Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Фабио Мастранджело

В преддверии вручения Фабио Мастранджело Ордена Звезды Италии, которое состоится 15 мая, мы, подкараулив его после репетиции, за краткое интервью узнали о подготовке концерта к 9 мая, о финансовых субботниках и новых постановках Мюзик-холла, масштабных проектах «Опера всем» и «Арена ди Верона». Даже после тяжелой работы с оркестром он много смеётся, шутит, легко рассказывает, как об изучении партитур, так и о музыкальной истории Италии – так что мы с фотографом Наташей Дубовик ушли довольные, согревшись солнцем Италии.

— Сегодня мы присутствовали на Вашей репетиции концерта, посвященного 9 мая, и у меня возник такой вопрос. Как дирижёр готовится к материалу, в особенности, если это материал не только новый, но и представляет другую культуру, в которой вы не воспитывались?

— Я 13 лет живу в России. Я многое не только понимаю, но и чувствую. Для меня это уже седьмой или восьмой концерт, посвященный Дню Победы. Это давний процесс, в котором мне помогает мой друг Василий Герелло. С ним я советуюсь по поводу интерпретаций. Он как-то интуитивно понял, что у меня может хорошо получится. Я помню, когда я первый раз дирижировал патриотический концерт, настолько натурально всё чувствовалось, будто я всю жизнь этим занимаюсь. Со временем понимание становится глубже и глубже о смыслах и о словах. Допустим, если говорить о скорости исполнения музыки – она зависит от скорости пения. А пение - от слов и смысла. Несколько лет назад, когда мы в течение 3 дней сыграли 6 концертов в БКЗ «Октябрьский», я выучил такое количество материала, что теперь обеспечен на всю жизнь (смеётся).

— Подготовка – это не только партитура, что ещё?

— Музыканты – это те люди, которые путешествуют, даже если они не выходят из родной квартиры. Например, Дебюсси, Равель писали возможно самую лучшую испанскую музыку, ни разу не побывав в Испании. Есть конкретные элементы, которые создают вкус Испании, Италии или России. Композиторы воспринимают эти вещи очень глубоко, поэтому могут их передать. Дирижёры очень похожи на композиторов. У меня просто есть оправдание, что я это могу, так как столько лет живу в России. Это не на уровне интуиции, а уже на уровне знания.

Я считаю себя счастливым дирижёром, потому что можно уже говорить, что я исполнил весь классический репертуар. При этом мне интересен постоянный рост. Это возможно только с изучением новых партитур. Специфика нашего времени в том, что нельзя назвать определенные имена трендовых композиторов более или менее похожих. Сейчас все пишут очень аутентично. Во времена Моцарта можно было говорить о доминирующем стиле, а сегодня у каждого свой «язык». Музыка не остановилась на Прокофьеве или Стравинском: сегодня есть и Петерис Васкс, и Александр Прайор. Для дирижёра это как спортзал - постоянно нужно держать себя в форме.

Какие современные композиторы Вам интересны?

— Петерис Васкс. Я дирижировал как гость Симфоническим оркестром Риги, где мы и познакомились. Видимо настолько было неожиданно, что я хорошо говорю по-русски, что ко мне все обращались за интервью. Меня пригласили на радио. И задали вопрос, какие композиторы мне интересны. Я среди прочих назвал Васкса. Оказалось, что его сестра слушала передачу. И уже через час я получил звонок от директора Филармонии. «Знаете, маэстро, Петерис Васкс хотел бы с вами познакомиться». Мы с ним беседовали 4 часа. Также я бы назвал Пелециса. Пожалуй, ещё Александр Прайор – у него русские корни, но он сейчас не живет в России. Это молодой и очень перспективный композитор, пианист и дирижёр.

Фабио Мастранджело

— Как Вы находите исполнителей и композиторов?

— Музыканты – люди своеобразные. Всё равно через одного-другого тебе передают запись или даже просто телефон. Или он дружит с чьей-то сестрой. Вы так или иначе найдёте способ, чтобы о вас узнали. Меня удивляет, но где бы я ни был – мне кого-то рекомендуют. Дальше это вопрос качества.

— Вы уже почти год руководите Мюзик-холлом. Что изменилось за это время?

— Больше всего мы посвящали себя наведению порядка. Сплошные субботники (смеется) и, в основном, финансовые – были большие долги. Сейчас мы разобрались с этой ситуацией. И сосредоточены на создании собственных постановок. Первая из них – «Веселые ребята-2» на музыку Дунаевского. Для новой страницы в жизни театра очень уместно покопаться в истории. Для нас близка фигура Шаляпина. Можно даже сказать, что все свои главные партии он исполнял здесь. Тогда он назывался не Мюзик-холл, а Народный дом, который имел 2800 мест, сейчас у нас только 1500. Здание нуждается в реконструкции. Даже не в ремонте, а именно в реконструкции. Последний ремонт был 36 лет назад в 1978г.

Я как каждый директор хочу, чтобы у меня был хорошо оснащенный театр. Но это важно не только для меня, но для страны, для города. Мы провели конкурс, и победившая фирма сделала шикарный проект. Хочу отметить, что прежде чем приступать к проекту, они не раз советовались со мной, спрашивали на какие спектакли рассчитан театр

— И какие это спектакли?

— Во-первых, я считаю, что театр должен быть гибким, универсальным как площадка – здесь будут и мюзиклы, и балетные постановки, и оперы, и симфонические концерты. Во-вторых, я хочу, чтобы двери театра были открыты постоянно, а не только во время спектаклей. У нас удачное расположение – исторический центр, красивый Александровский парк, рядом метро. Почему бы не заходить в театр часто?

— С кем из художников-постановщиков вы работаете?

— Мы работаем Юлией Гольцовой. Она умеет работать с режиссерами, тонко чувствует музыку. Она настолько много работает с музыкой, что она уже музыкант-любитель. Чтобы вы поняли, что я хочу сказать, каждого дирижёра можно назвать психологом-любителем, потому что он каждый день сталкивается с таким количеством людей, что начинает понимать человеческую природу.

12 июля на Соборной площади Петропавловской крепости стартует популярный Петербургский open-air «Опера всем», где я являюсь художественным руководителем. В прошлом году она сделала для этого проекта «Трубадура» и «Фауста».

Далее я могу сказать о мюзикле «Мастер и Маргарита», который создаётся с нуля по инициативе Ирины Афанасьевой, которая добилась разрешения от правообладателей на постановку. Она тщательно курирует все процессы, в том числе кастинги. Постановка полностью наша.

Музыка будет современных композиторов, что дополнительный вызов для дирижёра, потому что надо будет свести в одно разные стили – кто-то более ритмичен, кто-то более лиричен. Дирижёр – душа музыки: он должен не только всё подготовить, но и фантазировать во время спектакля.

Фабио Мастранджело-

— Ещё я слышала про ревю «Руслан и Людмила».

— Это гениальная идея Виктора Высоцкого, который хочет создать новый жанр. Мы берём историю «Руслана и Людмилы», но добавляем к музыке Глинки музыку других композиторов.

— Расскажите про проект «Арена ди Верона».

— Проект развивается, все успешно! Хотя ситуация на Украине очень повлияла, в финансовом смысле. Но мы нашли большое понимание со стороны Италии. 12 сентября на стадионе Петровский всеми силами Арена ди Верона состоится спектакль «Аида» в постановке Дзефирелли. И конечно, у нас планируется звёздный состав: Василий Герелло исполнит Амоназро, Гулегина – Аиду, Ольга Бородина – Амнерис.

Фабио Мастраджело

Теперь я бы хотела задать самый главный вопрос – что случится 15 мая?

— 15 мая – это случай, который бывает раз в жизни. Как в песне, помните: «только раз бывают в жизни встречи…». Так же вручение ордена звезды Италии – бывает раз в жизни. Это приятно, что страна, где ты родился, помнит о тебе. Я больше половины жизни живу вне родины: сначала я учился в Швейцарии, Канаде, теперь живу в России. Очень забавный факт, о котором мне напомнила дочь, - мой отец всегда называл меня кавалером. Ранее этот орден получали Темирканов, Спиваков – совсем неплохая у меня компания.

И так как самая большая любовь после жены и детей – музыка, я в этот день буду дирижировать концерт. Нужно поблагодарить моего друга Сергея Стадлера, который помог с оркестром. Очень удачно, что у меня достаточно прекрасных друзей, которые выступят на этом концерте – Василий Герелло, Олеся Петрова, Евгений Акимов, Аня Макарова, Кристин Бенедикт, Олеся Тертычная, моя жена.

Будут официальные лица: вице-губернатор Санкт-Петербурга по культуре Василий Кичеджи, генеральный консул Италии, который будет вручать Орден. Возможно будет посол Италии. Самое главное, что вокруг меня будет много друзей, а мне кажется, что одна из самых важных сторон жизни – наличие друзей.

