Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите презентовать свою книгу? Пишите на почту main@sub-cult.ru
«Красная Луна» — роман о жертве древним богам

В новом романе Галины Талановой «Красная Луна» отголоски древних преданий соседствуют с миром реальным, вторгаясь в судьбу обычного человека. Главная героиня Олеся — пожилая, пережившая инсульт женщина. Она живёт в неуютном доме престарелых, где санитарки не отзываются на звонки пациентов, а соседка по комнате пытается убить себя. Здесь невозможно не только завести друзей, но и даже просто побеседовать: все остальные жильцы больны деменцией.

Олеся находит выход — она спасается в воспоминаниях о прошлом. О матери-собственнице, которая не хотела дать ей шанс повзрослеть. О первом не родившемся ребёнке от человека, который годился ей в отцы. О неудачном браке с ним, его измене. О том, как жизнь уходила у неё из-под ног.

Кажется, вся судьба Олеси — череда трагических событий, смертей и потерь. И их предзнаменованием неизбежно становится кровавая луна — та, что страшила древних людей, заставляла их задабривать богов человеческими жертвами. Олеся тоже жертвует собой. Ради возлюбленного, который использует её. Ради матери, удерживающей своей гиперопекой. Ради приёмного сына, который пугает своим поведением.

«Красная Луна» — жуткая история с натуралистичными описаниями страданий героев, от которых становится неуютно. Но это часть книги, без них не обойтись. Они интригуют читателя: после первой главы книгу не хочется откладывать.

Роман отличают яркие, детально прописанные образы: персонажи либо заставят сопереживать им, либо искренне ненавидеть их, но при этом понимать, почему в тот или иной момент они поступают так, а не иначе. Кроме мастерски созданных героев и действительно захватывающего сюжета, за которым кроется не менее сложная и крайне актуальная сейчас главная мысль, читателя ждёт по-настоящему выразительный язык повествования, при этом лишенный излишне вычурных, усложняющих чтение речевых оборотов, через которые приходится пробираться. Автору удаётся соблюсти баланс между сложностью и простотой как языка, так и сюжета, системы образов, проблематики романа.

Судьба Олеси ставит перед нами вопрос: должен ли человек жертвовать своим комфортом и счастьем, чтобы быть удобным для других? И Галина Таланова даёт однозначный ответ — нет. Чтобы не оказаться в старости немощной старухой в «казённом доме» без теплоты любви близких людей, мы должны сами выбирать направление своей жизни. Быть неудобными, принимать волевые решения. Уходить от тех, кто маскирует под любовь личную выгоду. И тогда мы будем счастливы, так счастливы, что никакая кровавая луна не сможет помешать.

Нрав человека — его рок

Почему такие люди, как Олеся, даже отказываясь от себя, живут в гармонии со своей совестью и обретают счастье, о чём и говорит книга, рассказала автор романа Галина Таланова.

— Почему вы назвали книгу «Красная Луна»?

Каждый раз, когда судьба героини собирается сделать крутой вираж, в романе появляется багровая луна, словно предупреждающая героиню о надвигающемся ненастье и необходимости жертвы.

Люди всегда боялись и уважали ночное светило, возводили вокруг Луны целые культы. Луна, словно небесный оракул, сулила удачу и предвещала несчастье, а потому её почитали, просили о предзнаменованиях, благодарили за благосклонность. Окрашенная в кровавый цвет, она с давних времён внушала страх, порождала опасения и предвещала войны и апокалипсис. В средние века Луна воспринималась как одушевленное существо, живущее на небе, а её алая раскраска трактовалась как кровь из ран, полученных в борьбе со злыми духами. Конец света связывали с библейским изречением о том, что его знаком будет помрачневшее солнце и умирающая луна, наполненная кровью. Чтобы задобрить разгневанных богов и продлить жизнь человечеству, племена в ночь Кровавой Луны приносили жертву, отдавая богам самое дорогое и ценное, что у них было: недавно рождённого младенца или молодую девушку, избранную стать наречённой богов.

— Какая связь между судьбой Олеси в современном мире и древними преданиями?

