Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

6 фильмов о Екатерине II

Императрица Екатерина II в последние годы стала неожиданно популярной экранной героиней. Несколько лет назад вышли российские шоу «Екатерина» (Россия 1) и «Великая» (Первый канал), в октябре 2019 на HBO был представлен новый британский сериал «Екатерина Великая», а в 2020 году планируется выход ещё одного проекта: Элль Фаннинг сыграет молодую правительницу в ленте «The Great» (интересно, как это название адаптируют для российского зрителя, если «Великая» уже есть?). Но образ Екатерины много раз был воплощён на экране и до этого, как в отечественных проектах, так и в зарубежных. Степень достоверности многих из них близится к нулю, зато художественные достоинства (и забавные недостатки) служат достаточной компенсацией. В предлагаемой подборке собраны 6 фильмов, которые пусть и не покажут вам реальную императрицу, зато удивят разнообразием интерпретаций.

1. Княжна Тараканова

Год: 1910

Режиссёр: Кай Ганзен, Морис Мэтр

Сценарий: Ипполит Шпажинский (пьеса), Чеслав Сабинский

В ролях: княжна Тараканова − В. Микулина, Екатерина II − г-жа Погорельская (по другим данным − Н.Александрова), граф Алексей Орлов − Николай Веков

Самым ранним фильмом, в котором была интерпретирована история Таракановой, стала немая картина 1910 года, снятая в Российской империи. Среди всех представленных она обладает наибольшей исторической, а возможно и художественной ценностью. Сюжет 18-минутного полотна прост: Екатерина II узнаёт от графа Орлова о том, что неизвестная выдаёт себя за дочь Елизаветы Петровны и приказывает схватить её. Самозванку привозят, допрашивают, она ни в чём не сознаётся, и по велению императрицы авантюристку запирают в Петропавловской крепости, где та умирает от чахотки. Также в конце показана смерть Таракановой «по легендарной версии» − камеру заключённой затапливает из-за наводнения. Этот кадр с точностью копирует известную одноимённую с фильмом картину Константина Флавицкого.

Фильм снимали в то время, когда связь театра с кино была ещё очень крепка (все актёры заявлены, как театральные), да и технические возможности не позволяли развернуться. Можно было бы сказать, что это лишь аналог театральной постановки, снятый на камеру. Но сцена в конце, где темницу заливает хлынувшей из окна водой, впечатляет.

Для ознакомления с дореволюционным кинематографом подойдёт прекрасно.

2. Кровавая императрица

Год: 1934

Режиссёр: Джозеф фон Штенберг

Сценарий: Мануэль Комрофф

В ролях: Екатерина II − Марлен Дитрих, Пётр III − Сэм Джаффе

Самый неожиданный фильм из всех представленных, сделанный смело и с размахом. Формально это история о том, как молодая и невинная немецкая принцесса воцарилась на троне как «величайший монарх своего времени − царица России − печально известная северная Мессалина». Так нам сообщает текст на вступительной заставке. Уже упоминание Мессалины (римской императрицы, замешанной во многих политических интригах, но известной, в первую очередь, как символ сексуального желания, бесстыдного блуда) указывает на то, что фильм будет сосредоточен отнюдь не на исторических тонкостях. Действительно, ни политики, ни тем более истории на месте не оказывается. Оказывается Марлен Дитрих с кудряшками и широко распахнутыми кукольными глазами, её любовник граф Алексей (ничуть не похожий на реального Разумовского суровый господин с гривой длинных волос) и её совершенно безумный муж Пётр III. Местная Российская империя − это гремучая смесь из барокко, православного храма, рубленой избы и пляски смерти, приправленная обилием гротескных деревянных скульптур, которые выглядят так, словно художником фильма был Эль Греко. Всё в фильме полно экспрессии, силы выражения, всё льётся через край. Даже монтаж, богатый наложением кадров, поддерживает это изобилие.

О реальной Екатерине вы ничего не узнаете, зато получите фактурный, богатый деталями образ страшной, странной и страстной России.

Блуд, интриги и Марлен Дитрих: 6 фильмов о Екатерине II

3. Возвышение Екатерины Великой

Год: 1934

Режиссёр: Пауль Циннер, Александр Корда

Сценарий: Марджори Динс, Лайош Биро

В ролях: Екатерина II − Элизабет Бергнер, Пётр III − Дуглас Фэрбенкс-мл.

Внезапно следующий фильм этой подборки вышел в том же году, что и предыдущий (более такой плотный тайминг нам не встретится). Объясняется это, скорее всего, тем, что компания London Films Productions вдохновилась опытом Paramount Pictures, выпустившей «Кровавую императрицу», и решила повторить их успех похожей лентой. И если Екатерину оставили милой девушкой с кудряшками, то Петра III сделали галантным щёголем. Его роль исполнил − Дуглас Фэрбенкс-младший (сын Дугласа Фэрбенкса, известного американского кинодеятеля), 25-летний, но уже опытный и популярный актёр, на славе которого, видимо, должен был выехать фильм. Но из-за главной героини, пресной, как овсянка, и красивых, но довольно стандартных барочных декораций, блекнущих на фоне макабрической роскоши прошлой картины, этот фильм совершенно потерялся. Интересно, однако, что это единственная лента в списке, которая главным образом сосредоточена на Петре, а не на Екатерине. Прогрессирующее безумие императора и театральность его поведения держат внимание. Персонаж, обычно стоящий на периферии, здесь оказывается самым интересным.

