Рок-квартет «Вопрос» из Фрязино выпустили дебютный мини-альбом «Риторический». «Вопрос» - музыкальная команда, которая постоянно меняла свой состав и, наконец-то, к 2017 году, парни перестали сбегать в Америку, уходить в армию, страдать от неразделенной любви и вместо ноутбука поставили играть живого басиста. Дебютный альбом «Риторический» - нечто принципиально новое как для слушателей, так и для самой группы. Смешение импровизации и прописных партитур, немного клубного звучания, нестандартный вокал и мотивирующие тексты.
По случаю выхода EP «Риторический» портал «Субкультура» пообщался с участниками музыкальной команды «Вопрос» о взаимопонимании, любви к джему и импровизации.
— Нынешним составом вы играете только с начала 2017 года. До этого состав часто менялся, верно? Почему? И что позволило именно этим составом выпустить дебютную пластинку?
Читайте также
— Олег Жихарев, лидер группы: Группа лишний раз доказала, что взаимопонимание и дружеское отношение внутри коллектива – это основа успеха любых музыкантов. Я – основатель группы в том формате, в котором она существует сейчас. Но начиналось все с вокала в московском кавербэнде, куда меня занесло по чистой случайности. С тех пор состав постоянно менялся, барабанщик эмигрировал в Америку из-за семейных убеждений, первый гитарист сошел с ума из-за неразделенной любви. Бывало всякое. В целом, группа сменила три формата и около четырех-пяти составов. Именно поэтому я очень ценю тот состав, к которому мы пришли сейчас, где все друг друга понимают и слышат, не смотря на весьма разные музыкальные предпочтения. Наш дебют с EP «Риторический» показывает, что наше взаимопонимание позволяет писать музыку на несколько уровней выше, чем раньше.
— Владислав Бендер, басист: Музыка – вопрос творческий. Каждый участник группы вносит свою индивидуальность в общую картину песни и необратимо влияет на конечное звучание. Случается, что у музыкантов разный взгляд на то, как должна выглядеть песня. Нынешний состав позволил максимально раскрыться всем участникам. Это все стало катализатором, позволившим выпустить альбом именно сейчас.
— На живых выступлениях вы постоянно импровизируете. Почему? Это искренняя нелюбовь к партитурам или любовь к джему?
— Владислав: Хорошо сделанная и выверенная песня – полдела. Гораздо интереснее находить уже в знакомой партии и знакомом звуке что-то новое. Импровизация дает тебе свежий взгляд на песню, привносит изюминку в каждое исполнение.
— Не возникало при этом каких-то накладок на концертах?
— Владислав: Ну, если вспомнить наш первый концерт, то это вообще была одна большая накладка. Осень, октябрь. Хорошее время, чтобы устроить первый в своей жизни концерт для многочисленной аудитории. А почему бы не устроить это в лесу? Идея хорошая, подумали мы и согласились выступать на посвящении в студенты геологического факультета МГУ. Дорога туда часа два от силы, какая-то деревня, еще минут 20 по лесу. Приезжаем, сцены нет, есть настил из бревен.
— Олег: Этот настил еще и пересобирали несколько раз. Это не очень понравилось ответственному за «сцену» человеку. В итоге он все это попытался сжечь, спасибо, что ему это не удалось.
— Владислав: Зато мужикам удалось с помощью 0.5 водки починить генератор и обеспечить электричество. Правда, на половину – три микрофона уже включить не выходило. Дальше началась установка барабанов, которые не очень хотели стоять ровно на бревнах. В ожидании выступления все замерзли. Я, помню, даже взял старые перчатки и обрезал им пальцы, чтобы удобно было играть. Вообще много всяких накладок было: проводов не хватало, ударная установка шаталась, сами себя мы не слышали. Впрочем, первый блин комом. Первую песню мы даже не доиграли. Дальше пошло лучше, наши песни сменяются каверами, людям нравится. Доигрываем до конца. Мы это сделали, ура! Оставалось только выбраться из леса, чем мы занимались часа три в полной темноте. В общем, все выступление – сплошная импровизация.
— А запись EP – сколько в ней импровизации?
— Александр Аксенов, соло-гитара: В мини-альбоме импровизации меньше, чем в живых выступлениях. Все партии были придуманы еще задолго до снятия их микрофоном, тем более, что это песни, в которых мы были уверены. С другой стороны, без корректировок не обошлось: взять ту же гитару в «Помоги», в соло даже есть некоторые места, где мне пришлось сыграть самому.
