Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Джеронимо погиб: рецензия на гангстерский антивестерн «Убийцы цветочной луны»

В Сети раньше срока вышла новая картина эпохального Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро в главных ролях. Насколько верен себе мэтр криминального жанра в кино о колониализме, как именитые актёры чувствуют себя в непривычных образах жуликов и причём здесь филины — в этой рецензии.

544854dshnanekuv

© Paramount Pictures

Предыдущей полнометражной картиной Скорсезе был «Ирландец» 2019-го — прощальное возвращение к классической истории гангстерского падения с излюбленными актёрами. С «Убийцами» у него прослеживалось много общего ещё на начальных этапах производства. Зрителя вновь мучают хронометражем в три с половиной часа, правда, с погрешностью в три минуты, из-за чего бюджет проекта считался сотнями миллионов. Так «Ирландца» отказалась прокатывать студия Paramount Pictures, на место которой пришёл Netflix, пополнив увесистую сумму в копилке «на несколько долларов больше». На сей раз новая эпопея Скорсезе всё-таки удостоилась широкого кинопроката к онлайн-релизу на Apple TV+ спустя полтора месяца, что уж говорить о премьере в Каннах, где режиссёра хвалили стоячими девятиминутными аплодисментами.

Сложился в очередной раз и повод посмотреть зрелище постановщика. Да ещё какой: впервые у Мартина Скорсезе на одном экране актёрствуют два любимчика — Роберт Де Ниро и Леонардо ДиКаприо (Джо Пеши среди них нет). И если с первым всё перманентно: харизматичный Де Ниро воплотил обаятельного и сердобольного мецената со скромным прозвищем Король, в алчной душе которого живёт идея многоходовой игры за лёгкой наживой на нефтяных деньгах осейджей — не хватает разве что шахматной доски на злодейском столике. То вот с персонажем ДиКаприо всё не так однозначно. Герой будто писался не под амплуа артиста, да и вправду в изначальном сценарии тому была уготована благородная роль агента ФБР. В целом, столь непривычную мимику актёра действительно можно охарактеризовать как Grumpy Cat Вито Корлеоне. Его Эрнест Беркхарт — ветеран Первой Мировой — настолько жалкий и бесхарактерный простачок, что единственной загадкой до титров остаётся лишь, что тот любит больше — запах денег или женщины. Органичен ли ДиКаприо в таком безвольном образе и можно ли сопереживать неизменно гнусным персонажам все двести минут — разумеется, на суд зрителя.

gpzgsh486shchnganm5656

© Paramount Pictures

Немного о тех, за кем, собственно, и предстоит наблюдать. Решивший найти убежище в Оклахоме, где так удачно осел его дядя, Эрнест при первой же встрече признаётся, что надорвал кишечник, работая поваром во фронтовой пехоте. Уильям Хейл — с виду друг осейджей — хотя и строит школы, госпитали, прокладывает дорогу в индустриальный двадцатый век, на деле выдаёт племянников за сестёр Кайл, как рогатый скот, которых пасёт и разводит на ранчо. В золотистых лугах индейской резервации, на которых теперь прорастают нефтяные вышки, учтивый «белый человек» готов закопать всех и каждого ради чёрного золота. Заигравшись в ковбоев, герои так и не освобождаются от цепей золотой лихорадки, а та самая капиталистическая система для них не работает, если приказы нецветной прислуге отдаёт некогда бывший угнетённый.

«Цветочная луна — время, когда мириады мелких цветов устилают холмы и прерии», — поясняется в экранном пособнике по миру племён индейцев, который по слогам вслух читает Эрнест. Традиционные наряды, свадебные и похоронные обряды и праздничные песнопения «детей междуречья» завораживают необъяснимо, особенно если им подыгрывает такой же сверхъестественный саундтрек (ныне покойного) Робби Робертсона. Так проглядывается и фэнтези-сегмент в, казалось бы, реалистическом байопике: духи предков провожают умершего осейджа в золотые поля, а видение филина предзнаменует погибель (совы не то, чем кажутся — не забываем). Хотя бывалой присущей картинам Скорсезе иронии убийств уже нет, спецэффекты взрывов и выстрелов восхищают, а виртуозный масштаб постановки и внимание к деталям создают подлинную атмосферу Оклахомы двадцатых. Однако вряд ли это заслуга исключительно режиссёра — скорее, художники по костюмам получат столь желанный «Оскар».

naz976814edak

© Paramount Pictures

Пожалуй, единственное противоречие фильма кроется именно в акцентировании на протагонисте. В книжном оригинале Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Убийства Осейджей и рождение ФБР» повествование протекает в рамках расследования агентов бюро расследований, чем походит на жанр нон-фикшн детектива. Было бы логично построить историю вокруг Молли: именно её глазами посмотреть на растущие убийства соплеменников, судорожно выискивая виновников в окружении близких — получился бы вполне остросюжетный триллер. Однако такой идеи и в помине нет. По словам самого режиссёра, сценарий и так переписали в пользу осейджей, поскольку история рассказывала только о «белых парнях». Тем не менее, как бы иронично ни звучало, те самые заглавные убийцы занимают первые ряды в сюжете, а 81-летний Скорсезе, похоже, так же падок на самоповторы.

И никто не был против, если бы концепция продолжала работать. Однако, увы, на сей раз для антигероев ДиКаприо и Де Ниро на экране проходят годы, а они не меняются никак. Героиню Лили Гладстон и вовсе к третьему акту отодвигают на задний план, хотя актриса тихой ролью притягивает получше мужской компании. Где-то в этот момент на место семейной драмы проскальзывает судебная, напоминающая о том, что это всё ещё байопик по реальным кровавым событиям. Скорсезе не деконструирует жанр, но занятно играется с клише: плавно переходит на стилизованные под киноаппарат вставки, а эпилогом вместо документальных фото с белыми сносками на чёрном фоне разыгрывает радио-спектакль, в котором сам принимает участие, зачитывая сухой некролог Молли Бёркхарт из газеты тех постыдных лет.

6854gnashenshkhe5416

© Paramount Pictures

По идее, Скорсезе как может исправляет жестокую несправедливость в американской истории, показывая её на экране кино без прикрас. Быть может, и вправду фильм задумывался как трёхчасовой некролог Молли и всем осейджам, что она олицетворяет, однако в реальности не все знаменитости положительно оценили репрезентацию своего народа. Да и сам режиссёр вряд ли рассчитывал на подобную скандальность. Ремесленник Скорсезе тут сравни писателю Тарантино: будто снял не столько извечное напоминание о безмерной людской алчности или обыденности зла, а ещё один драматичный криминал для себя и своих любимых непутёвых гангстеров, путь которым отныне в XXI веке заказан на злых улицах кино.

Источник фото обложки: © Paramount Pictures

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика