Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

  • Автор: Валерия Кудрявцева
  • Published in Рейтинги
Понравилось? Расскажите друзьям:

«Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится» 

 © х/ф "Берегись автомобиля"

Сейчас одним из самых популярных американских сериалов являются «Острые предметы» − экранизация одноимённого романа писательницы Гиллиан Флинн, транслируемая каналом HBO. Детективную драму с Эмми Адамс в главной роли прекрасно принимают критики, зрители пытаются угадать развязку, а фанаты книги волнуются в ожидании − удастся ли добиться того же танца на нервах, что и в романе? Не будем заходить на территорию спойлеров, но развязка, как и всегда у Флинн, будет многослойной и неожиданной. Кстати, «Острые предметы» далеко не единственный пример нового острого взгляда на старый гобелен детективного жанра. Предлагаем вашему вниманию список необычных детективных фильмов XXI века, которые ломают, обходят и высмеивают каноны жанра.

8 женщин (2001)

Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

Вольная экранизация пьесы Робера Тома, снятая Франсуа Озоном, была представлена на Берлинском фестивале в 2002 году, где весь актёрский ансамбль получил приз в категории «За выдающиеся художественные достижения». Одно то, что Озон собрал вместе столько великолепных актрис, можно считать художественным достижением. В фильме сыграли Даниэль Дарьё, Фанни Ардан, Катрин Денёв и Изабель Юппер, которую за роль в картине номинировали ещё на ряд наград. Отмечены были также сам Озон и композитор Кришна Леви. Действительно, постановка, музыка и актёрская игра − три ключевых элемента для создания хорошего герметичного детектива, а именно таким «8 женщин» и являются.

Действие разворачивается в классических для детектива декорациях − большом загородном особняке, и в классическую детективную эпоху −  50-е годы прошлого века. В особняке обитают: хозяин дома Марсель, его жена Габи, их младшая дочь Кристин, сестра Габи Огюстина и их мать, горничная Луиза и кухарка мадам Шанель. Домой на зимние каникулы из университета приезжает старшая дочь Марселя и Габи − Сюзон, и в день её приезда кто-то убивает отца семейства. Выезд из поместья перекрыт снегом, телефонный провод перерезан, а собаки во дворе не почуяли чужака − каноническая завязка в стиле «это сделал кто-то из присутствующих». Тем более что не перестают вываливаться скелеты из шкафов и вспыхивать конфликты между дамами, к которым в определённый момент присоединяется и сестра убитого − обворожительная женщина с сомнительной репутацией. Всё готово, кинжал воткнут, вход перекрыт, время начаться расследованию, но… Нет, это время для песен и кошачьих драк красавиц в роскошных платьях.

Каждой героине отведён свой музыкальный номер под завораживающую музыку Леви, у каждой с ним связана личная история. Диалоги о жизни не кончаются, тон из комедийного становится драматическим, сцены комического ужаса сменяются спокойными разговорами у камина, всё это так очаровывает, что о детективной составляющей и не думаешь, хотя она и вспыхивает время от времени хрестоматийными деталями а-ля «У меня украли все акции!» и «В вашей сумочке пистолет!».

Преступление, правда, раскрывается, только это здесь совсем не главное.

Госфорд-парк (2001)

Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

В один год с «8 женщинами» вышел другой блестящий фильм, заигрывающий с канонами жанра − «Госфорд-парк». Даже завязки картин несколько похожи − дом посреди полей, убийство хозяина, у многих был мотив. Только здесь это не особняк, а огромное аристократическое поместье, не 50-е годы, а 30-е и не 8 человек, а  толпа хозяев и их слуг, в хитросплетениях отношений которых не сразу разберёшься.

Режиссёром фильма выступил Роберт Олтмен, мастерски снимающий фильмы с большим количеством действующих лиц, например, его «Нэшвилл», где было 24 персонажа, принёс режиссёру номинации на «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший фильм. В тех же номинациях был представлен и  «Госфорд-парк». И если тут академики картину решили обделить, то приз за лучший сценарий заслуженно достался ей. Его автором является Джулиан Феллоуз, потомственный британский аристократ, отлично знающий, как устроена внутренняя жизнь в родовых поместьях. Феллоуз тоже отлично умеет работать с многочисленными героями, линии отношений между господами, слугами, господами и слугами переплетены очень изящно и наблюдать за этой сетью чрезвычайно увлекательно.

Сюжет таков: в поместье сэра Уильяма Маккордла съезжаются знатные гости с прислугой, чтобы провести уикенд. Хотя со стороны все кажутся беззаботно любезными, вскоре залы и коридоры начинают наполняться слухами, за закрытыми дверьми происходят семейные перебранки, а на второй вечер сэра Маккордла находят убитым в его кабинете. Завязка, опять-таки, абсолютно типична, но здесь фанатов стандартной детективной фабулы ждёт полное недоумение.

Авторы открыто иронизируют над жанром, в кадре то и дело появляются бутылки с крупной надписью «Яд», семейные тайны обнажаются с надлежащей регулярностью, а венчает этот торт вишенка в виде Стивена Фрая, играющего инспектора, приехавшего расследовать дело. Судя по зрительским отзывам, такое отношение к детективной составляющей фанатам Агаты Кристи не очень понравилось, но и фильм ведь не про это.

«Госфорд-парк» − великолепная костюмная драма с изящной остроумной историей и прекрасными актёрскими работами (чего только стоят Хелен Миррен и Мэгги Смит), и если нарочитая неискусность развязки вас не смущает − смотрите непременно.

