Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Ужасающая симфония атомов: рецензия на трагедийный байопик «Оппенгеймер»

Самый кассовый фильм с рейтингом R в 2023 году. Самая прибыльная картина о Второй мировой войне всех времён. Первая главная роль Киллиана Мёрфи у Кристофера Нолана. Так можно продолжать часами, хотя даже наградной сезон не виден на горизонте. О том, что общего у «Оппенгеймера» с аниме «Ветер крепчает», какие киновоплощения «отца атомной бомбы» были до, и, собственно, чем удивляет новый шедевр гениального Нолана, подробнее в этой рецензии.

С прошлого десятилетия почерк Кристофера Нолана претерпел некоторые изменения: написав вместе с братом скрипт к «Интерстеллару», сосценарист Джонатан взялся курировать «Мир Дикого Запада», после «Дюнкерка» завсегдатай-композитор Ханс Циммер занялся музыкальной частью сай-фаев Дени Вильнёва, а «Довод» стал последним проектом кинодела со студией Warner Bros. У режиссёра остались лишь излюбленный оператор Хойте ван Хойтема и присущая постановщику старомодность в приверженности натурным съёмкам вместо CGI на зелёном экране. Роберт Паттинсон подарил Нолану сборник цитат Роберта Оппенгеймера, что стало последним поводом грамотно и виртуозно перенести образ спорной исторической личности на большие экраны (желательно, конечно же в формате IMAX).

До публикации в 2005-м самой точной биографии Оппенгеймера писателями Каем Бердом и Мартином Шервином сделать «отца атомной бомбы» главным героем экранизации Манхэттенского проекта вряд ли представлялось удачной идеей. В 1974-м в советском фильме «Выбор цели» скромную роль американского учёного исполнил Сергей Юрский. В 1989-м Дуайт Шульц сыграл невзрачную версию Оппенгеймера в по-голливудски упрощённом и несколько милитаристском байопике «Создатели тени» («Толстяк и Малыш»). Дэвид Стрэтэйрн («Доброй ночи и удачи», «Земля кочевников») воплотил его сначала в художественном телефильме «День после» 1989-го, а затем в 2008 году в документалке «Осуждение Дж. Роберта Оппенгеймера». В 2014-2015 годах телеканал WGN America показывал двухсезонный сериал «Манхэттен», где эпизодическую роль Оппенгеймера воплотил Дэниэл Лондон.

oppekhajmer_1dtmralv

Universal Pictures

Вобрав столь многочисленный звёздный состав (Мэтт Дэймон, Флоренс Пью, Эмили Блант, Гари Олдман), «Оппенгеймер» подвергся такой же критике, что и последние картины Уэса Андерсона, в которых какой-нибудь харизматичный Джефф Голдблюм может постучаться с камео длиною в одну комедийную реплику. Однако на примере Кейси Аффлека видно, как интригующе Нолан смакует, казалось бы, обычное появление актёра в кадре. У режиссёра и вовсе будто не существует маленьких ролей, — есть только большие актёры от Рами Малека до Киллиана Мёрфи.

Всё-таки Кристофер Нолан не Квентин Тарантино в смелости исторических художественных допущений: для него важна биографическая точность. Он словно строгий фанат каждой строчки литературного первоисточника «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» пытается уместить все важные моменты жизни учёного, хоть порой и издевается над нашими знаниями оригинала. Казалось бы, где разойтись визионеру нелинейных повествований в биографической ленте, но Нолан и тут терзает пытливый ум зрителя, чередуя между собой несколько временных сюжетных линий. В первой наивный студент, а затем профессор Роберт Оппенгеймер становится самым популярным физиком мира, пока за его личной жизнью следят спецслужбы. Во второй он предстаёт перед Комиссией по атомной энергии США, созванной лишить его доступа к разработке водородной бомбы. В третьей проходит слушание Сената на выдвижение Льюиса Штраусса (Роберт Дауни-младший) на пост министра торговли.

К тому же Нолан ещё и разделяет цветокором восприятие сцен на холодно-мрачное цветное изображение для ненадёжного рассказчика в лице Оппенгеймера и чёрно-белое для так называемой исторической документальности. Что вовсе не характерно и даже ново для автора-реалиста, так это то, как образы подсознательного у героя вклиниваются в его субъективную реальность: будь то испепелённые тела японцев на триумфальной речи Оппенгеймера или его супружеская измена с Джин Тетлок прямо во время допроса КАЭ.

oppenkhajmer_3ekukmvduv

Universal Pictures

Уже во второй раз у Нолана композитором выступает Людвиг Йоранссон («Мандалорец», «Чёрная пантера»), который ещё в «Доводе» прочувствовал особую энергетику режиссёра и атмосферу его фантастического детища, сочинив динамичный, такой же, как и сюжет, реверсивный и, главное, холодный по настроению саундтрек. На сей раз его лейтмотивная Can You Hear The Music скатывается в нолановскую тревогу лишь под конец, вывешивая дамоклов меч над всем человечеством, хотя начинается трек весьма поэтично, будто окунаешься в лирический мир сказок и снов самого Хаяо Миядзаки.

И правда, сколько бы ни сравнивали Роберта Оппенгеймера с Прометеем, доктором Франкенштейном или профессором Фаустом, Нолан будто бы вторит именно псевдобайопику «Ветер крепчает» и даже вступает в дискуссию с Миядзаки. Тут можно найти целый виток соприкосновений, тематических или сюжетных, но, что главное, обе картины ставят перед зрителем вопрос: достойно ли винить творца, чьё творение напрямую истребляет человека? Японский аниматор, кажется, такую ношу снимает со своего мечтательного героя Дзиро Хорикоси (имя реального авиаконструктора, чьи «A6M Зеро» стали одними из самых смертоносных самолётов Второй мировой), когда как британский постановщик, наоборот, отчасти не принимает идею коллективной ответственности и печальным взором Эйнштейна сочувствует запутавшемуся Оппенгеймеру, обрекая того на вечные муки совести.

oppenkhajmer_2kerkeivrir

Universal Pictures

В интервью Нолан нисколько не приукрашивал, заявляя, что зритель максимально прочувствует испытание первой атомной бомбы, однако может показаться, что само ядерное пламя выглядит так, как будто бы Майкл Бэй снимает очередной бензиновый взрыв в слоумоушн. Быть может, Дэвид Линч в восьмой серии третьего сезона «Твин Пикса» подошёл к экранизации «Тринити» более прогрессивно, но при этом не менее эффектно?

С другой стороны, бомбёжку Хиросимы и Нагасаки режиссёр и вовсе оставил за кадром, больше концентрируясь на реакции персонажей. В очередной раз показательно, как уважительно Нолан относиться к задачам артистов и к труду монтажёров. Когда забастовка актёров и сценаристов Голливуда успешно завершится, вероятно, для обоих профсоюзов, кандидатура Нолана в кресло постановщика новых приключений британского «агента 007» станет удачным выбором продюсеров и лёгкой подработкой в карьере визионера, хотя и тут киноноватор современности найдёт, чем встряхнуть жанр шпионского боевика.

Источник фото обложки: Universal Pictures

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика