Всегда семнадцать, всегда война! С презентацией этого концертного альбома группа Lumen 6 ноября приехала в Санкт-Петербург. Перед выступлением Рустем Булатов дал интервью нашему порталу.
Альбом и тур «Всегда 17 - всегда война»
— Тур «Всегда 17 — всегда война» стартовал совсем недавно. Финальным городом будет Ростов-на-Дону 29 ноября . Насколько призрачной сейчас кажется эта дата? Ведь у вас впереди еще столько концертов.
— По протяженности во времени очень многое, связанное с музыкой, происходит с волшебством. То есть, ты выходишь на сцену, исполняешь песню, и кажется, что она длится и длится, и длится, и длится... Что время застыло. Но когда ты сходишь со сцены вниз, появляется ощущение, что весь концерт промелькнул как одна секунда. Хотя прошло два часа. С путешествиями, с гастролями, с туром нередко происходит то же самое. Сейчас мы почти в самом начале пути, но впечатление, что мы катимся уже месяц. Хотя Петербург, если мне не изменяет память, это всего лишь четвертый город в нашем графике. Но, когда всё закончится, впечатление будет, что всё промелькнуло мгновенно. Поэтому 29 ноября будет очень скоро.
Читайте также
— Вчера у вас проходила автограф-сессия. Что на ней стало самым запоминающимся? Может быть, вам подарили полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского?
— Мне подарили замечательную биографию Федора Шаляпина. Интересно и внезапно для меня. Подарок был со смыслом – это жизнь и судьба человека, который тоже поёт. Я к себе именно как к вокалисту, как к певцу никогда серьезно не относился, потому что не умею петь. Всё моё вокальное образование – это три подъезда в спальном районе в Уфе. И еще перед записью альбома «Мир» я два месяца занимался у потрясающего преподавателя, которая, что называется, не учила вокалу, а пробовала придать какую-то форму тому, что уже есть. Она научила меня правильным разминкам, технике подготовки к концерту. Тому, что пить, что есть, то есть, азам, которые мне нужно было узнать гораздо раньше. С одной стороны, эти два месяца мне очень сильно помогли. С другой стороны, я не могу воспринимать это как полноценное обучение, потому что вокалу учатся годами... Так что это для меня необычный подарок, ведь я себя не считал и, думаю, не буду считать певцом.
— В начале тура вы попали в аварию. Вы восприняли это происшествие как знак остерегаться или как простую случайность? Вообще в жизни вы стараетесь находить связи между событиями, прослеживать закономерности?
— Мне нравятся эти мысли. Впервые я столкнулся с ними у Кастанеды, а в последующем еще много раз в художественных и мультипликационных фильмах, которые так или иначе посвящены востоку. Мысли о том, что случайности не случайны. А Кастанеда учил следить за знаками: окружающий мир, Вселенная подсказывает определенные вещи... Я к этому (аварии, - прим.) совершенно спокойно отнёсся – ну, случилось...
— Если машину воспринимать как знак, как сигнал, то...
— Я не знаю. Я не пытался себе его никак расшифровать, потому что, даже если мне этот знак не нравится, это ничего не меняет. У нас тур.
— Трек «Наши имена» с группой «Порнофильмы». В связи с ним хочется задать два вопроса: действительно ли вы боитесь непонимания со стороны людей, и каким бы вы хотели, чтобы вас запомнили?
— Осознание того, что большая часть людей в нашей стране, а, может быть, и на планете, узнав нашу точку зрения, с ней не согласится – несколько давит. Каждый человек, высказывая какую-то идею, которая ему близка и которой он привержен, надеется, что и другие ее разделят и попробуют воплотить. Но как только ты понимаешь, что надежды зыбки и призрачны, внутри поселяется определённая пустота.
Идею не обязательно воспринимать как что-то сиюминутное. Пускай, не сегодня нас поймут. Может быть, со временем большинство изменит свою точку зрения. Если ты глубочайше уверен, что только так правильно, значит, это единственная причина продолжать, несмотря на несовпадение твоего мнения с мнением большинства. Как же были эти строчки... «Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе». Значит, так. Не нам, так другим.
Мы бы хотели, чтобы нас запомнили ровно такими, какие мы есть. Противоречивыми, как все люди. Во всех нас есть что-то хорошее и есть что-то плохое. Даже если не в памяти всех людей - такой цели нет - то остаться в памяти самых близких. Хочется запомниться, в первую очередь, людьми. Чтобы нас не героизировали и не демонизировали. Чтобы в воспоминаниях было всего по чуть-чуть. Чтобы честно было.
Личный плейлист и другие проекты
— Вы составили плейлист из главных песен о мире. Можете составить прямо сейчас топ 3 - композиций, которые напоминают вам о Санкт-Петербурге?
— ДДТ - Черный пес Петербург, Пилот – Питер, Крейсер Аврора.
— Вы запустили проект «Голос мира». Как продвигается работа над ним, сколько людей уже откликнулось?
— «Голоса мира». Мы просто впоследствии узнали, что «Голос мира» - это религиозная радиостанция. «Голос мира» – это их история, а «Голоса мира» – наша, чтобы никто не перепутал. Потому что если искать в Интернете «Голос мира», то можно попасть в гости к ним. Если кто-то может подумать, что это наш проект, то нет. (Смеется.)
Проект продвигается быстро. В первый же день мы получили шестьдесят с лишним писем с различными предложениями стихов. Сейчас там счёт идёт давно на сотни. Уже в самом начале, за один день, мы могли из того, что прислали, собрать сильный и хороший текст. Я все письма прочел и в целом отслеживаю происходящее. С каждым днем всё становится только лучше.
— Этот проект - ваша личная идея или вы увидели где-то аналог?
— Я не знаю. Может быть, кто-то когда-то подобное делал, но мы об этом ничего не знаем. Мы придумали эту идею, разговаривая друг с другом.
— Когда финал, когда соберёте песню?
— Мы принимаем письма до 1 декабря, потом приём закрываем, и я думаю, что к этой дате мы постараемся подойти уже с каким-то результатом. Я эти письма стараюсь читать в режиме онлайн и сразу отмечать для себя что-то. Поэтому у меня к первому числу уже будут какие-то наброски. Я просто ещё раз пройдусь по письмам, которые для себя обозначал.
Для того, чтобы сформировать окончательный текст, нужно время. Я думаю, что в первой половине декабря мы для себя уже будем понимать, что происходит с песней. Дальше всё будет зависеть от того, насколько много у нас будет времени в техническом плане. От этого зависит, когда песня увидит свет. Сколько нам нужно будет времени на сведение, мастеринг... На все эти вопросы.
— Тогда поговорим о конкурсе-фестивале «ROCK SMENA», который приём заявок заканчивает несколько раньше, 22 ноября. Понятно, что чаще всего «каверят» песню «Гореть», а какой трек поклонники еще не исполняли?
— Ой, таких песен много... Сразу мне сложно будет ответить, потому что в предыдущие годы было очень много работ. Я сейчас назову какую-то из редких песен, а окажется, что её присылали, просто я не вспомнил.
— Поняла, пусть сами ищут.
— Да. У всех предыдущих фестивалей были отдельные альбомы в сообществе ВКонтакте, куда принимались работы, поэтому всё можно найти в сети по хэштегам.
— Когда ваши песни исполняют, у вас нет собственнического чувства типа досады?
— Нет, наоборот, это очень приятно. В том смысле, что на свете песен уже даже, наверное, не миллион. Миллиарды композиций! И когда из этих миллиардов выбирают то, что придумали мы, приятно, что наши мысли и наши чувства оказались людям ближе других.
«Нет времени для любви»
— В альбоме «Нет времени для любви» вы анализировали счастье, время, осознанность действий, скоротечность происходящего. Что, на ваш взгляд, мешает людям быть счастливыми здесь и сейчас? Считаете ли вы счастье главным в жизни человека?
— Если говорить о счастье, то здесь, как и с вопросом о любви, не может быть ответа. Если бы кто-то знал, как сделать счастливыми всех, то такой человек придумал бы какую-то универсальную концепцию, религию или политическое учение. То есть, каким-то образом помог бы всему человечеству. Но сколько на свете есть людей, столько есть и пониманий счастья. Это вопрос, о котором мы можем долго спорить, но так и не прийти ни к какому решению. Кому-то для счастья достаточно того, чтобы была крыша над головой, пища и дорогие люди рядом. Есть люди с нездоровой психикой, которым для счастья нужно убивать других. Несмотря на свои психические расстройства, они продолжают оставаться людьми, хотя многие со мной поспорили бы. Но, тем не менее, болезнь она и есть болезнь. Об этом очень много можно философствовать, но я считаю, что ответа на вопрос просто нет. Счастье у каждого свое.
Человеческая жизнь очень коротка. Я не помню сколько в среднем живут люди, но этого времени очень мало. Тем более, если учесть момент, что для того, чтобы занять какое-то место в обществе, человек тратит четверть, а иногда и треть жизни. На то, чтобы повзрослеть, чему-то научиться и потом как-то себя реализовать. Четверть или треть жизни проходит в обучении, стремлении к чему-то. Потом наступает момент, когда уже можно как-то себя проявлять. Но для многих наоборот вместе с юностью уходит ощущение счастья, а потом начинается какая-то рутина, когда не отличаешь один день от другого... Мы слишком мало живем, чтобы быть при этом еще и несчастливыми. Я считаю, что счастье человеку необходимо, мы заслуживаем его. Прожить несчастливую жизнь - ради чего? Я не предлагаю никому удариться в категорический гедонизм и только пытаться себе доставить удовольствие, но человеку необходимо ощущение того, что всё не зря. А вот этого ощущения, как мне кажется, без счастья не достичь.
Запуск в клуб уже начался, я слышу глухие голоса – не толкайтесь, заранее готовьте билеты, покажите сумку... Пройдя все испытания, поклонники бегут к гардеробу. На ходу снимая осенние сапоги, зашнуровывают кеды. Сменка, значит... Что с нами делает время? Рассудительность сменила оголтелость. Раньше ради того, чтобы не терять время, на концерт все сразу шли в кедах. Зимой! В середине, так, января. И не только в кедах, но и без верхней одежды. Совершенно серьезно! Только чтобы не тратить время на гардероб. Драгоценные секунды на входе решали следующие два часа твоей жизни. Ларингитом и воспалением легких доставались места в первых рядах, дамы и господа!
За день до концерта у «Lumen» проходила автограф-сессия в магазине «DoctorHead». Поклонники подарили группе футболки фан-клуба, правда, не всем сразу. Игорь Мамаев получил свою футболку после концерта. Флешмобы были по большей части нехитрые, зато слаженные, а потому красивые. На песне «Лабиринт» в зале (и на сцене!) светили карманными фонариками, или теми, что встроены в мобильные телефоны. На композиции «Далеко» жгли фаеры, а на «Гореть» зажглись бенгальские огни.
Этот концерт пробивал на весь спектр эмоций. Ограждение клуба каким-то чудом сдерживало осаду фанатской любви. Ну а что? Всегда семнадцать, всегда война! У нас на двоих одна сигарета! Мы обломки империй и элементы систем. Двоичный код нашей жизни говорит, что завтра мы начнём новую жизнь... А сегодня горим, чтобы светить.
Текст: Катерина Воскресенская
Фото: Анастасия Воронова, Данил Никонов
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!