Сыщик (2007)

Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

Вообще-то «Сыщик» является ремейком фильма «Игра на вылет» 1972 года, и основные элементы сюжета в нём полностью совпадают. Но раз уж он был переснят в нашем веке, не стоит упускать шанс написать об этой истории. Кроме того, у фильма есть первоисточник в виде одноимённой пьесы, что делает его более независимым от другой экранизации.

«Сыщик» − очередной пример герметичного детектива, но на этот раз участников всего два: пожилой и богатый автор детективных романов Эндрю Уайк (Майкл Кейн) и молодой любовник его жены актёр Майло Тиндл (Джуд Лоу). Что интересно, в фильме 1972 года Майкл Кейн тоже играл, но в роли Майло, а роль Эндрю исполнял прославленный Лоуренс Ольвье. Действие вновь разворачивается в огромном особняке, но на этот раз дом очень современен и минималистичен по стилю. Любовник приезжает к мужу, чтобы убедить того дать развод. Эксцентричный писатель решает разыграть нежеланного гостя и делает это настолько издевательски, что тот решает преподнести ему достойный ответ. Дальше сюжет раскрывать не следует. Но стоит упомянуть, что ни одной из стандартных развязок, возможных в подобных декорациях, не будет.

Почти все критики сошлись на том, что первая экранизация вышла гораздо лучше, но если вам ближе современное кино и интересен тандем Лоу-Кейн, можно посмотреть картины одну за другой, начиная с новой. Старый фильм действительно настолько хорош, что даже знание развязки не испортит впечатление от него.

Исчезнувшая (2014)

Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

Раз уж этот материал начался с одной экранизации Гиллиан Флинн, было бы странно не написать про другую. «Исчезнувшая» стала не только очень успешной книгой, но и очень успешным фильмом. Режиссёр Дэвид Финчер, специализирующийся на захватывающих триллерах, таких как «Семь» и «Зодиак», назвал «Исчезнувшую» своей лучшей картиной. В ней его режиссёрский стиль действительно прекрасно сочетается с писательским стилем Флинн, которая собственноручно переработала роман в сценарий.

Завязка здесь далеко не банальна: Ник и Эми Данн живут в провинциальном городе где-то в штате Миссури. Однажды утром Ник уезжает из дома, чтобы в одиночестве посидеть на пляже, а вернувшись, обнаруживает, что жена пропала. Приехавшие полицейские видят беспорядок в гостиной и обнаруживают на полу и стенах кухни плохо затёртые следы крови. Они считают, что Эми убил Ник, тем более что алиби у него нет. Ник уверенно утверждает, что не убивал жену, но каждый его поступок убеждает общественность и полицию в обратном. А что всё-таки случилось с Эми?

Как ни мал вероятность, что вы не видели этот фильм, здесь раскрывать подробности уже не стоит под страхом спойлеров. Но в определённый момент история делает крутой крюк и из детектива про удачную подставу превращается в кровавый психопатический триллер. Актёрская игра (главные роли исполняют Бен Аффлек и Розамунд Пайк, номинированная за этот фильм на «Оскар»), музыка, операторская работа − всё до невероятия хорошо. Если по какой-либо причине вы этот фильм пропустили, то обладаете отличной возможностью сначала прочесть книгу, а потом уже тревожить свои нервы фильмом.

Скрюченный домишко (2017)

Сфинкс без загадки: детективные фильмы, ломающие каноны жанра

Писатель Дмитрий Быков однажды сказал, что из всех романов Агаты Кристи читатели запоминают именно «Скрюченный домишко», потому что «мотив был у всех, убить мог кто угодно, а убивала»… А дальше лучше не рассказывать. Кристи, конечно, классический детективный автор, но на то она и классик, чтобы быть первооткрывателем. Кроме того, её роман для экранизации переработал уже упоминавшийся ранее Джулиан Феллоуз, и сделал он это блестяще. Кроме того, его отличный сценарий оказался в руках у отличных американских, как ни странно, актрис − на главных ролях здесь Джиллиан Андерсон, та самая агент Скалли, и Гленн Клоуз.

По сюжету молодой детектив Чарльз Хейуорд по просьбе своей возлюбленной Софьи приезжает в богатое семейное поместье, чтобы расследовать смерть её деда − олигарха Аристида Леонидиса. Там он встречает всё странное семейство Леонидисов: его сыновей, один из которых сентиментальный слабак, а второй претенциозный фат, их жён, властную стерву и актрису прямиком из «Бульвара “Сансет”», их не менее подозрительных детей и молодую красавицу-вдову Бренду Леонидис. Есть ещё леди Эдит, свояченица убитого, единственная, кто ведёт себя просто. Но не кажется ли её нормальность, столь несвойственная этому дому, вызывающей?

Книги Агаты Кристи вообще отличались непредсказуемой развязкой, но финал этой книги удивил и её давних поклонников, никаких «преступник пойман, и все счастливы» не будет, тут всё мрачнее.

Единственное, что в фильме сильно хромает − его режиссура. Жиль Паке-Бреннер до этого уже успел испортить одну экранизацию хорошего детектива − «Тёмные тайны» всё той же Гиллиан Флинн, но, видимо, ему решили дать второй шанс. Зря. Неровный темп и странное освещение картину немного портят, но в остальном этот свежий взгляд на необычную классику стоит того, чтобы потратить на него субботний вечер.

 
 

Портал Субкультура