Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Кинокомпания Ильмень

С 14-го ноября на экранах российских кинотеатров вышел новый фильм Константина Еронина — «Искупление», собравшее вместе кинозвёзд разных поколений: Виктора Сухорукова, Сергея Безрукова и Никиту Кологривого. Разбираемся, почему излишняя образность лишь добавляет сюжетные дыры и как даже песня Цоя может не спасти финал.

Первый полнометражный фильм Константина Еронина «Вдохновение» сравнивают с нашумевшим «Маяком» Эггерса и находят в нём отсылки к Бергману и Тарковскому. Видно, что ещё до начала режиссёрской карьеры Еронин вдохновлялся великими и обладал широким кинематографическим кругозором. Оба его полнометражных фильма — артхаусные слоубёрнеры, в которых режиссёр пытается адаптировать такой тонкий поджанр в контекст русского колорита. Новый фильм Еронина всё так же снят в чёрно-белой палитре с редкими цветными вставками в качестве флешбэков (обычно наоборот). Сюжет развивается в маленькой деревне, куда возвращается герой Безрукова после некой очередной русско-турецкой войны. Однако долгожданный покой воин так и не обретает, а наоборот, узнаёт тревожные вести: его жена исчезла без следа, а больного сына считают одержимым дьяволом.

С самого начала подсознательно понимаешь, что все персонажи в фильме образны: у них нет имён, раскрытие героев делается несколько однобоко, демонстрируя только нужную для развития сюжета черту. Мы не знаем об их укладе практически ничего, кроме того, что сейчас они страшатся дьявола. Возможно, именно в этом незнании и проявляется недоработанность сюжета: если бы режиссёр приоткрыл занавес их прошлой жизни хоть на чуточку больше, зритель бы стал более вовлечён в происходящее безумие.

Да и сама деревня непохожа на ту, к образу которой привыкаешь с детства: домики, скорее, являются свежей декорацией, нежели полноценным жилищем. Или это намеренный ход? Позднее, зритель быстрее персонажей догадывается, что все герои чёрно-белой деревни являются неупокоенными душами, находящимися в ином мире в течение сорока дней — назовём это место Чистилищем. За это время их искушает дьявол в облике Кузнеца. Однако проблема в том, что и мир живых, крупица которого немного показана в самом конце, тоже существует в этой образной деревне, где кладбище находится в двух шагах от жилого дома, а из мебели имеется лишь ложе на голом полу. Образы окружения просто становятся неудачными декорациями.

Кинокомпания Ильмень

Источник фото: Кинокомпания Ильмень

Хоть сюжетные линии в фильме и переплетены довольно искусно, но всё же они местами провисают, заставляя задуматься и пытаться состыковать их самостоятельно. Женщина с ребёнком в конце — кто это? Жена военного? Или смотрителя кладбища? Это мать новорождённого? Или просто образ веры и любви? Можно предположить, что режиссёр намеренно опускает эту информацию, оставляя её для размышлений зрителя. Но о героях и так крайне мало что известно, поэтому такое умолчание, скорее, похоже на сюжетную дыру, нежели на продуманный авторский приём.

Отдельно удивляет, как финальная речь смотрителя кладбища о том, как важно бороться за веру, свет и любовь, даже если ты уже мёртв, перетекает в закрывающие титры под песню «Спокойная ночь» группы «Кино», тем самым скатываясь с трогательной ноты в излишний пафос (Цой — прекрасен, но здесь выглядит уж слишком наигранно).

Несомненно, это по-театральному исполненное кино украшает восхитительная игра актёров. Виктор Сухоруков в образе знахаря, который ещё при жизни продал душу дьяволу, становится ядром всего фильма, импульсом развития его сюжета. Безумие, которое ощутимо в глазах по-настоящему одержимого человека, навевает гораздо больше жути, нежели другие довольно примитивные скримеры. Игра Сергея Безрукова более тихая, отчасти из-за того что актёр находится в привычном для себя образе православного истинно верующего главного героя. А вот Никита Кологривый открывается с новой стороны. После его смотрителя кладбища очень быстро забывается и Кащей из «Слова пацана» и его медийный образ скандального бунтаря — зрителю открывается драматический актёр во всей своей ипостаси, и последняя сцена с изгнанием дьявола становится финальным аккордом в формировании этого персонажа. Да, Кологривый определённо может сыграть не только дурака из сказки, но и сильную драматическую роль с глубокой внутренней трагедией.

Кинокомпания Ильмень

Источник фото: Кинокомпания Ильмень

Пожалуй, ключевым элементом фильма стало объединение знаковых актёров трёх поколений, рождающих новые образы. Виктор Сухоруков — легенда 90-х — продолжает свою линию безумных персонажей. Только если в ту эпоху безумие его героев проявлялось через желание получить личную выгоду, то сейчас сумасшествие стало гораздо более явным, перетекающим в одержимость дьяволом и раздвоение личности. Сергей Безруков, обретя дикую популярность в 2000-е, давно уже перестал ассоциироваться с Сашей Белым из «Бригады» и избрал возвышенную духовность вместо отчаянного криминала. Вспомнить хотя бы его интерпретацию Иешуа из «Мастера и Маргариты», который буквально является образом Иисуса, или исполнение роли Сергея Есенина, сражающегося с внутренними демонами. Образ солдата в «Искуплении» становится концентрацией этой религиозной темы и завершает его духовную серию фильмов непосредственно встречей с дьяволом и победой над ним. А вот образ Никиты Кологривого, не так давно ставшего известным после сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», напротив, является не продолжением предыдущих героев, а новой вехой в его актёрской карьере. В своё десятилетие нарочитой яркости, бунтарства и эпатажности Кологривый воплощает сильного драматического героя, пережившего одержимость, избавление и искупление.

Кинокомпания Ильмень

Источник фото: Кинокомпания Ильмень

Второй полнометражный фильм режиссёра ещё до просмотра ставит определённую планку, которую сам, к сожалению, пока не может преодолеть. Позиционируя себя особенно авторским на фоне массовых сказочно штампованных фильмов, «Искупление» привлекает внимание любителей артхауса, мистических триллеров и религиозного кино. Однако их жажда увидеть новый необработанный алмаз среди серой массы ничем не отличающихся франшиз утоляется не до конца. Всё же чувствуется, что режиссёр ещё только набивает руку, оставляя некоторые фрагменты фильма сырыми, пестрящими сюжетными дырами. И пусть его идеи пока не такие новаторские, как хочется искушённому зрителю, но всё же они явно выбиваются за общепринятые рамки со словами «смотрите и так тоже можно» (правда, это «так» пока сложно чётко сформулировать). Да и пробирающая до глубины души игра Виктора Сухорукова определённо стоит того, чтобы её увидеть — искупает любые грехи.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика