В прокате – «Ужас Амитивилля: Пробуждение». Мария Балакаева объясняет, почему этот фильм из разряда «посмотреть и забыть».
Снова об Амитвилле
Мать-одиночка (Дженнифер Джейсон Ли) отчаянно пытается вытащить из двухлетней комы своего сына Джеймса (Камерон Монахэн). Она переезжает с ним и ещё двумя дочерями в городок Амитивилль, поближе к лучшему неврологическому центру. Старшая дочь Белль (Белла Торн) не слишком рада переезду, тем более, когда в доме начинает твориться нечто ужасное.
Прежде чем говорить о фильме, следует рассказать, откуда у сюжета «ноги растут». В 1974 году Рональд Джозеф Дефо расстрелял всю свою семью прямо в кроватях. Дело было в том самом Амитивилле, причём убийца утверждал, что совершить преступление его заставили голоса. Кинематограф не смог пройти мимо этой истории: помимо документальных фильмов появляются художественные. По книге (да, и книга есть) еще в 1979 году Стюарт Розенберг снимает «Ужас Амитивилля», но не по истории семьи Дефо, а как продолжение. В 1982 году итальянец Дамиани снимет «Амитивилль 2: Одержимость» — приквел к первому фильму. В 2005 выйдет ремейк Эндрю Дугласа с тем же названием. И это ещё не всё! В общем, франшизу решили дополнить вновь и доверили это дело Франку Халфуну («Парковка», «Маньяк»). И вот тут уже трудно сказать, прогадали или нет.
Штампуя хорроры
Первое, что бросается в глаза, – штампы. Вот вам жуткий дом по низкой цене, открывающиеся и закрывающиеся сами по себе окна-двери. Собака, которая лает в пустоту, рычит на одержимого бесами комотозника. Ну и куда нам без грозы каждую ночь, подвала, в котором вся суть кровавых обоев. Халфун писал сценарий сам, не основываясь на опыте предыдущих сценаристов. Кажется, он вооружился учебником «Как снять хоррор» и добросовестно писал с его помощью сценарий.
Типичны и персонажи: одержимая вылечить сына мать, подросток-изгой в новой школе, которая первая догадывается обо всём, но никто её, конечно же, не слушает. Ну и маленькая девочка для пары жутковатых сцен с прятаньем под одеяло.
Провисла библейская тема: утверждается, что зло просыпается каждые 40 лет. И если в «Амитивилле» 2005 года нам хотя бы священника показали, то здесь зло раз в 40 лет — это лишь предположение едва ли не единственного друга Белль, которое так и не получает развития. По классике жанра, зритель должен получить объяснение: чьи это голоса заставляют убивать, откуда они взялись в этом доме, почему хотят убивать, как от них избавиться. И здесь у Халфуна прокол: флэшбэк в 1974 и пара предложений, мол, там были обряды давным-давно, не спрашивайте.
Однако есть и сюжетные повороты, которые удивляют, например, позиция матери. И совсем уж неожиданно, когда фильм ужасов в конце плавно перетекает в мистический триллер. Зритель не столько боится, сколько переживает за главных героев. Да и развязка в итоге вполне приближена к реальности, вполне логична.
Халфун заработал себе в копилку фильмов средненький хоррор. А продюсеры бесконечных «Астрала» и «Паранормального явления» в очередной раз делают деньги на франшизе.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!