Не всегда лунное затмение являлось предвестником трагедии в древних легендах. Например, у африканцев лунное затмение считают конфликтом луны и солнца, а люди должны помочь им разрешить этот спор, забыв старые ссоры, освободить душу от грехов, раскаявшись в своих поступках… Это поможет избежать несчастий, которые предрекает всплывшая на небосклоне кровавая луна.

Так и Олеся пытается задобрить разгневанных богов, принося себя в жертву то амбициям и привязанности к ней матери, то любимому мужчине, то приёмному ребёнку.

— Почему вы выбрали именно образ Красной Луны как предвестник несчастий в жизни главной героини?

Багровое свечение вызывало у меня всегда какую-то тревогу, ассоциирующуюся с заревом пожара и сгорающим домом, круто меняющими в одночасье жизнь человека…

— В книге Вы рисуете пессимистичную картину: героине не везёт в детстве, в первой любви, а в старости она оказывается раздавлена болезнью. Вы хотели описать одну трагическую судьбу или показать читателям, что вся наша жизнь — череда несчастий?

Нет, жизнь наша полосатая. За чёрной полосой всегда приходит светлая (не белая, а состоящая из семи полосок радуги, всплывающей после грозы) — таков закон маятника: чем сильнее он отклоняется в одну сторону, тем дальше качнётся в другую.

И эти радужные полоски тоже есть в книге: это любовь к трём мужчинам в разные периоды её жизни, надежда на счастливое материнство, творчество… Это то радужное состояние ожидания чуда, когда мы в эйфории выдуваем мыльные пузыри иллюзий, любуясь красочными переливами и удивляясь невесомостью их полёта.

— Олеся — полностью выдуманный персонаж или у неё есть прототип?

Полностью выдуманных персонажей не бывает. Образ Олеси собирательный, но всё, что с ней произошло, происходило с реальными людьми.

— Кажется, Олеся живёт не для себя всю книгу. Был ли у неё шанс вырваться из созависимых отношений и начать двигаться по жизни так, как хочется ей?

Наверное, нрав человека — его рок… Кто-то может перешагнуть через головы близких людей и оборвать не только тоненькие ниточки отношений, но и канаты долга и совести, держащие на приколе рядом с берегом, в то время как бескрайний океан манит неизведанными странами.

А кто-то считает, что самый глубокий и ласковый океан — это близкие, и покидать ты их не вправе: это предательство. И они выбирают измену по отношению к себе, к своим юношеским мечтам и стремлениям поплыть за «золотым руном» счастья. Их не пугает то, что они «пластилиновые», и из них можно лепить то, что хочется близким. Даже если они и несчастливы, то живут в гармонии со своей совестью.

— Если героиня так сильно страдала от приёмного ребёнка, почему она просто не могла отказаться от него?

Она утешала себя тем, что делает доброе дело, что мальчик вырастет, ну пусть и не будет хватать звёзд с неба, но звёзды ведь можно зачерпнуть в ладони и в тихой озёрной воде… И это тоже даёт иллюзию счастья. Боялась осуждения и злорадства, что не поверила в то, о чём её предупреждали. Искренне считала, что когда ребёнка возвращают обратно, потому что невозможно ужиться вместе, — это подлость. Мучайся, ломай свою собственную жизнь, но терпи. И от этой непереносимой, бесчувственной ноши, которая тянет вниз, рано или поздно наступает эмоциональное выгорание.

— Какой Вы видите современную женщину? Отличается ли её образ от того образа русской женщины, которую создали классики отечественной литературы?

А кто именно из классиков? Был Некрасов с его «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…». Был Блок с его «Всегда без спутника, одна, дыша духами и туманами…». Был интеллигентный Чехов с его «Женщина лукава, болтлива, суетна, лжива, лицемерна, корыстолюбива, бездарна, легкомысленна, зла. Только одно и симпатично в ней, а именно то, что она производит на свет таких милых, грациозных и ужасно умных душек, как мужчины…». Был Бунин: «Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью…». Был Тургенев: «Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой…».

Сегодня очень часто то, что не хочет делать мужчина, берёт на себя женщина. Как сказала Элизабет Тейлор: «Судьба современной женщины трудна. Она должна выглядеть как девушка, думать как мужчина и работать как лошадь».

Современная женщина теперь «вечная девушка» и уже больше не может оставаться прежней, знакомой нам по произведениям классиков. Она не может быть больше кроткой, трепетной, ожидающей... Она должна бежать, бежать, бежать, перебирать лапками, как белка в колесе, в темпе, предложенном мужчиной, который бежит… от самого себя. Эта женщина больше не может позволить себе взгрустнуть под вечер, когда сгущаются сумерки, а милый ещё не вернулся из военного похода с рассказами о своих подвигах на работе и приключениях, возможных только в жизни мужчины…

Женщина теперь сама в плавании по морям жизни, в полёте под облаками, а иногда и над облаками… Современная женщина больше не может себе позволить выглядеть неуспешной. Нет любимого? Есть фитнес и салоны красоты, театр и выставки, путешествия и социальные сети… Эта женщина должна бороться со всё больше иссушающим её, словно осенний лист, временем, бежать против ветра, дующего в лицо, толкающего с силой в грудь, сшибающего её с ног. Современная женщина может быть просто контейнером для вынашивания чужого ребёнка — и идти на это с одобрения своего мужа, чтобы прокормить общих с ним детей, дать им гаджеты, если её мудрости и тепла не будет хватать на всех…

А в душе она остаётся всё такой же ранимой, нежной, мечтающей быть вьюнком, оплетающим ограду из сетки Рабица, дающей ей опору в лице любимого мужчины. И она всё так же готова бросить в жертвенный огонь любви страдающее сердце…

— Какой вы видите вашу аудиторию?

Во-первых, читающей серьёзную, глубокую литературу, а не потребляющей сладкую жвачку. Это те читатели, кто не боится ожога от прочитанного, выводящего из равновесия, кто не пугается послевкусия, заставляющего думать о вечном.

Зачем человек пришёл в этот мир, почему ему предстоит уйти? Что он оставит после себя? Откуда возникает любовь? Каким ветром забрасывает её в наше сердце, словно семечко лёгкого одуванчика, парящего на своём парашюте? И куда она улетает? И куда исчезает сам человек?

Во-вторых, это те читатели, которые читают медленно, смакуя неповторимый и изысканный вкус образного текста, начинённого поэтическими образами, а не проглатывая его сюжет, запихивая в себя роман непрожёванными кусками.

— Для вас важно, чтобы читатели не просто наслаждались чтением, а извлекали из этого «уроки», пересматривали свою жизнь, пытаясь сделать её лучше?

Если честно, наверно, нет… Я не беру на себя роль учителя. Я всё та же примерная ученица-отличница, как была в детстве и юности, принципиально не поднимавшая руку, даже если хорошо знала ответ на вопрос, потому что считала, что быть «выскочкой» и лезть со своими ответами неприлично. Творчество — это в первую очередь самовыражение, попытка уйти от суеты, от обыденности и рутины, от собственной тоски, одиночества и горького осознания того, что твои «уроки» мало кому нужны.

— Однако чему все же должен научить Ваш новый роман?

Не гнать на «красный свет», а почувствовав предостережение, затормозить и попытаться избежать надвигающейся катастрофы жизни… Многое в наших руках. Но далеко не всё… И если беда всё же произошла, когда мы её совсем не ждали, найти в себе силы — и жить дальше, придумав новый смысл и оправдание своей жизни. Уметь создавать иллюзию, что так необходима, чтобы жить дальше… Помнить, что жизнь одна, другой не будет, и стараться жить в гармонии с собой и миром, выискивая маленькие радости даже в дне, затянутом облаками, набухшими слезами…

Ранее Галина Таланова рассказывала о своих довольно нетипичных «женских» романах, которые, как и «Красная луна», поднимают сложные социальные темы, раскрывают вопрос взаимоотношений между людьми с совершенно новой стороны, «Светлячки на ветру», «Бег по краю», «По волнам, по океанам».

Понравился материал?

Подпишись на наш Instagram

А также паблик Вконтакте!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика