Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Подборки

Премьеры

Величайший шоумэн

Мы знакомимся с мюзиклами в раннем детстве — наверняка большинство из вас засматривало кассеты с мультфильмами Disney или слышали до боли знакомые мотивы из «Танцора диско» по телевизору в родительском доме. Почему мы так любим этот жанр и пересматриваем музыкальные фильмы из раза в раз — в нашем материале.

Голливуд и Бродвей

Мюзиклом принято называть театральное сценическое действо — в таком контексте мы чаще всего и слышим это слово, например в словосочетании «Бродвейский мюзикл». Для определения же жанра кино используется термин «музыкальный фильм», или «фильм-мюзикл» (musical film). В рамках нашего материала не будем всё так усложнять и поговорим о фильмах как о мюзиклах.

Ввиду звуковой специфики мюзиклы, безусловно, появились гораздо позже первого игрового фильма. Особенность этого жанра не нуждается в представлении — актёры в кино (или персонажи в мультфильме) исполняют песни и даже полноценные перфомансы, которые раскрывают основной сюжет. К мюзиклам также относят фильмы, в которых актёры не поют, а только танцуют под музыку.

Важно отметить, что как многие мюзиклы-фильмы снимаются на основе уже существующих театральных представлений, так и наоборот — например, мюзикл «Мулен Руж!» 2001 года с Юэном Макгрегором и Николь Кидман в главных ролях лёг в основу одноимённого jukebox-мюзикла, впервые представленного в 2018 году в Бостоне. Формат jukebox — это мюзикл, в котором большинство песен — это не оригинальные, а уже известные популярные музыкальные композиции. Его можно перевести как «автоматный» мюзикл, поскольку jukebox представляет собой тот самый известный по американским фильмам музыкальный автомат, куда загружают монетки для заказа песен. Представителем «автоматного» мюзикла стал и российский фильм «Стиляги» 2008 года, в котором хиты русского рока представлены в джазовой и рок-н-ролльной обработке.

kf-stilyagi

Кадр из фильма «Стиляги». Источник: © Студия «Канал Россия»

В третьем томе избранных произведениях Сергея Эйзенштейна культовый режиссёр определяет мюзиклы следующим образом: «… музыкальным мы полагаем фильм не тогда, когда в какой-то момент на экран вылезает гармонист, в другой момент поётся частушка, а в остальное время — фильм просто разговорный. Музыкальным мы полагаем такой фильм, где отсутствие музыки на экране читается как пауза: пусть иногда в целый ролик длины, но столь же строгого учёта, как ритмически учтённый перерыв звучания, как строго отсчитанные такты молчания в единой общей системе тактов звучания. В таком случае музыкальная непрерывность сквозь картину ненарушима; и если с экрана выключенная музыка явственная, то в не менее строгом музыкальном ходе её продолжает и ведёт дальше «музыка диалога», а не просто буркание реплик, пластическое чередование элементов пейзажа, трепетно разворачивающаяся ткань переживаний персонажей, монтажный ритм внутри эпизодов и ритм монтажной связи эпизодов между собой».

На любой вкус и слух

За исключением очевидного подразделения мюзиклов на фильмы и анимацию, они также могут быть разных жанров: драмы («Величайший шоумен», 2017), комедии («Человек-оркестр», 1970); разных стилей — оперетты и оперы («Сильва», 1944), хип-хоп-фильмы («Тёмный сахар», 2002) и даже танцевальные, в случае которых на ум сразу приходит молодёжный проект «Шаг вперёд», ставший едва ли не культовым для целого поколения.

kf-klassnyj-myuzikl
Кадр из фильма «Классный мюзикл: Каникулы». Источник: © Walt Disney Pictures

Необходимо также упомянуть феномен Болливуда, в котором существует массовый популярнейший жанр под названием масала. Он назван в честь традиционных индийских специй — это пёстрая комбинация из боевика, мелодрамы с обязательным хэппи-эндом и, конечно же, мюзикла.

Граждане Индии любят сходить в кино на незамысловатый мюзикл с элементами экшена, потому что это помогает им отвлечься от бедности и других глобальных проблем страны, которые они не в состоянии решить. Масала — утопия, в которой всё непременно будет хорошо. В некотором роде это форма эскапизма. Когда начинает играть музыка, артисты выходят на сцену и свет в зале гаснет, уже ничего не имеет значение. Именно это можно считать одной из причин, по которым людям так нравятся мюзиклы вообще — это возможность сбежать от давящей реальности, став частью той, о которой говорят: «Почему я не могу просто выйти на улицу и петь и танцевать вместе с прохожими людьми?» Единение, которое демонстрируется в мюзиклах, когда зачастую незнакомые люди пускаются в пляс и с улыбкой подпевают главным героям, греет сердце, пробуждает в зрителе детскую наивность и веру в чудеса. Если ты запомнил песню из любимого фильма и можешь ей подпевать, то становишься его частью — частью этого «праздника жизни».

Музыка имеет свойство трогать до глубины души. Одни перфомансы веселы и задорны, другие — пропитаны горечью, иные — надеждой. Песня Can I Have This Dance, под которую танцевали на крыше влюблённые герои «Классного мюзикла» (2006), надолго стала романтической классикой и даже играла на настоящих свадьбах, а видео с этой сценой на YouTube насчитывает почти шесть миллионов просмотров. Почти идентична ситуация с песней Rewrite The Stars в исполнении Зака Эфрона и Зендеи из «Величайшего шоумена» (2017) — 170 миллионов просмотров на YouTube и мировая известность. Особо впечатлительные зрители наверняка даже пускают слезу во время прослушивания.

Будучи неотъемлемой частью мюзикла, текст песни дополняет историю, двигает внутренний и внешний сюжеты, помогает понять суть ленты порой даже лучше, чем диалоги.

Мы также уже упомянули кассеты и мультфильмы — мюзиклы по-настоящему ностальгичны для целого поколения. Сложно найти молодых людей, которые не знают мотивов Arabian Night, будь в оригинале или на русском, или же Hakuna Matata. Словом, тех песен из мультфильмов, которые подарили счастливое детство и которые мы пересматриваем десятки раз, чтобы вновь испытать те же эмоции.

mf-krasavitsa-i-chudovishche
Кадр из мультфильма «Красавица и чудовище». Источник: © Walt Disney Pictures

Что посмотреть и пересмотреть?

Американский институт киноискусства в 2006 году также составил список лучших американских фильмов-мюзиклов за 100 лет, в который вошли:

1. «Поющие под дождём», 1952
2. «Вестсайдская история», 1961
3. «Волшебник страны Оз», 1939
4. «Звуки музыки», 1965
5. «Кабаре», 1972
6. «Мэри Поппинс», 1964
7. «Звезда родилась», 1954
8. «Моя прекрасная леди», 1964
9. «Американец в Париже», 1951
10. «Встретимся в Сент-Луисе», 1944
11. «Король и я», 1956
12. «Чикаго», 2002
13. «42-я улица», 1933
14. «Весь этот джаз», 1979
15. «Цилиндр», 1935
16. «Смешная девчонка», 1968
17. «Театральный фургон», 1953
18. «Янки Дудл Денди», 1942
19. «Увольнение в город», 1949
20. «Бриолин», 1978
21. «Семь невест для семерых братьев», 1954
22. «Красавица и Чудовище», 1991
23. «Парни и куколки», 1955
24. «Плавучий театр», 1936
25. «Мулен Руж!», 2001

Обложка: кадр из фильма «Величайший шоумен». Источник: © 20th Century Fox

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика