Для кого–то Александр Лонс уже знакомый автор, который выпустил немало детективов с фантастическим сюжетом. Его книги «Разрыв легенды» и «Тёмный флешбэк» из серии «Шепчущий в темноте» уже полюбились читателям увлекательными и необычными историями. Самое время познакомиться с его новой книгой — «Привратник мифа».
Главный герой — частный детектив, которому предстоит вспомнить последние два месяца жизни и при этом закончить накопившиеся дела. Его знакомая ведьма из Санкт-Петербурга срочно просит отвезти магистрантку на практику в глухую деревню, а в агентстве появляется дама, которая подозревает знакомого в контрабанде зубов диких животных. Сыщик не обходится и без приключений: ему приходится спасать уже знакомых ведьм, перевозить посылки и проводить время в плену у преступной группировки. В конце детектив не только определяет, кто стоит за жестоким браконьерством, но и вспоминает, как прошло его двухмесячное путешествие в другой мир, и для чего его вернули в привычную вселенную.
© Интернациональный Союз писателей
Александр Лонс — один из немногих российских авторов, который работает в гибридном жанре детектива и фантастики. В «Привратнике мифа» он также добавил капельку городского фэнтези: главному герою предстоит сотрудничать с ведьмами, вспомнить о лешем и узнать историю Кощея Бессмертного. В отдельных главах — «Блок воспоминаний» — Александр Лонс переносит героя во вселенную киберпанка, в которой несмотря на технологическое развитие, процветает организованная преступность.
То, как написан детектив, действительно увлекает. Слог в романе простой, так что текст читается легко. К тому же читатель найдёт над чем посмеяться, ведь в романе достаточно юмора. При этом автор позволяет себе небольшие и уместные философские рассуждения, которые не успевают навлечь скуку.
Читайте также
Повествование в «Привратнике» не банально: герой проходит сразу через две сюжетные линии. Это позволяет читателю не заскучать и переключиться на другую историю. К тому же, связь обычной детективной истории с фэнтезийными и фантастическими элементами, делает её незаурядной. Сюжет строится так, что от книги не хочется отрываться до тех пор, пока преступник не будет пойман.
В романе есть отсылки и к предыдущим книгам автора: событиям в книге «Разрыв легенды», истории долга главного героя перед ведьмой в романе «Куколка». Тем не менее, даже неподготовленному читателю будет просто прочесть книгу: отсылки к предыдущим частям истории на сюжет «Привратника» никак не влияют.
© bublikhaus on Freepik
Как творчество братьев Стругацких повлияло на создание романов Александра Лонса, почему детективы сегодня — один из самых популярных жанров, и насколько сложно представлять героев мифов более современными? На эти и другие вопросы отвечает автор романа «Привратник мифа» Александр Лонс.
— Что современный человек может найти для себе в мифах давно минувшего прошлого, ведь в какой-то степени это универсальные истории, объясняющие устройство мира вокруг нас?
— Всё правильно, так и есть. Мифы, истории и сюжеты живут долго. Многие из них существуют еще с античности, а может — и того дольше. Нашему современнику приходится читать переработанные версии одних и тех же историй. Согласно Борхесу, существует всего четыре сюжета. Другой известный литератор, британец Кристофер Буккер, выделял семь основных сюжетов. Французский писатель Жорж Польти оставил нам список из тридцати шести. Но, как бы там ни было, количество историй ограничено, и частенько приходится всякий раз рассказывать старые истории на новый лад. Главное, чтобы читатель не заскучал и не догадался, чем там дело закончится. Но каждый раз мы наполняем старые истории новым содержанием, и насколько это новое будет интересно, зависит только от автора.
— Насколько сложно осовременивать героев мифов? Наделить их чертами времени настоящего, при этом сохранив то ядро образа, которое было создано века назад?
— По-моему, героев надо осовременивать. Иначе современник не примет их. Но еще важнее (и труднее!) делать их мультивременными, чтобы они не устарели через десять лет.
— Создаваемый Вами мир, где баба-яга вполне себе удачно преподаёт в университете, напоминает и миры отдельных романов братьев Стругацких? Можно ли сказать, что их творчество как-то повлияло и на Ваше?
— Она не совсем баба-яга. Вернее — совсем не баба-яга. Так её обозвал один из героев. Она ведет практику на загородной университетской базе, а от постоянного преподавания неизменно отказывается. Но если у Стругацких она Наина, то у меня наоборот – Людмила ;-) Впрочем, неважно. Все мы (ну, почти все!) выросли на прозе братьев Стругацких. «Понедельник начинается в субботу» давно растащили на цитаты. Что-то общее, конечно, есть.
— Кто он — Ваш идеальный читатель? Создаваемый Вами мир точно не для тех, кто привык отсиживаться в идеальном фэнтези-мире, он довольно схож с не самой прекрасной реальностью высокой степенью жестокости, откровенности, которая ошеломляет с первых страниц?
— Идеальный читатель? Думаете, он есть? Надеюсь, что это так. Познакомьте, если встретите (Лонс смеется). По моим представлениям, это должен быть кто-то интересующийся «научной» фантастикой и обладающий широким кругозором, чтобы понять многочисленные намёки и недосказанности, которых у меня, увы, хватает. Впрочем, можно читать и так, без намёков. История от этого ничего не потеряет.
— Сейчас, как впрочем и десятилетия назад, детективы считаются одним из самых популярных жанров. Вам удалось ощутить это на себе?
— А далеко не все любят детективы. Многие их считают «низким жанром» и презирают. Противопоставляют «серьезной литературе» или «высокой литературе». Кое-кто регулярно путает с триллерами и историями о жизни бандитов, когда преступник известен уже с первой страницы. Тем не менее, вы правы. Детектив, настоящий детектив — один из самых популярных жанров. Когда читатель начинает детективную историю, он сталкивается с загадкой. Те люди, которым интересно разгадывать чужие тайны, кому приятно загружать работой собственный мозг — обычно любят детективную литературу.
— Ваш главный герой, сыщик, похож на какого-то из известных всему миру книжных детективов? Или он один в своем роде?
— Их много. Если брать классику, то это в первую очередь — Шерлок Холмс, Эркюль Пуарро, Отец Браун, Ниро Вульф и доктор Гидеон Фелл, главный герой детективного цикла Джона Диксона Карра. Как видите, я не оригинален.
— «Привратник мифа» не первая Ваша работа в серии. И часто в комментариях читатели говорят о том, что им понравилась, а что бы они наоборот хотели изменить в книге? Прислушиваетесь ли Вы к вашей аудитории? Или все же для Вас первичны Ваши ощущения как автора?
— У читателей всегда свои мнения. За редким исключением я не знаю этих людей. Обычно доверяю собственным идеям и личным ощущениям.
— Есть ли у Вас уже планы на следующие части?
— Есть. К печати готовится роман — «Просьба не беспокоить», где мой герой из-за жизненных проблем несколько сменил стиль работы.
Источник фото обложки: David Gylland on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!