— Владислав: Вот я тоже сразу подумал про «Помоги». Моя партия переписывалась практически с нуля и сразу «начисто». Бас там, видите ли, сложный. Не нужно много нот, главное играть нужные ноты в нужный момент. Так, по крайней мере, наш звукорежиссер говорит.
— Олег: Да, с «Помоги» вообще чисто импровизационная история даже с названием. Была идея песни, я напел ее под акустическую гитару и скинул девушке. Так как я не знал, как назвать, попросил ее помочь и придумать что-нибудь этакое, отражающее суть. Просьбу выразил в названии трека. В итоге ничего лучше ни она, ни мы не придумали, поэтому оставили как есть – «Помоги».
— Раз уж вы до этого заговорили о каверах, как вы себя сейчас позиционируете? Как кавер-группу со своими оригинальными песнями, или как группу, которая хочет своего, но при этом поигрывает и чужое?
— Александр: Каверы – это как раз и есть выброс импровизации в большой концентрации. Хочется донести слушателям, что привычные популярные вещи можно рассматривать и с другой стороны: депрессивные мотивы переиграть в диаметрально противоположном стиле, при этом сохранить идею трека.
— Владислав: Мы в первую очередь группа, которая хочет своего, но при этом и любит чужое. На примере каверов можно показать слушателям наш уровень мастерства в исполнении их любимых песен. А Creep, да, отлично вышел, как мне кажется.
— Как EP получил свое название?
— Олег: Если серьезно, в каждой песне из этого EP заключен риторический вопрос: «Когда же всё изменится?». Будь то герой «ЖиуВиу» – безбашенный тусовщик, который уже не сможет остановиться или один из героев «Искусства», уставший от пустых слов и ожидающий действий, которых не суждено дождаться. Любой сталкивался с подобными вопросами, поэтому легко сможет проникнуться этим EP в должной мере. Тем более, что в нашем творчестве мы в принципе ориентируемся на какие-то личные ассоциации, поэтому создаем больше образы, нежели конкретную картинку, а там уже каждый понимает по-своему. Как вышло с «Наручниками», например.
— А что с «Наручниками»? Его ведь воспринимают совсем не так, как должно быть?
— Олег: Честно? Ненавижу «Наручники». Но зато обожаю украинские шоу! Они способны вдохновлять на подобные песни. Сидел я дома, смотрел «Кохана, мы убиваем своих детей» несколько часов залпом. И увиденное создало такое завораживающее настроение безысходности, что я просто не мог не написать песню об этом за пару часов в тот же день. Для того, кто рядом был, без того, что рядом есть. Это был наш первый релиз на русском, записанный дома в кругу знакомых несколько лет назад. И после людям зашло, и они начали спорить, о чем же эта песня. О неразделенной любви, о достижении своей цели в жизни, о поиске себя в этом мире… Каких только версий я не слышал. Вы-то теперь знаете правду. Вообще в EP мы делаем ставку на другую песню – «Искусство». Это трек, где мы все выложились на полную: мощная ритм-секция, постоянно изменяющаяся структура, атмосферная гитарная партия, которая несколько накаляет обстановку. На записи мы вставили в припев хор, который многим слушателям напомнил музыку из «Мастера и Маргариты», хотя я, честно сказать, вдохновлялся саундтреком к любимой игре «Герои меча и магии». Ну, и по тексту это довольно сложная песня, припев которой – диалог двух персонажей, или внутренний диалог: вечный спор мотивации с ленью или отчаянием.
— В записи песен вы используете голос как отдельный инструмент. Ход не то, что необычный, но довольно редкий. Как вы пришли к этому?
— Павел Попов, ударные: Голос и есть отдельный инструмент, в этом нет ничего необычного. Бывают необычные Олеги.
— Олег: Это что-то из детства. Я вырос на Muse и зарубежной попсе, по типу Рианны. Как бы кто не относился к поп жанру или подобным исполнителям, их талант сложно переоценить. Мне хочется, чтобы в России перестали относиться к голосу, как к способу прочтения стихов, и не более. Это уже устарело. Хорошо, что сейчас появляется всё больше групп, которые это понимают, и мы из их числа.
— Чего ждать от вашего следующего релиза?
— Олег: На самом деле, мы еще сами точно не знаем, что получится. Пока нас не отпускает драйвовая музыка, поэтому, скорее всего, весной мы выпустим более танцевальный сингл, что-то зажигательное и мелодичное одновременно. Ну и, конечно, клип.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.