После окончания Второй мировой итальянские кинематографисты вышли на улицы, чтобы запечатлеть жизнь простых людей в разрушенной войной стране. Итальянский неореализм – кинодвижение, для которого характерны истории о бедняках, рабочих, снятые вне павильонов и зачастую с участием непрофессиональных актеров. Герой такого фильма – хрупкий, отчаянный и угнетенный человек, занятый будничными делами. Его самосознание отодвинуто на второй план, его цель – выжить.
Неореализм считается «золотым веком» итальянского кино. Дело в новаторстве, выросшем из отсутствия бюджетов и влиянии на развитие мирового кинематографа. Итальянский неореализм поведал о возможности эксперимента в кино; вдохновив французскую Новую волну, расшатал жесткий сценарий и доказал, что фильм может обладать эстетической ценностью. Рекомендуем ознакомиться хотя бы с несколькими знаковыми работами, поэтому предлагаем подборку культовых фильмов времен итальянского неореализма.
Одержимость
Режиссёр: Лукино Висконти
«Одержимость» обычно считают первым неореалистическим фильмом. Висконти, опираясь на наследие французского режиссёра Жана Ренуара, создал приземлённую и чёрную как смоль историю о супружеской измене и убийстве, «пропитанную ароматом спермы и смерти», – так характеризовал картину сценарист Джузеппе Де Сантис.
Это история о бродяге Джино, у которого, постепенно превращаясь в безумную страсть, завязывается интрижка с женой трактирщика. Влюбленные замышляют убийство, но отношения и поступки людей оказываются не столь просты и однозначны. Фильм вызвал шок у публики, в оскверненные кинотеатры приглашали священнослжителей, а негативы фильма были сожжены, так как в эпоху кинопропаганды Муссолини такое было просто недопустимо – впоследствии режжисёр восстанавливал фильм по личным контратипам.
Рим – открытый город
Режиссёр: Роберто Росселлини
Фильм является каноничным представителем итальянского неореализма, эталоном. Он был своего рода реакцией на голливудские киноленты фашистских лет. Роберто Росселини стремился показать настоящую Италию с её трагической судьбой.
Действие фильма происходит в оккупированном нацистами Риме. Руководитель сил сопротивления, инженер Джорджо скрывается от преследования в доме своего друга, который вот-вот должен обвенчаться со своей беременной невестой. Близится конец войны, но немецкая армия направляет свои последние силы на жестокую расправу с врагами нацизма, коими являются Джорджо и его товарищи.
Похитители велосипедов
Режиссёр: Витторио Де Сика
Классическая драма о бедных жителях послевоенного Рима, маленьких и беззащитных, об общечеловеческих ценностях. Этот фильм позволил всему миру по-новому взглянуть на Италию. Чужая, вражеская страна изнутри оказалась такой же несчастной как и все остальные, а простой народ – достойным сострадания.
Наконец-то Риччи, муж и отец двоих детей, получает хорошую работу – он должен развешивать афиши по городу, для чего ему необходим личный велосипед. И в первый день работы велосипед у него крадут. Риччи с сыном бродят по улицам Рима, по рынкам в поисках велосипеда и вора.. Но, кажется, отчаянный герой уже и сам готов украсть велосипед.
Умберто Д.
Режиссёр: Витторио Де Сика
В этом фильме воплощён замысел теоретика неореализма и сценариста Чезаре Дзаваттини снять фильм о бездеятельном персонаже, с которым ничего не происходит, который ничего не может сделать. Поистине мрачная картина, пусть и скрашенная элементами сатиры, не даёт ответов на вопросы, которые сама же очерчивает, она общается со зрителем только на чувственном уровне.
Фильм рассказывает историю о старике Умберто, которому не хватает денег, чтобы заплатить арендную плату, ему грозят выселением. Для попрошайничества на улице он слишком горд, а среди небезразличных друзей у него только малолетняя работница пансионата и собачонка.
Дорога
Режиссёр: Федерико Феллини
Если поздние работы Феллини более изысканны и структурно сложны, то раннее творчество режиссёра наследуют традиции неореализма. Вспомним фильм «Дорога», получивший Серебряного Льва Венецианского кинофестиваля (1954), «Оскар» (1957) и мировую славу.
Это история о юной Джельсомине, которую родная мать продала бродячему циркачу Дзампано в обмен на несколько киллограмов еды. Странствующая героиня подвергается немыслимой жестокости, громко стучит по барабану и постепенно сходит с ума. Но позже, встретив спасителя, она почему-то все равно решает остаться со своим угнетателем Дзампано.
Другие значимые фильмы эпохи: «Пайза», «Земля дрожит», «Германия, год нулевой», «Рим в 11 часов», «Путешествие в Италию».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!