Возможно, вы уже знакомы с Алексом Муровым, автором романа «Дневник лесного янгире», даже не подозревая об этом. В 2010-х писатель снимался в эпизодической роли в «Школе» Валерии Гай Германики, участвовал в работе над сериалами «Универ», «Голоса», «Метод Лавровой». С 2017 года Муров размещает в Сети свои книги, которых у него уже девять. Самая новая — «Дневник лесного янгире» — вышла летом 2022.
Янгире — термин из аниме, которым обозначают особый тип персонажей. Это психически нестабильные герои, склонные к насилию из-за пережитой психологической травмы. От имени такого персонажа и ведётся повествование в «Дневнике лесного янгире». Главный герой — Александр Муров — обычный, довольно субтильный подросток. Мы знакомимся с ним, когда он в образе Пьеро пытается защитить девочку-кореянку от школьных хулиганов во главе с националистом Мухиным.
Обложка книги. Фото из личного архива Алекса Мурова
В целом, из таких небольших сценок состоит всё повествование «Дневника лесного янгире». Любимое место отдыха главного героя — кладбище, куда он, «изгой», убегает от мира живых. Ещё Алексу близок лес, животные и природа в целом. Он противопоставляет естественный мир всему человеческому, что его окружает. В его понимании мира человек — лишнее существо, поскольку он разрушает всё вокруг из-за своих амбиций.
Алекс всеми правдами и неправдами пытается убежать от уродливой реальности обычного российского городка, где, как кажется герою, ему нет места. Он хочет заниматься творчеством, стремится к справедливости. Бывает циничен и категоричен в выводах, но всё-таки старается оставаться настоящим и искренним в мире, где всё строится на лицемерии, насилии и жажде наживы. Впоследствии эскапизм приведёт главного героя к знакомству с запрещёнными веществами и своей теневой стороной, агрессивной и опасной.
Автор «Дневника лесного янгире» натуралистично воспроизводит атмосферу провинциального города со всеми её атрибутами: пьяницами, ларьками, преступным элементом и общей серостью.
Одно из необычных достоинств романа — большое количество иллюстраций. Они предваряют почти каждую главу и помогают лучше представить главного героя, воссоздать антураж истории.
Одна из иллюстраций к роману. Фото из личного архива Алекса Мурова
Стоит обратить внимание на необычный язык произведения. Поскольку главный герой — подросток, в его речи часто попадаются английские слова. Например, на уроке религиозного воспитания в школе к ученикам приходит «true священник». Иногда встречаются сленговые американские фразочки, написанные по-русски: «лейм» — прилагательное, которым описывают что-то бесполезное. Помимо этого вас ждёт нецензурная брань, хотя её в тексте не так уж и много, и русские сленговые обороты. Зачастую затрудняет процесс поглощения романа не очень хорошо вычитанный текст: встречаются пунктуационные и орфографические ошибки.
Как природа помогла начать работу над романом «Дневник лесного янгире», какие писатели и философы вдохновляли автора на работу над книгой и когда в литературном произведении уместна нецензурная брань? На эти и другие вопросы отвечает автор романа «Дневник лесного янгире» Алекс Муров.
— «Дневник лесного янгире» — автобиографичный роман. Некоторые из ваших читателей недоумевают, как вам хватает смелости публично рассказывать о таких подробностях жизни, которые другие хотели бы оставить при себе любой ценой. Насколько на самом деле автобиографичен образ главного героя? И как не бояться такого «обнажения» души перед сотнями читателей?
— В книге описано моё детство и юность. Именно таким я и был в то время.
На мой взгляд, нельзя бояться быть максимально честным перед своей аудиторией. Мне не стыдно признавать свои чёрные пятна и вспоминать о каких-то скверных багах. Я о них нисколько не жалею…
— Описывали ли вы в романе события, которые реально происходили в вашей жизни?
— Да, конечно. Я всячески пытался побороть свои психологические проблемы. Сходил с ума…
Алекс Муров, автор романа «Дневник лесного янгире». Фото из личного архива Алекса Мурова
— Кажется, использование нецензурной брани в литературе всегда было камнем преткновения. Особенно в нашей стране с её «традиционными ценностями» и большим количеством табуированных тем. На ваш взгляд, должен ли писатель ограничивать себя, подбирать эвфемизмы, чтобы не шокировать публику?
— И в литературе, и в жизни ненормативной лексикой нужно уметь пользоваться в меру и к месту. К примеру, если один из персонажей в произведении вырос на улице, его воспитывала мать, пропитанная алкоголем, а после восемнадцати лет он от безысходности ушёл на войну, там он не будет разговаривать как выпускник Оксфорда.
— Что стало отправной точкой для создания «Дневника лесного янгире»?
— Однажды я был в лесу и проводил ритуал по исполнению желания. Оно сбылось, и я дал слово посвятить своё новое творение этому прекрасному месту. Я люблю лес. Люблю природу и считаю отношение человека к ней преступным.
— Какие авторы и культурные произведения в целом вдохновляли вас во время работы над этим романом?
— Теренс Маккенна, Олард Диксон. Также большое влияние на меня оказали философы Чижевский и Вернадский с их видением природы как живого вещества планеты Земля.
— Каким вы представляете своего идеального читателя?
— Мне нравятся интроверты и люди, не обремененные материализмом, которые видят в этом мире намного больше других. Мысли которых — это не просто деньги и развлечения.
— Какая из ваших книг наиболее дорога вам? Почему?
— «Дневник лесного янгире»... И не только потому что это non-fiction.Тут что-то очень личное…
Обложка: фото из личного архива Алекса Мурова.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!