Ради его сюжетной линии посмотреть стоит.

4. Екатерина Великая

Год: 1968

Режиссёр: Гордон Флеминг

Сценарий: Джордж Бернард Шоу, Хью Леонард

В ролях: Екатерина II − Жанна Моро, капитан Чарльз Эдстейстон − Питер О’Тул

В 1913 году Бернард Шоу написал короткую смешную пьесу о встрече российской императрицы с английским офицером. 55 лет спустя британский режиссёр Гордон Флеминг снял по этой пьесе короткий смешной фильм. Российский двор здесь лишён и намёка на лоск: по двору бегают куры, по залам шатаются пьяные казаки, князь Потёмкин нестройно выводит по-русски «Ты моя Катенька, ты моя душенька», обдавая окружающих перегаром. Посреди этого бардака оказывается капитан Чарльз Эдстейстон, приехавший в Россию по служебной надобности. Его сразу примечает Екатерина, прекрасная молодая женщина, страстная, взбалмошная и напористая. Весь фильм Чарльз отбивается от её настойчивых похотливых нападок и пытается не сойти с ума в балагане императорского дворца. Главным образом картина держится на смешном (чаще всего) фарсе и игре главных актёров − удивительно, что великие таланты Питера О’Тула и Жанны Моро свела вместе эта непритязательная картина. Оба они здесь изумительны: рассудительный, стремящийся всё держать под контролем Эдстейсон и горячая вспыльчивая императрица.

Фильм совершенно ни на что не претендует, но именно этим лёгким тоном и непосредственностью привлекает.

Блуд, интриги и Марлен Дитрих: 6 фильмов о Екатерине II

5. Царская охота

Год: 1990

Режиссёр: Виталий Мельников

Сценарий: Леонид Зорин

В ролях: Екатерина II − Светлана Крючкова, Тараканова − Анна Самохина, граф Алексей Орлов − Николай Ерёменко-мл.

Ещё одна отечественная лента и снова о княжне Таракановой. На этот раз полнометражная, серьёзная, но куда менее реалистичная. Виталий Мельников, замечательный советский режиссёр, снявший «Старшего сына», «Выйти замуж за капитана» и другие любимые народом фильмы, в конце восьмидесятых задумал сделать серию исторических лент. Эта идея вылилась в трилогию: «Царская охота», «Царевич Алексей» и «Бедный, бедный Павел». «Царская охота» − странный и мрачный фильм. Мельников создаёт мир насквозь фальшивый, загримированный, роскошный, но совершенно непривлекательный. Приятных людей в нём нет, да и вообще людей найти сложно. Главные герои движимы силой своих пороков − можно даже составить список и отмечать: вот сейчас она поддалась похоти, а он унынию. Единственная чистая душа здесь это княжна − девушка ангельской кротости, которую этот мир сжирает.

Для того времени картина была сделана с размахом: чего стоят заграничные съёмки в Италии и Чехии. За операторскую работу отвечал прекрасный Юрий Векслер, за режиссуру − талантливый постановщик. Но чувствуется во всём какая-то натянутость, фильм кажется плотно увязшим в своём времени, стиснутым рамками не самых значительных идей. Николай Ерёменко-младший и Анна Самохина − безусловно, герои эпохи 90-х, но из-за этого они и не воспринимаются в историческом контексте. Светлана Крючкова, напротив, гениальна, её Екатерина − самая полнокровная из всех, самая фактурная, но в фильме её, увы, не так много.

Однако ради одной этой, пусть второплановой, роли, «Царскую охоту» стоит увидеть.

Блуд, интриги и Марлен Дитрих: 6 фильмов о Екатерине II

6. Екатерина Великая

Год: 1996

Режиссёр: Марвин Чомски, Джон Голдсмит

Сценарий: Джон Голдсмит, Фрэнк Тудиско

В ролях: Екатерина II − Кэтрин Зета-Джонс, Елизавета Петровна − Жанна Моро, князь Потёмкин − Пол МакГанн, братья Орловы − Марк и Стефан МакГанны, граф Разумовский − Омар Шариф, Мирович − Кристоф Вальц

Заканчивается этот список лентой весьма посредственной, но довольно милой: образцовой костюмной мелодрамой. Здесь совершенно не важно, как зовут главную героиню: возможно, будь авторы наслышаны о других российских правительницах, Анне Иоанновне, например, сняли бы про них. Личная жизнь императрицы тут выведена весьма забавно − трёх её фаворитов играют три родных брата, так что понять, с кем Екатерина любезничает сейчас: с Потёмкиным или с одним из братьев Орловых, бывает подчас сложно. Как ни странно, но романтические похождения императрицы нынешней меркнут на фоне любовной линии императрицы бывшей − Жанны Моро, вернувшейся к истории о Екатерине Великой, но на этот раз в роли строгой Елизаветы Петровны. Отношения Елизаветы и графа Разумовского − самая трогательная часть фильма, химия между ними куда сильнее, чем у Екатерины и её одноликих любовников.

В целом же, получилось довольно бесцветно. Постельные похождения императрицы гораздо лучше удалось показать, например, в новом сериале с Хелен Миррен − там хотя бы можно дифференцировать всех фаворитов.

Блуд, интриги и Марлен Дитрих: 6 фильмов о Екатерине II

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 
16+