мы готовим вместе с Яннисом Куннелисом, Аллой Демидовой, Наташей Пшеничниковой. «Носферату» - большая опера, как «Девушка со спичками» Хельмута Лахенмана. Приезжайте!

– В своих интервью Терзопулос делает много отсылок к своим греческим корням, к античной истории. Для Вас какую роль они играют?

– Самую основную. Искусство – это посвящение Аполлону и Дионису. Я поясню, что это значит.

Аполлон - некий привкус абсолютной красоты. Например, вы видите человека, который красив, но не столько внешне, сколько своими замыслами, симметрией. И после он остаётся с вами как эйфория. Вы становитесь соучастником Аполлона. Эта красота и проникновение красоты вместе с желанием, мечтами, которые связываются с этой красотой. Это свой род влюбленности. Если анализировать мы увидим, что там есть симметрия, есть жизнь и молодость внутри. Там есть прорыв этих энергий.

А Дионис – это когда вы превосходите себя, экстаз. Танец, сбрасываете обувь, прыгаете и кричите. Оргазм в сексе. Что-то происходит, и вы перестаёте быть собой. Пьянство, поэтому вино. Теперь вопрос. Как часто у вас был экстаз или оргазм, когда вы были на спектакле?

– Не часто…

– Потому что там мёртвое всё. Оркестр играет одно и то же. Люди ничего не испытывают. Они делают рутинную работу, стараются играть громче или тише.

Аполлонического больше в жизни: природа, солнце - составляешь симметрию и становишься сознательным соавтором. Дионис как бы под запретом, потому что когда перестаёшь контролировать себя, становишься опасным для общества. Например, творчество Гротовского.

Теодор Курензис

О главном

– Что самое главное о Теодоре Курентзисе?

– Я очень люблю жизнь. Потому что жизнь – это большой дар. Я люблю скрытую гармонию, которая в ней содержится, множество сигналов, которые создают это разнообразие.

– Как Вы находите себя в разнообразии?

– Когда мы стараемся что-то определить, мы теряем себя. Каждый день заново. В этом прелесть, что всё меняется. Те, кто имеют талант и умеют ловить эти сигналы, – счастливые люди, потому что они могут ценить дар. Жизнь - это не то, что мы видим. Мы привыкли к шаблонам. Мы привыкли быть приятными, но в реальности мы неискренни. А быть искренним - это всегда слышать и видеть, что происходит. Искренность дает силу. Вы знаете, сколько войн я провел, чтобы остаться собой!

Хочу делать многое помимо музыки – снимать кино, ставить спектакли. У меня есть произведения, стихи собственного сочинения.

Беседовала Надежда Маркова

Фотографии Наталии Дубовик

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика