В Сети раньше срока вышла новая картина эпохального Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро в главных ролях. Насколько верен себе мэтр криминального жанра в кино о колониализме, как именитые актёры чувствуют себя в непривычных образах жуликов и причём здесь филины — в этой рецензии.
© Paramount Pictures
Предыдущей полнометражной картиной Скорсезе был «Ирландец» 2019-го — прощальное возвращение к классической истории гангстерского падения с излюбленными актёрами. С «Убийцами» у него прослеживалось много общего ещё на начальных этапах производства. Зрителя вновь мучают хронометражем в три с половиной часа, правда, с погрешностью в три минуты, из-за чего бюджет проекта считался сотнями миллионов. Так «Ирландца» отказалась прокатывать студия Paramount Pictures, на место которой пришёл Netflix, пополнив увесистую сумму в копилке «на несколько долларов больше». На сей раз новая эпопея Скорсезе всё-таки удостоилась широкого кинопроката к онлайн-релизу на Apple TV+ спустя полтора месяца, что уж говорить о премьере в Каннах, где режиссёра хвалили стоячими девятиминутными аплодисментами.
Сложился в очередной раз и повод посмотреть зрелище постановщика. Да ещё какой: впервые у Мартина Скорсезе на одном экране актёрствуют два любимчика — Роберт Де Ниро и Леонардо ДиКаприо (Джо Пеши среди них нет). И если с первым всё перманентно: харизматичный Де Ниро воплотил обаятельного и сердобольного мецената со скромным прозвищем Король, в алчной душе которого живёт идея многоходовой игры за лёгкой наживой на нефтяных деньгах осейджей — не хватает разве что шахматной доски на злодейском столике. То вот с персонажем ДиКаприо всё не так однозначно. Герой будто писался не под амплуа артиста, да и вправду в изначальном сценарии тому была уготована благородная роль агента ФБР. В целом, столь непривычную мимику актёра действительно можно охарактеризовать как Grumpy Cat Вито Корлеоне. Его Эрнест Беркхарт — ветеран Первой Мировой — настолько жалкий и бесхарактерный простачок, что единственной загадкой до титров остаётся лишь, что тот любит больше — запах денег или женщины. Органичен ли ДиКаприо в таком безвольном образе и можно ли сопереживать неизменно гнусным персонажам все двести минут — разумеется, на суд зрителя.
Читайте также
© Paramount Pictures
Немного о тех, за кем, собственно, и предстоит наблюдать. Решивший найти убежище в Оклахоме, где так удачно осел его дядя, Эрнест при первой же встрече признаётся, что надорвал кишечник, работая поваром во фронтовой пехоте. Уильям Хейл — с виду друг осейджей — хотя и строит школы, госпитали, прокладывает дорогу в индустриальный двадцатый век, на деле выдаёт племянников за сестёр Кайл, как рогатый скот, которых пасёт и разводит на ранчо. В золотистых лугах индейской резервации, на которых теперь прорастают нефтяные вышки, учтивый «белый человек» готов закопать всех и каждого ради чёрного золота. Заигравшись в ковбоев, герои так и не освобождаются от цепей золотой лихорадки, а та самая капиталистическая система для них не работает, если приказы нецветной прислуге отдаёт некогда бывший угнетённый.
«Цветочная луна — время, когда мириады мелких цветов устилают холмы и прерии», — поясняется в экранном пособнике по миру племён индейцев, который по слогам вслух читает Эрнест. Традиционные наряды, свадебные и похоронные обряды и праздничные песнопения «детей междуречья» завораживают необъяснимо, особенно если им подыгрывает такой же сверхъестественный саундтрек (ныне покойного) Робби Робертсона. Так проглядывается и фэнтези-сегмент в, казалось бы, реалистическом байопике: духи предков провожают умершего осейджа в золотые поля, а видение филина предзнаменует погибель (совы не то, чем кажутся — не забываем). Хотя бывалой присущей картинам Скорсезе иронии убийств уже нет, спецэффекты взрывов и выстрелов восхищают, а виртуозный масштаб постановки и внимание к деталям создают подлинную атмосферу Оклахомы двадцатых. Однако вряд ли это заслуга исключительно режиссёра — скорее, художники по костюмам получат столь желанный «Оскар».
© Paramount Pictures
Пожалуй, единственное противоречие фильма кроется именно в акцентировании на протагонисте. В книжном оригинале Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Убийства Осейджей и рождение ФБР» повествование протекает в рамках расследования агентов бюро расследований, чем походит на жанр нон-фикшн детектива. Было бы логично построить историю вокруг Молли: именно её глазами посмотреть на растущие убийства соплеменников, судорожно выискивая виновников в окружении близких — получился бы вполне остросюжетный триллер. Однако такой идеи и в помине нет. По словам самого режиссёра, сценарий и так переписали в пользу осейджей, поскольку история рассказывала только о «белых парнях». Тем не менее, как бы иронично ни звучало, те самые заглавные убийцы занимают первые ряды в сюжете, а 81-летний Скорсезе, похоже, так же падок на самоповторы.
И никто не был против, если бы концепция продолжала работать. Однако, увы, на сей раз для антигероев ДиКаприо и Де Ниро на экране проходят годы, а они не меняются никак. Героиню Лили Гладстон и вовсе к третьему акту отодвигают на задний план, хотя актриса тихой ролью притягивает получше мужской компании. Где-то в этот момент на место семейной драмы проскальзывает судебная, напоминающая о том, что это всё ещё байопик по реальным кровавым событиям. Скорсезе не деконструирует жанр, но занятно играется с клише: плавно переходит на стилизованные под киноаппарат вставки, а эпилогом вместо документальных фото с белыми сносками на чёрном фоне разыгрывает радио-спектакль, в котором сам принимает участие, зачитывая сухой некролог Молли Бёркхарт из газеты тех постыдных лет.
© Paramount Pictures
По идее, Скорсезе как может исправляет жестокую несправедливость в американской истории, показывая её на экране кино без прикрас. Быть может, и вправду фильм задумывался как трёхчасовой некролог Молли и всем осейджам, что она олицетворяет, однако в реальности не все знаменитости положительно оценили репрезентацию своего народа. Да и сам режиссёр вряд ли рассчитывал на подобную скандальность. Ремесленник Скорсезе тут сравни писателю Тарантино: будто снял не столько извечное напоминание о безмерной людской алчности или обыденности зла, а ещё один драматичный криминал для себя и своих любимых непутёвых гангстеров, путь которым отныне в XXI веке заказан на злых улицах кино.
Источник фото обложки: © Paramount Pictures
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!