Фабио Мастранджело

— Многие люди, кто хорошо разбирается в психологии, становятся мизантропами, но с Вами это не случилось?

— Нет! Напротив я очень общительный. Наверное поэтому я выучил русский язык.

— Я некоторое время изучала музыкальную историю Италии и была удивлена, что в каждом городе был и есть свой особенный театр, где публика как футбольные болельщики – прекрасно знает репертуар. Как это сложилось?

— Италия – молодая страна. До объединения было очень много маленьких государств. Для нации это было плохо, но это было хорошо для развития фантазии. Когда у вас всё не ладится, то вы можете либо страдать либо посмотреть, что у вас есть и скомбинировать из этого что-то. Я думаю, всё, что мы имеем сейчас, в том числе в плане кулинарных изысков, появилось именно так. Конечно, солнце способствует позитивному взгляду на жизнь. Всё самое лучшее появляется случайно – кто-то намешал имеющиеся у него «ингредиенты», и получилось нечто уникальное. Посмотрите историю кока-колы.

Италия, благодаря ее специфической ситуации, - родина таких фантазёров. И это проявляется во всём: от кухни до языка. Я родился в Бари, и там есть свой язык, совершенно не похожий на итальянский. Стоит отъехать от Бари всего на 10 километров, и там будут свои языковые особенности.

Говоря о музыке, каждый писал по-своему, но было и общее, и мы понимаем, что Верди не было бы без Беллини, Беллини без Доницетти и т. д. В этом также причина, что в Италии трудно собрать хороший симфонический оркестр, но много творческих индивидуальностей.

Россини долго не писал «Севильский цирюльник», потому что такое произведение было у композитора Паизиелло. Но когда он решился – получился шедевр.

Мюзик-холл

— Краткий вопрос по поводу истории. Россини руководил театром в Неаполе – может поэтому он закрепился в истории?

— Когда мы находим забытую музыку, мы всегда находим причины, почему она была забыта.

— У Умберто Эко есть произведение «Пять эссе на тему этики», в одном их которых он пишет письмо кардиналу. Он говорит, что отказался от религии, но будучи воспитанником католической школы, несмотря на прошедшие годы всё равно не смог избавиться от каких-то вещей, привитых в детстве. Скажите, что осталось в Вас с детства, несмотря на смену обстоятельств, места проживания и прочего?

— Во-первых, я православный, хотя я понимаю, что разница между религиями очень условна, тем более между православием и католичеством. Отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что коллеги говорят, что со мной осталось ощущение солнечной Италии. Стоит мне появиться в новом коллективе, как уже через некоторое время мне начинают говорить будто засияло солнце. Где бы я ни бывал, всегда это так.

— Я могу сказать даже больше! Я говорила как-то с солистами, которые сказали, что Фабио удивительно умеет поддерживать не только оркестр, но даже почувствовать, что за его спиной певец вот-вот что-то забудет, и вовремя его подхватить.

— Это и есть работа дирижёра. Но чтобы это получалось есть один важный момент! Не ограничивать себя. Нужно очень чувствовать, что происходит вокруг. Нельзя закрываться. Если ты постоянно себя блокируешь, закрываешься от мира в широком смысле: от людей, природы, то с тобой это никогда не случится. Когда же ты понимаешь, что ты маленькая часть этого огромного мира, то относишься открыто к нему. Тогда ты понимаешь, что есть коммуникация не на уровне разума, а на уровне чувств. Я думаю, что люди могут общаться, ничего не говоря. И конечно, внутренний мир музыкантов очень похож.

Фабио Мастранджело

— Почему вы не преподаёте? Интересно ли Вам эта сфера деятельности?

— Тема преподавания, конечно, очень интересна. Я веду мастер-классы. Для регулярного преподавания у меня недостаточно времени. Хотя я бы очень хотел.

— И вопрос, который мы задаём всем, – что вы делали, когда Вам было 25?

— Я был в Канаде, у меня родилась дочь. Я только закончил университет в Торонто и начал свою карьеру как помощник главного дирижера Университета Торонто и стажировался у Борис Брота. Это дирижёр с русскими корнями. Его отец Александр Брот эмигрировал из России. Так что связи с Россией у меня были всегда.

Беседовала Надежда Маркова
Фотографии Натальи Дубовик

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика