Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Екатерина Великая»: занимайтесь любовью, а не войной

Хелен Миррен, титулованная британская актриса, всегда мастерски игравшая властных дам, добавила к немалому списку ещё одну роль. В новом мини-сериале от HBO госпожа Миррен сыграла Екатерину II − историческую фигуру, популярную не только в России, но и на западе. Фильмов и сериалов об императрице снято много (взять только два отечественных проекта последних лет «Екатерина» и «Великая»), все они складываются в весьма пёструю картину, полную разнообразных элементов и приятных мелких деталей. У новой «Екатерины Великой» на этом историческом полотне своё место, не самое заметное, но и без претензий на большее.

Суммарно серии шоу идут 4 часа, за этот короткий по современным меркам срок (некоторые полнометражные фильмы идут дольше) история Екатерины II будет рассказана от её воцарения на троне до смерти. Уже один этот временной аспект снимает с авторов любую ответственность за историчность показанных событий − личные истории персонажей, их переживания и отношения задвигают политические события на второй план, они выступают лишь бледным фоном. Любой профессиональный историк насчитал бы наверняка огромное количество фактических неточностей, а то и грубых ошибок (даже дилетант заметит, что в сериале Григорий Орлов младше брата Алексея), но в этом не было бы особого смысла. Учить отечественную историю по художественным, тем паче иностранным сериалам − неблагодарное занятие. И создатели об этом хорошо знают.

«Екатерина Великая»: занимайтесь любовью, а не войной

Екатерина здесь − не реальный человек, а обобщённый образ; не столько сильная правительница, сколько сильная женщина. Её отношения с сыном, с любовниками, вообще с окружающим мужским царством − главный фокус сценария. Наводится, однако, этот фокус не сразу, в первой серии речь идёт о только что свергнутом короле Петре III, о политических амбициях новой императрицы, а сюжетный стержень эпизода − заговор вокруг Ивана VI, потенциального претендента на престол, заточённого в Шлиссельбургскую крепость. Здесь смутно намечается образ Екатерины как политического деятеля: есть такой прямой и избитый приём, который можно окрестить «экспозиционным коридором» − главный герой, занимающий важную должность и выполняющий множество дел, распахивает двери кабинета/офиса/приёмной залы и к нему, нетерпеливо шумя, направляется множество просителей. Герой на ходу даёт всем указания, и по его эмоциональной реакции и роду указаний зритель догадывается, что за человек перед ним. Здесь, проходя по коридору дворца, императрица быстро разбирается и с учреждением Смольного института (скорее всего, именно он скрывается за наивной формулировкой «girls’s college»), и с внешней политикой в отношении Турции. Также подчёркивается либеральная настроенность Екатерины, о которой потом быстро забывают, как и вообще о тонкостях государственной службы. Политически аспект сериала сводится к цели несложной компьютерной стратегии − построить сильную империю путём завоеваний. И Русско-турецкая война будет разворачиваться где-то на периферии − всё самое главное происходит в спальне царицы.

«Екатерина Великая»: занимайтесь любовью, а не войной

Отнести шоу к популярному сейчас жанру исторической драмы не получается − это, скорее, псевдоисторическая мелодрама. Череда любимых и любовников императрицы (и не только императрицы) тянется через все 4 серии, романтические доверительные разговоры сменяются сценами секса, ощущением барочной роскоши и разнузданности. Эта разнузданность, распущенность, диковатость избавляет картину от излишней чопорности, в ёе уютном бархатно-свечном мире есть место эротичным стонам, откровенным сценам, обнажённой натуре. На контрасте с этой почти животной витальностью − кровавое насилие с перерезанием глоток и отрубанием голов. Подобных сцен в сериале мало, поэтому каждая воспринимается как удар хлыстом. Хотя жестокость описываемой эпохе свойственна, героями она не воспринимается как что-то естественное. Присутствует даже персонаж шута (некая коллективная совесть) язвительно напоминающий о пролитой крови. И Русско-турецкая война, хотя и проносится где-то за кадром, и завершается триумфом России, явно воспринимается как действие грандиозное, но, в конечном счёте, бессмысленное. Победная речь Екатерины о нерушимой империи сама собой увязывается не только с историей нашей страны, но и с историей родной авторам Великобритании, в которой сейчас тем более неспокойно.

«Екатерина Великая»: занимайтесь любовью, а не войной

Отсюда и сосредоточенность на личных отношениях, оказывающихся ценнее государственных побед: императрица полна эмоциональных переживаний, и игра Хелен Миррен блистательно их передаёт. Она, уже исполнившая роли двух британских королев (Елизаветы I и Елизаветы II), превосходно выступила в «Екатерине Великой», именно благодаря её усилиям так сильна химия в отношениях между Екатериной и Потёмкиным (которые в оригинальной версии сериала ласково и немного нелепо называют друг друга Grishen’ka и Matushka). Екатерина в исполнении британской актрисы − остроумна, весела, искренняя и пожираема изнутри осознанием власти. Всё давление «просвещённого абсолютизма» лежит на её плечах, разрушая душевное здоровье и отношения с близкими. Эмоциональность, однако, главное, что характеризует царицу: мы знаем её только как человека, как правителя − совсем немного. Если Екатерина в сериале ещё может претендовать на звание «великой», то все остальные герои незначительны и мелки − фарфоровые куклы в роскошных костюмах.

Костюмы и интерьеры, кстати, поразительно красивы − барочная пышность и русская щедрость в выборе цветов завораживают. Детали причёсок, нарядов и комнат хочется долго рассматривать, они вызывающе ярки и блестящи. Особой красочностью отличаются и отдельные кадры: пейзажи и интерьеры то сверхъестественно зелены, то красны, то сини, в любое время суток непременной частью мизансцены являются свечи, обильно разливающие желтоватое свечение. Яркость только подчёркивает основной сюжетный мотив: мы не про серость, не про суровую политику, не про реальный ход жизни − мы про роскошь балов, про радости плоти, про жадную страсть. Потому что так веселее.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика