Хелен Миррен, титулованная британская актриса, всегда мастерски игравшая властных дам, добавила к немалому списку ещё одну роль. В новом мини-сериале от HBO госпожа Миррен сыграла Екатерину II − историческую фигуру, популярную не только в России, но и на западе. Фильмов и сериалов об императрице снято много (взять только два отечественных проекта последних лет «Екатерина» и «Великая»), все они складываются в весьма пёструю картину, полную разнообразных элементов и приятных мелких деталей. У новой «Екатерины Великой» на этом историческом полотне своё место, не самое заметное, но и без претензий на большее.
Суммарно серии шоу идут 4 часа, за этот короткий по современным меркам срок (некоторые полнометражные фильмы идут дольше) история Екатерины II будет рассказана от её воцарения на троне до смерти. Уже один этот временной аспект снимает с авторов любую ответственность за историчность показанных событий − личные истории персонажей, их переживания и отношения задвигают политические события на второй план, они выступают лишь бледным фоном. Любой профессиональный историк насчитал бы наверняка огромное количество фактических неточностей, а то и грубых ошибок (даже дилетант заметит, что в сериале Григорий Орлов младше брата Алексея), но в этом не было бы особого смысла. Учить отечественную историю по художественным, тем паче иностранным сериалам − неблагодарное занятие. И создатели об этом хорошо знают.
Екатерина здесь − не реальный человек, а обобщённый образ; не столько сильная правительница, сколько сильная женщина. Её отношения с сыном, с любовниками, вообще с окружающим мужским царством − главный фокус сценария. Наводится, однако, этот фокус не сразу, в первой серии речь идёт о только что свергнутом короле Петре III, о политических амбициях новой императрицы, а сюжетный стержень эпизода − заговор вокруг Ивана VI, потенциального претендента на престол, заточённого в Шлиссельбургскую крепость. Здесь смутно намечается образ Екатерины как политического деятеля: есть такой прямой и избитый приём, который можно окрестить «экспозиционным коридором» − главный герой, занимающий важную должность и выполняющий множество дел, распахивает двери кабинета/офиса/приёмной залы и к нему, нетерпеливо шумя, направляется множество просителей. Герой на ходу даёт всем указания, и по его эмоциональной реакции и роду указаний зритель догадывается, что за человек перед ним. Здесь, проходя по коридору дворца, императрица быстро разбирается и с учреждением Смольного института (скорее всего, именно он скрывается за наивной формулировкой «girls’s college»), и с внешней политикой в отношении Турции. Также подчёркивается либеральная настроенность Екатерины, о которой потом быстро забывают, как и вообще о тонкостях государственной службы. Политически аспект сериала сводится к цели несложной компьютерной стратегии − построить сильную империю путём завоеваний. И Русско-турецкая война будет разворачиваться где-то на периферии − всё самое главное происходит в спальне царицы.
Отнести шоу к популярному сейчас жанру исторической драмы не получается − это, скорее, псевдоисторическая мелодрама. Череда любимых и любовников императрицы (и не только императрицы) тянется через все 4 серии, романтические доверительные разговоры сменяются сценами секса, ощущением барочной роскоши и разнузданности. Эта разнузданность, распущенность, диковатость избавляет картину от излишней чопорности, в ёе уютном бархатно-свечном мире есть место эротичным стонам, откровенным сценам, обнажённой натуре. На контрасте с этой почти животной витальностью − кровавое насилие с перерезанием глоток и отрубанием голов. Подобных сцен в сериале мало, поэтому каждая воспринимается как удар хлыстом. Хотя жестокость описываемой эпохе свойственна, героями она не воспринимается как что-то естественное. Присутствует даже персонаж шута (некая коллективная совесть) язвительно напоминающий о пролитой крови. И Русско-турецкая война, хотя и проносится где-то за кадром, и завершается триумфом России, явно воспринимается как действие грандиозное, но, в конечном счёте, бессмысленное. Победная речь Екатерины о нерушимой империи сама собой увязывается не только с историей нашей страны, но и с историей родной авторам Великобритании, в которой сейчас тем более неспокойно.
Отсюда и сосредоточенность на личных отношениях, оказывающихся ценнее государственных побед: императрица полна эмоциональных переживаний, и игра Хелен Миррен блистательно их передаёт. Она, уже исполнившая роли двух британских королев (Елизаветы I и Елизаветы II), превосходно выступила в «Екатерине Великой», именно благодаря её усилиям так сильна химия в отношениях между Екатериной и Потёмкиным (которые в оригинальной версии сериала ласково и немного нелепо называют друг друга Grishen’ka и Matushka). Екатерина в исполнении британской актрисы − остроумна, весела, искренняя и пожираема изнутри осознанием власти. Всё давление «просвещённого абсолютизма» лежит на её плечах, разрушая душевное здоровье и отношения с близкими. Эмоциональность, однако, главное, что характеризует царицу: мы знаем её только как человека, как правителя − совсем немного. Если Екатерина в сериале ещё может претендовать на звание «великой», то все остальные герои незначительны и мелки − фарфоровые куклы в роскошных костюмах.
Костюмы и интерьеры, кстати, поразительно красивы − барочная пышность и русская щедрость в выборе цветов завораживают. Детали причёсок, нарядов и комнат хочется долго рассматривать, они вызывающе ярки и блестящи. Особой красочностью отличаются и отдельные кадры: пейзажи и интерьеры то сверхъестественно зелены, то красны, то сини, в любое время суток непременной частью мизансцены являются свечи, обильно разливающие желтоватое свечение. Яркость только подчёркивает основной сюжетный мотив: мы не про серость, не про суровую политику, не про реальный ход жизни − мы про роскошь балов, про радости плоти, про жадную страсть. Потому что так веселее.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!