Где заканчивается реальность и начинается сон? Какими на самом деле являются окружающие человека субстанции? Сюрреалисты выработали особые методы познания, которые разрывали классические представления о действительности. Они занимались автоматическим письмом, фюмажами и фроттажами, тем самым достигая глубин подсознания. Эти иррациональные техники нашли воплощение не только в живописи, литературе, но и в кинематографе, даже в аниме.
Японская анимация умеет отказываться от штампованных архетипов персонажей, приевшихся сюжетных твистов и законов жанра в пользу многоуровневого нарратива, сложных сценариев и неоднозначных персонажей. Такие работы не только вбирают в себя наследие сюрреалистов XX века, но и отражают азиатское мировосприятие, вытекающее из конфуцианства, буддизма, синтоизма – поэтому они изначально настроены на принципиальную неоднозначность трактовки. В этом и заключается их прелесть. В данном материале собраны пять представителей экспериментальной японской анимации.
Яйцо ангела (1985)
Продолжительность: 1 час 11 мин.
В пустынном и темном готическом мире живёт одна маленькая девочка, которая целыми днями лишь собирает воду в банки, храня тайное знание о Всемирном потопе, да защищает и носит с собой повсюду большое яйцо. Появляется человек, с которым девочка разговаривает о Мире, его прошлом и будущем. Мужчина стремится украсть яйцо, тем самым то ли предупреждая, то ли провоцируя Судный день и перерождение всего.
Это аниме либо оставит в замешательстве, либо вызывает трепет. Каждая сцена полна деталей и символов, сопровождается оркестровой музыкой. Несмотря на наличие христианских мотивов, медленный темп повествования и сюрреалистическая красота изоражения создают ощущение, похожее на дзен.
Кошачий суп (2001)
Продолжительность: 32 мин.
Главный герой, кот по имени Ньятто, отправляется на поиски души своей сестры. Душа была разделена надвое, когда Ньятто вырывал её из лап смерти. Во время путешествия герои сталкиваются со многими фантастическими ситуациями, борются со стихией, съедают своего друга и встречают бога, от скуки выступающего в заезжем балаганчике.
Художественный стиль «Кошачего супа» сильно отличается от традиционного аниме, погружает нарочито милых персонажей в мир мрачных видений. Особая визуализация и почти полное отсутствие диалогов погружают зрителя в пространство аниме, где время остановилось.
Паприка (2006)
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Мир снов таит в себе самые глубокие желания, стремления и подавленные воспоминания человека. Одна техническая лаборатория разработала устройство «DC Mini», способное проникать в сны. Данная технология используется разработчиками для лечения психологических расстройств, однако в чужих руках она может стать орудием психологического терроризма – разрушать связи в сознании людей, смешивая реальность и сон. Блуждая между настоящими и вымышленными измерениями главные герои должны найти террориста.
«Паприка» Сатоси Кона вдохновила и повлияла на Кристофера Нолана на создание «Начала». Главная героиня аниме (Паприка), погружаясь в умы, пытается понять безумие, происходящее в сознании, пока мы спим.
Мононокэ (2007)
Продолжительность: 12 эпизодов по 22 мин.
Таинственный мастер оккультизма Аптекарь путешествует по феодальной Японии в поисках злых духов, которые зовутся «мононокэ». Но духа нельзя убить просто так. Сначала Аптекарь должен узнать истинную форму мононокэ, затем раскрыть суть ранее произошедших событий и выяснить причину появления духа – экзорцизму предшествуют интенсивный психологический анализ, общение и сражение с аморфным мононокэ.
Просмотр данного аниме – эдакое поедание радуги глазами. Количество узоров, текстур и ярких цветов может вызвать головокружение, а каждый стоп-кадр можно рассматривать как прекрасную картину какого-нибудь модерниста.
Сказ о четырёх с половиной татами (2010)
Продолжительность: 11 эпизодов по 23 мин.
Одним осенним вечером в лапшичной студент сталкивается с человеком, который называет себя богом брака. Этот бог напоминает парнишке о том, что на протяжении нескольких лет занятием нашего нерадивого студента было разрушение всех университетских парочек – он был местным трикстером. В попытках исправить своё положение и насладиться розовой порой юности главный герой совершает благие поступки, однако все больше и больше запутывается во времени и пространстве.
Повествовательная структура и сюжетный лабиринт аниме продуманы в совершенстве. Каждая маленькая деталь играет роль в этой фантасмагорической истории и придаёт большее значение развязке. А смесь гипертрофированной рисовки, реальных фотографических кадров и убыстренной речи главного героя, наделяют фильм неповторимой, странной и притягательной эстетикой.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!