Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите презентовать свою книгу? Пишите на почту main@sub-cult.ru
Графический роман «Бомба»: ядерная тень истории

«Обычно я говорю: нужна искра, чтобы зажечь воображение и написать сценарий. Но не в этом случае — в основу книги, которую вы держите в руках, легла тень!»

Дидье Алькант

Ещё до выхода из печати графический роман «Бомба» поражал не только своей пугающей актуальностью, но и смелостью сценаристов Дидье Альканта и Лоран-Фредерика Болле, которые решились на комикс об атомной бомбе после «Босоногого Гэна» Кэйдзи Накадзавы. Кроме того, бесстрашное издательство NoAge, занимающееся российской локализацией «Бомбы», приготовило читателю ещё один приятный сюрприз. Несмотря на то, что это их первый комикс, даже дотошному критику будет сложно придраться к столь солидному и качественному изданию.

И кажется, появление «Бомбы» на рынке должно было звучать как «ба-бах» упавшей на стол двухкилограммовой книжищи, но, увы, пока что получается лишь замученный спецоперационными реалиями издательский «бум». Стараясь исправить несправедливость, мы решили рассказать о комиксе поподробнее. Как создавался «ультрадокументальный» графический роман, тепло ли его встретили французские критики (раз за наших пока отдувается только «Горький») и чем он может заинтересовать, а чем отпугнуть уставшего российского читателя.

triniti© NoAge

В январе 1982 года одиннадцатилетний Дидье Алькант посещает Мемориальный музей мира в Хиросиме. Там он впервые узнаёт о трагедии, случившейся 6 августа 1945 года. На всю жизнь в память мальчика врезается запечатлённая ядерная тень на ступеньках банка Сумимото.

Уже в 2005-м выходит первый комикс Дидье. С тех пор он не может отделаться от навязчивой мысли о создании графического романа об атомной бомбе. Конечно, его волнуют главные вопросы любого комиксиста, рискнувшего ступить на эту территорию: «Что я могу сказать после «Босоногого Гэна»? Имею ли я право добавить что-то к истории Кэйдзи Накадзавы, выжившего после взрыва в Хиросиме?» Однако желание понять, как мир дошёл до применения ядерной бомбы и что за история скрывается за человеком-тенью, берёт верх.

Забегая вперед, скажем, что последнее он так и не узнал. Так что Дидье пришлось ввести в свой комикс, основанный только на фактах, единственную художественную линию — историю семьи Наоки Моримото — человека-тени, отсылающую читателя сразу и к Дайкичи Накаока из «Босоногого Гэна», и к Мемориальному музею мира.

ten

© NoAge

Но до этого пока далеко. Набросав первую версию синопсиса на 60 страниц, Дидье понимает, что не может съесть этого слона в одиночку. И в 2015-м он обращается к Лорану-Фредерику Болле, писателю, искушённому в работе с историческими материалами. В итоге им понадобилось пять лет для того, чтобы создать сценарий на 450 страниц, а Дени Родье отрисовать его в невообразимом даже для художника серии «Супермена» ритме. В 2020 году, к 75-летию бомбардировки Хиросимы, комикс «Бомба» вышел в известном французском издательстве Glenat.

На сегодняшний день книга получила семь престижных премий. Не будем утомлять вас их перечислением (полный перечень есть на сайте издательства), главное, что там пока нет ничего с «Айснером» или «Ангулемом» в названии. Французские критики довольно тепло встретили книгу, делая упор в основном на её «ультрадокументальности» и «достоинствах сухой кисти» Родье. И правда, ни первого, ни второго у «Бомбы» не отнять.

krug© NoAge

Сложно даже представить, сколько материалов изучили сценаристы для создания столь плотно насыщенного фактами комикса: в нём упомянуто 20 реальных мест и 60 известных личностей. Причем, истории многих героев ядерной гонки охватывают внушительные периоды времени. К примеру, с Лео Силардом, создателем одного из первых ядерных реакторов, нас знакомят в 1933 году. Мы видим как он, будучи этническим евреем, вынужден оставить пост профессора Университета Фридриха Вильгельма и бежать из страны. Последняя же встреча с этим героем случается лишь в 1964 году, когда, успешно излечившись от рака, он умирает во сне от сердечного приступа.

Известно, что по некоторым вопросам авторы консультировались с инженером-физиком, а в 2018 году посещали Хиросиму для сбора референсов. При этом они изо всех сил старались избегать оценок действий учёных того периода и не принимать чью-либо сторону. Вместо дихотомии добра и зла нам предлагается, с одной стороны, Уран как главный герой истории, в принципе не ведающий подобных оценочных категорий, с другой — жители Хиросимы, несчастные жертвы произошедшего. В итоге после прочтения «Бомбы» остаётся ощущение некоторой обречённости. Нам показали путь боли и страха, но забыли показать путь надежды. Хотя, возможно, если дело касается Урана, этот путь никогда и не существовал.


uran© NoAge

«Закадровый» голос Урана слышен на протяжении всего произведения. Открываясь почти ветхозаветным «вначале не было ничего», его история, кажется, придаёт больше литературности слишком документальному комиксу. Но в то же время именно она добавляет жанровой несуразности, столь характерной для другого комикса про создание ядерной бомбы — «Тринити» Джонатана Феттер-Ворма.

Смущают также размеры и поистине убийственный вес книги: 220х290 см и почти два кг. Нет, комикс, конечно, не надо сокращать, но сколь увлекательно не пытались бы описывать события авторы, это всё же 472 страницы фактов. И будет лукавством сказать, что они читаются на одном дыхании. Зато те, кто не поленятся, смогут наконец разобраться в ядерной многоходовке Второй мировой войны и узнать, какие политические и гуманистические (да, даже так) мотивы двигали людьми, создавшими печально известные бомбы «Малыш» и «Толстяк».

И если введение Урана-рассказчика кажется довольно неоднозначным ходом, то графические приёмы Родье, связывающие воедино множество сюжетных линий, мест и событий, на редкость удачны. Это и круговой лейтмотив во многих сценах (часы, медаль, светильники в виде шара) и постоянные отсылки к грибовидному атомному облаку (дым от сигарет, желток на сковороде). И, наконец, всё те же тени, невольно перетягивающие на себя внимание в чёрно-белом комиксе и подсвечивающие ключевые элементы повествования. И не забудем о фотографической точности его портретов.

grib© NoAge

В аннотации стиль Родье небезосновательно отождествляют с эстетикой детективных комиксов 1930-х и прорисовкой (а вот здесь уже спорно) характерной для мастеров поп-арта. Хотя, судя по тому, что в этой же аннотации не забыли упомянуть вездесущего «Мауса» Шпигельмана, издатели просто пытались поместить «Бомбу» в один ряд с легендарными произведениями комикс-индустрии, чтобы читатель сразу проникся масштабностью комикса.

С уверенностью можно утверждать, что новинка NoAge — очень достойный графический роман, способный выдержать критику как ценителей исторического канона, так и любителей франко-бельгийских комиксов. А ещё он, конечно же, важен своим гуманистическим посылом, заключённым в извечном призыве: «Больше никакой Хиросимы!»

Фото обложки: © NoAge

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика