Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Лёха Никонов («ПТВП»)

12 февраля 2015 года в клубе «Грибоедов» состоялся очередной поэтический вечер Лёхи Никонова. Перед тем как выйти на сцену, господин Никонов рассказал нам, в чём измерить талант, для чего нужны соцсети и как уйти в «башню», где создаются великие вещи.

О журналистах

– Первый вопрос – об отношении к журналистам: у тебя есть небольшой опыт журналистской работы, но сегодня ты журналистов не жалуешь. Почему?

Это была другая журналистика – скорее марк-твеновская. Я видел эту кухню изнутри тогда и вижу, во что она превратилась сейчас, знаю журналистов. Всё жёстко поменялась. Это обычная проституция. Сейчас тебе просто не дадут писать. Тогда я мог писать о чём угодно, а сейчас ты этого делать не можешь, разница между нами ключевая. Можешь называть то, чем ты занимаешься, как хочешь, но это не журналистика в полной мере, а что-то другое. Это не та журналистика, которой я занимался в девяностые годы. И это не тоска по минувшему, это простая констатация факта.

Как я могу к вам относиться? Ты приходишь с диктофоном ниоткуда, задаёшь вопросы. А я человек, который много болтает. Наболтаю чего-нибудь – на меня донос. Зачем мне это? Я стихи должен писать, а не доносы разгребать. Раньше, в 1937 году люди друг на друга доносы строчили, сейчас ты сам на себя донос строчишь – во «ВКонтакте». И одновременно по телефону. Доносчики уже не нужны. На всех уже есть дело.

– По вопросу «ВКонтакте» и прочей публичности – как понимать твоё недавнее заявление об уходе из соцсети «ВКонтакте»? Чем всё закончилось?

Я ушёл оттуда. Моей страницей занимается Лена – мой агент. Я даю ей стихи или ещё какие-то материалы, которые нужно разместить. Афишу моего вечера, например. Она размещает. «Контакт» нужен мне для того, чтобы слушать музыку. Там очень много хорошей музыки.

– Не честнее ли тогда в самом деле самоликвидироваться?

В смысле – застрелиться что ли?

– Ликвидировать себя из соцсетей.

А рекламу кто будет делать? Клубам это не нужно. Моя страница «ВКонтакте» существует тупо для рекламы. Страница «ПТВП» существует для того, чтобы люди знали, что в этот день я выступаю в Самаре, а в этот день я читаю в Казани. Вот для чего нужна страница, а не для тщеславия и не для «лайков».

Я действительно стал меньше писать. Раньше я ночью писал стихи, утром их правил. А затем поймал себя на том, что я вместо этого с утра читаю новости во «ВКонтакте». И стихи уже забыты. Приходят только в редкие минуты вдохновения, но это херня. Нужно работать постоянно.

О гаджетах и информации

– Считаешь, что действительно назрела проблема с переизбытком информации и постепенным замещением жизни в реале жизнью в виртуале?

Сейчас даже латинское название для этого и диагноз такой есть. А вообще на гаджеты мне плевать. Я знаю «ВКЛ/ВЫКЛ». Я даже книги с монитора не могу читать. Мне чистили недавно компьютер – 76 вирусов нашли.

– А какой у тебя телефон?

Не знаю, сейчас посмотрим. Какой-то. (достаёт поживший агрегат Nokia C1). Его хер прослушаешь. Хотя прослушать можно всё. Всё, что мы говорим – записывается!

– То есть ты постоянно живёшь с ощущением, что за тобой охотятся?

Любой вменяемый человек в России должен жить в состоянии опасности, если он не дурак. Ничего не видеть и не понимать можно, если тебе 23 года, например. Ты ничего другого не видел и не знаешь. Мне таких не жаль, это другое поколение, пускай они сами своё дерьмо разгребают.

– Это поколение, которое составляет 80% твоей аудитории. Ты не можешь не нести никакой ответственности за то, что происходит, например, в зале и за то, что люди выносят в голове после ваших концертов и твоих читок.

