В прокате – «Жмот». Мария Балакаева рассказывает, как картина учит тому, что за человеческие отношения нужно платить.
Жизнь транжиры
Скрипач Франсуа Готье (Дэни Бун) очень экономный: его квартиру освещает уличный фонарь, не самые свежие продукты покупаются на купоны, а однажды он использовал просроченные контрацептивы. И это выходит ему боком через 17 лет: к нему заявляется дочь Лора (Ноэми Шмидт). Она убеждена, что отец жертвует средства в Мексику. А тут ещё виолончелистка Валери (Лоранс Арне) с работы, которая хоть и запала Готье в сердце, но вот тратиться на ресторан он не готов.
Самая первая сцена в фильме – ссора беременной жены с мужем-транжирой. Он растратил все деньги на ненужные вещи, чем вызвал гневное женское: «Надеюсь, наш ребёнок не будет похож на тебя!». И вот мы уже видим мужчину средних лет, талантливого одинокого скрипача. По классике жанра, характер главного героя до ужаса гиперболизирован. Готье часто попадает в нелепые ситуации, которые так смешат зрителя: избегает коллегу, что собирает деньги на подарок начальнику, раздражает кассира в супермаркете многочисленными купонами, изливает душу не психологу, а своему банкиру. Соседи его ненавидят, и жена банкира, к слову, тоже.
Расплата
Зритель застает Готье в период его жизни, когда придётся все-таки расплатиться. За любовь к очаровательной виолончелистке Валери – в ресторане за ужин. За уважение дочери – помочь соседу с шестью детьми и мексиканцам. В общем, полнейший хаос, который должен привести к изменениям в характере героя.
Таким поворотным моментом можно было бы посчитать пожертвование в 3 тысячи евро на благотворительном вечере, но не тут-то было. До конца фильма не так уж долго, а Готье все ещё неисправимый скряга. Можно было бы и закончить, но режиссёр (Фред Кавайе) видимо посчитал, что не хватает драматической нотки. Правда о дочери переворачивает сюжет с ног на голову, при этом никак не раскрывает главного персонажа, зато комедия превращается зачем-то в мелодраму. Сентиментальные отцовские чувства отчего-то проявляются, но зрителю не понять исток их возникновения, так как весь фильм нас убеждали: Готье – бесчувственный скряга.
Читайте также
Помните скупердяя Скруджа из «Рождественской истории»? Весь мультфильм посвящен тому, как персонаж превращается в нормального человека, после каждой встречи с духами в его характере что-то меняется. В «Жмоте» же на протяжении всего фильма мы можем только видеть Готье в смешных ситуациях, а его изменениям посвящено пару сомнительно драматичных минут из всего хронометража. И если режиссёр хотел убедить зрителя, что деньги не главное, он не справился. Он просто нарисовал гиперболизированного персонажа, поместил его в некомфортные условия, совсем не позаботившись о характере. Герой ломается под натиском общества, принимая его законы. Вывод здесь один: плати или живи в одиночестве.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!