Я не могу знать, что творится у людей в голове. Я вот после концертов ухожу с совершенно пустой головой. Серьёзно – ничего не соображаю.

– Так или иначе – ты всё равно воздействуешь. Стихотворение, которое читала со сцены девчонка во время твоего вечера в Zoccolo – явно вдохновлено твоим творчеством. И отмахнуться от этого нельзя.

Об этом многие забыли. И поэтому многие молодые поэты считают, что они сами придумали то, что делают. Это хорошо, пусть так и думают. Так они быстрее разовьются. Мне кажется, я им мешаю развиваться, они слишком в меня упёрлись. Им нужно меня перешагивать.
- Из-за моего стиха про Пастернака на меня многие ополчились. А я атакую его только с эстетической стороны. Моя главная претензия к Пастернаку в том, что он испортил своими переводами многие большие вещи. «Гамлет», «Король Лир» - неузнаваемы. Пруста перевели именно его ученики неадекватно! Он создал переводческую школу, которая испоганила хорошую литературу.

– То, что ополчились – неудивительно. Пастернак – часть культурного кода современного русскоязычного человека.

Это интеллигентская тема. А я вступил с интеллигенцией в бой. Все, кто делал это до меня, очень пожалели об этом. Интеллигенция – это самозванцы, и такими были всегда. Никто не понимает, что это такое. Не существует адекватного перевода этого слова на другие языки. В Англии или Америке существует класс интеллектуалов, но это совсем другое. У нас интеллигенты интерпретируют любую ситуацию под своим моральным углом и считают, что все должны это их видение разделять. Но как я в своём новом стихе написал – истина пляшет от меридиана. То, что хорошо здесь – в Африке плохо! Вообще, вопросы морали, так же, как и вопросы политики – не дело творческого человека. Многие ошибочно мне приписывают какие-то политические памфлеты и прочую дребедень. Делать из меня революционера – нелепо. Для меня поэт намного выше революционера. Артюр Рембо мне милее Дзержинского. И даже Робеспьера, которого я как-никак всё-таки люблю. Он сделал за полгода то, что не сделали до него четыре буржуазных правительства.

Лёха Никонов

О политике


– Ты можешь в нескольких словах охарактеризовать свою политическую позицию?

Я поэт. От политики последнее время я стараюсь вообще абстрагироваться. Я мечтаю о «башне». Для меня «башня» – это свобода. Марсель Пруст не написал бы «В поисках утраченного времени», если бы не заперся на четырнадцать лет в своей квартире. Абстрагируешься от всех современных вопросов и в этом вакууме творишь своё искусство. Я сейчас брежу о такой башне, но у меня на это нет средств. Джойсу давало деньги издательство, у Пруста было состояние, Толстой был самым богатым человеком после царя.

Я считаю, что я исчерпал себя в «открытом пространстве». Хочу создать что-то большое. Я с детства знал, что я напишу роман, но я его не пишу, потому что у меня нет этой «башни». «Улисс», «В поисках утраченного времени», «Анна Каренина» написаны в изоляции. Что бы мы получили, если бы Пруст не ушёл в «башню»? Ранний его роман, который он даже не хотел публиковать. Мы бы не имели автора такого масштаба.

– А как измерить масштаб автора? Ты называешь себя профессионалом в поэзии, но как измеряется этот «профессионализм»? Годами? Километражом строчек?

Трудом! Рембо в восемнадцать лет написал всё, но это стоило ему колоссальных усилий. Это ощущается даже по переводам стихов. Анекдот такой есть – молодой Мережковский подошёл к Достоевскому и спросил: «Как писать гениально?». Знаешь, что Достоевский ему ответил? «Пострадать придётся».

– Ну Достоевский знал, о чём говорил. Как думаешь, в вечность ты уже шагнул? В историю литературы?

Не знаю, мне это не интересно. В учебники литературы точно попал, но это не вечность. Вот ты знаешь, кто такой Арцыбашев? Это самый популярный писатель начала ХХ века в России, а в учебниках его нет.

– Ты постоянно оперируешь такими категориями как мир и война. Что ты вкладываешь в них?

Я не знаю, что такое война. Я на ней не был и не собираюсь. Это не моё дело, я поэт. Но война – это перманентное состояние, она всегда вокруг нас присутствует – явным образом или неявным. И ты – хочешь этого или нет – будешь втянут в неё логикой событий.

– Как считаешь, география в этом смысле что-то решает? Вот относительно благополучная Франция и то, что произошло в Париже в начале года…

Отвратительная акция. Убивать за слова или за картинки… Я не считаю эти карикатуры произведениями искусства, но не убивают за это. Смеяться можно над всем! Рабле доказал это ещё в XVI веке, для Европы этот вопрос решён давно.

– Каковы твои отношения с христианством? Символы веры на тебе и то, как ты преподносишь себя миру, отказываются складываться в стройную картинку.

Зря отказываются. На Руси были юродивые. О христианстве я предпочитаю не говорить. Скажу так: в мире только один человек произошёл от обезьяны – Чарльз Дарвин, и он сам это публично доказал. И даже написал об этом огромный труд. Таких сектантов много, Фрейд такой же, Юнг. Современных подобных деляг полно. Если кому-то нравится происходить от обезьяны – пожалуйста.

– У тебя есть какое-то предположение, как появился человек?

Я не знаю. Долгое время я придерживался ницшенианской точки зрения: будто я проживаю одну и ту же жизнь бесконечное количество раз, прервать или изменить этот цикл невозможно, а воспоминаний о прожитом никаких не сохраняется – только дежавю. Моё стихотворение «Белая ночь» об этом. Потом я съел восемь кубов PCP, после этого трудно оставаться атеистом. Сейчас уже лет пятнадцать не употребляю галлюциногенов. И даже не пью алкоголь.

– Скажи, существуют для тебя такие понятия как «патриотизм» и «родина»?

Они для всех существуют. Только их часто используют для того чтобы людей обдурить и развести на бабки. Нельзя такие вещи транслировать массово, это интимно. Какой же я русский поэт, если для меня нет России? У меня была возможность уехать с другом в Голландию. Но я решил остаться здесь – ничего не умею.

– А национальность?

Не имеет значения. В России это никогда не имело значения. Россия – многонациональная страна. Русский человек – это не национальность, это определённый взгляд на вещи. Вот Сталин был русским человеком. Национальность – вопрос моральной самоидентификации. Нет плохих или хороших наций. Я бы убрал все границы, пограничников – ходи где хочешь. Так ведь и было до XIX века.

О современной литературе


– Ты следишь за современной литературой?

Я читаю сейчас только исторические книги и поэзию. Художественную литературу вообще не воспринимаю после Селина. Последнее что прочитал – это было «Красное на чёрном» Стендаля.

– Хорошо, а Шаламов, которого мы здесь поминали – это документалистика, исторические хроники? Или художественная литература?

Бодлер говорил так: что бы ни писал автор – он всегда пишет о себе! А Шаламов – великий русской писатель. Писателя такого уровня я среди современных авторов не вижу. К нему приближается, может быть, Пелевин.

– А нет у тебя ощущения, что Пелевин – это не в полном смысле слова самостоятельный автор…?

Пелевин – это тренд? Ну да, он этого и хотел, мне кажется. Это его стратегия, каждый автор имеет право на свою стратегию. Я не хочу судить Пелевина, некоторые его книги мне очень не нравятся. Но глупо отрицать, что «Чапаев и Пустота» – лучшая книга девяностых. Книга, описавшая эти же девяностые «по горячим следам». Никто этого не сделал, кроме Пелевина, поэтому эта книга останется в истории. Я тогда жил, так всё и было, мы себя действительно так и чувствовали, понимаешь?
Мне вот посоветовали недавно Прилепина почитать. Он написал книгу про ГУЛАГ, но я её ещё не читал.

– Вот и я не читал… как он на такую тему замахнулся – непонятно.

Спасибо тебе. Желаю тебе до твоей «башни» всё-таки добраться.

– Спасибо.

Беседовал Алексей Нечаев

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 
TAGS:

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика